Агрессия у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3 стр
Глава 1. Общие вопросы агрессии
1.1 Определение агрессии..………………………………………………………....4 стр
1.2 Виды агрессии…………………………………………………………………...6 стр
1.3 Цели агрессии……………………………………………………………………7 стр
1.4 Теории агрессивного поведения………………………………………………..9 стр
1.5 Объекты общей агрессии………………………………………………………16 стр
Глава 2. Формирование агрессии. Социальные детерминанты………………....19 стр
Глава3. Влияние внешнего мира
3.1. Влияние средств Масс – медиа…………………………………………….....29 стр
3.2. Агрессия и фрустрация………………………………………………………..35 стр
Глава 4. Эмпирическое исследование личностных характеристик старшеклассников
4.1 Цель и задачи эмпирического исследования
старшеклассников……………………………………………………..39 стр
4.2 Характеристика испытуемых……………………………………………….39 стр
4.3 Методики исследования…………………………………………………….40 стр
4.4 Анализ результатов………………………………………………………….41 стр
Заключение……………………………………………………………………….44 стр
Таблицы
Список литературы……………………………………………………………….49 стр
Приложения

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

— 379.50 Кб (Скачать)


Введение

 

 

 

Условия жизни в современном обществе требуют от людей большей твердости, жесткости, а порой и жестокости. Таковы условия выживания. Законы животного мира, где выживает сильнейший, начинают распространяться и на мир людей. Такое положение вещей больше всего затрагивает подростков, которые уже вышли из детства, но еще не стали полноправными членами мира взрослых. Однако подростки зачастую отнюдь не являются безмолвными жертвами. Зачастую они переносят агрессию на взрослых или сверстников. Проблема подростковой агрессии все чаще волнует родителей, учителей, психологов.

В психологии тема агрессии постоянно находится в поле зрения ученых. Существует большое число концепций, объясняющих этот фе­номен, проводятся многочисленные эксперимен­ты, разрабатываются методики контроля над агрессией.

Необходимо учитывать, что агрессия заложена в человеке природой. Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу. Разумная агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Личность должна неизбежно обладать определенной степенью агрессивности. В противном случае, это приводит к податливости, ведомости, комфортности, пассивности поведения.

За последнее время во всем мире отмечается рост агрессивных действий, отличающихся особой жес­токостью, вандализмом и глумлением над людь­ми. Такие социально опасные проявления вызывают серьезное беспокойство.

Данная курсовая посвящена рассмотрению агрессии как таковой и особенностей подростковой агрессии в частности.

 

 

 

 

Глава 1. Общие вопросы агрессии.

 

1 . 1 Определение агрессии.

Для детального и более полного рассмотрения проблемы агрессии необходимо дать определение этого явления. Л. Берковиц определяет «агрессию как лю­бую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому-то физический или психологический ущерб» (Л. Берковиц, «Агрессия: причины, последствия и контроль», стр. 24). Однако он подчеркивает то, что данное определение не является общепринятым.

Некоторые психоаналитики полагают, что у каждого человека имеется некий «агрессивный драйв», обуславливающий в числе прочего такие формы поведения, как отстаивание собственного мнения, стрем­ление к независимости, причисляя их таким образом к  агрессии.

Авторы, придерживающиеся бихевиористских взглядов, объясняют агрессию, не принимая во внимание мотивационные предпосылки. Одним из таких авторов был Арнольд Басс, определяющий агрессию как «причинение вреда другому человеку». Исходя из такого определения, мы можем считать агрессивными и бандита, убивающего людей, и врача – хирурга, спасающего им жизни.

Другой способ дать определение агрессии, игнорируя понятие намерения, состоит в том, чтобы описывать агрессивное поведение как нарушение социальных норм. Не только многие неспециалисты, но и профессиональные психологи нередко называют человека агрессивным, если он или она совершает действия, нарушающие принятые в данном обществе правила поведения. Разделяя эту позицию, выдающийся психолог Альберт Бандура отмечал, что многие из нас обозначают поведение как «агрессивное», когда оно противоречит социально одобряемой роли.

Иногда исследователи определяют агрессию как нарушение социальных норм, что тоже является спорным. Несомненно, человек, нарушающий социальные нормы, зачастую ведет себя агрессивно, однако сами эти социальные нормы являются величиной слишком изменчивой и субъективной. Действия, рассматриваемые одними как нормальные и оправданные, другими могут расцениваться как неоправданная агрессия. «Примером может служить отношение к насилию, широко распространенному в американских семьях. Представители право­порядка и большинство медиков считают, что родители, бьющие сво­их детей, агрессивны. Однако, если вы спросите об этом самих роди­телей, многие из них, вероятно, скажут, что они вовсе не агрессивны, а только добиваются дисциплины от своенравных и непослушных подростков» (Л. Берковиц, «Агрессия…», стр. 27). Если даже в сравнительно однородной среде возникают подобные разногласия, как же мы сможем оценить действия представителей других культур?

Зильманн дает следующее определение: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Надо сказать, что это определение требует некоторого анализа, связанного с включенными в него характеристиками. Так, агрессия понимается как поведение. Агрессивные эмоции и установки, зачастую его сопровождающие, не являются обязательным компонентом и, следовательно, не рассматриваются в данном случае как агрессия.

Очень важным представляется вопрос о преднамеренности агрессивного поведения. С одной стороны, агрессивные намерение человека очень трудно определить, но, с другой, как было показано выше, сделать это необходимо. Иначе многие акты агрессии нельзя будет считать таковыми (человек хотел причинить вред другому человеку, но не смог по каким – то причинам – убийца стрелял в свою жертву, но промахнулся), а случаи, когда об агрессии не может быть и речи, придется считать таковыми (человек причиняет страдания другому с благой целью – хирург делает операцию пациенту).

Согласно определению Зильманна, агрессия затрагивает только живых существ, стремящихся ее избежать. Р. Бэрон и Д. Ричардсон подчеркивают, что ситуации, когда жертва не пытается избежать подобного обращения или даже испытывает от него удовлетворение (как в случае садомазохизма), к агрессии в данном случае не относится (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, «Агрессия», 2 – е изд.).

В. Ф. Пирожков дает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологический ущерб другим людям.

Шеффер определяет агрессию как форму поведения, направленную на причинение вреда, в том числе и физического, живому существу, стремящемуся избежать подобного обращения.

Зильманн дает следующее определение: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».

Кроме этих определений нужно учитывать, что в повседневной жизни обыватели зачастую называют агрессивным человека, который активно отстаивает свою точку зрения, то есть ассертивного человека. Сторонники психоаналитического подхода говорят о наличии у человека некоего агрессивного драйва, который должен находить выход по – средствам выплескивания вовне. Иначе этот драйв способен привести к аутоагрессии, то есть агрессии, направленной на себя.

 

1 . 2 Виды агрессии.

Из определения Зильманна следует, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, то есть нанесение физических травм другому человеку является отнюдь не единственной формой агрессии. Она имеет место при любых действиях, если их результатом послужили любые негативные последствия.

А. Басс предложил классификацию агрессии по трем критериям: способу проявления (физическая и вербальная), активности агрессивных действий (активная и пассивная) и степени вовлеченности (прямая и непрямая). Комбинация этих шкал дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий (см. приложение 1) (Р. Бэрон и Д. Ричардсон, «Агрессия», стр.29).

Другую классификацию разработал Л. Берковиц. Он предложил делить агрессию по критерию цели, которую преследует агрессор. Таким образом, все разнообразие агрессивного поведения можно разделить на эмоциональную и инструментальную агрессию. Первый вид можно описать как плохоконтролируемую эмоциональную реакцию, имеющую единственную цель – пронести вред другому человеку. Второй вид агрессивного поведения имеет цель, отличную от причинения ущерба другому человеку. Агрессия здесь выступает как способ достижения других целей, как инструмент. Берковиц выделил определенные цели инструментальной агрессии:

1) Принуждение. С помощью агрессии один человек может заставить другого что – то сделать либо, наоборот, перестать что – то делать.

2) Доминирование. Агрессия позволяет утвердить доминирующее положение одного человека над другим.

3) Управление впечатлением. Согласно этой позиции, агрессор прежде всего думает о производимом впечатлении.

Единственной цель эмоциональной агрессии, как уже говорилось, является причинение вреда другому человеку.

 

1.3. Цели агрессии. Как было показано, агрессия зачастую имеет цель не причинение вреда, а получение определенных благ. Определить основной мотив (причинение вреда или получение блага) иногда бывает трудно. Однако часто все же можно определить случаи, когда падения совершаются более или менее импульсивно, в то время как в других случаях они представляют собой рассчитанные действия и совершаются в ожидании получения определенных выгод. Рассмотрим различные цели:

Многие ученые считают, что большинство агрессивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. Сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам. Трудно не согласиться с тем, что иногда поведение определяется одновременным действием различных факторов. Эти факторы следующие:

А) Принуждение. Некоторые психологи особо подчеркивают тот факт, что агрессия часто бывает грубой попыткой принуждения. Нападающие могут причинить ущерб своим жертвам, но их действия являются прежде всего попыткой повлиять на поведение другого человека. Они могут стремиться, например, к тому, чтобы заставить других перестать делать то, что их раздражает

Б) Власть и доминирование. Другие теоретики считают, что агрессия часто бывает направлена на поддержание и усиление власти и доминирование нападающего. Агрессор может нападать на жертву, стремясь добиться выполнения своих желаний, но, как считают сторонники данного подхода, его главная цель — утвердить в отношениях с жертвой собственные доминирующие позиции.

В) Управление впечатлением. Согласно еще одному варианту интерпретации, агрессоры главным образом заинтересованы тем, что о них думают другие.

Г) Собственно нанесение вреда. В определенных ситуациях это становиться ведущим мотивом, вызывающим «взрыв».

Пирожков выделил определенные феномены, характерные для любой формы агрессии:

1. сопровождающий любой акт агрессии феномен заражения.

2. взаимная индукция.

3. стереотипизация представлений в создаваемом «образе врага».

4. наличие инициаторов и провокаторов.

5. готовность массы за счет других решать свои проблемы.

6. анонимность каждого участника проявлений актов агрессии в социуме.

Кроме того, Пирожков выделил виды криминального вреда, наносимые агрессией:

1. К моральному ущербу можно отнести различные насмешки, оскорбления, унижения, издевательства над людьми, направленные на снижение социального и психологического статуса. Моральные притеснения могут осуществляться в соединении с физическим и психологическим воздействием на жертву. Цель моральных притеснении - опорочить человека в глазах других, а также вызнать у него моральный кризис.

2. Физический ущерб - это не только нанесение телесных травм людям, ведущим к расстройству их здоровья, лишению жизни, разбойных нападений, покушений на убийство, изнасилование и др. Серьезные физические (соматические) последствия могут наступить от нанесения моральной и психологической травмы.

3. Материальный ущерб выражается в изъятии материальных благ путем краж, мошенничества, грабежа, вымогательства, рэкета, разбоя или их порче и приведении и негодное состояние в результате актов вандализма.

4. Психологический ущерб может быть следствием морального, физического или материальною ущерба, а также выступать в качестве самостоятельного вида агрессии, выражаясь в нарушении внутреннего статуса личности потерпевших, в переживании ими тяжких психических состояний.

 

1 . 4 Теории агрессивного поведения.

Теории, объясняющие агрессию, условно можно разделить на четыре категории, относящие агрессию к:

1)     Врожденным побуждениям

2)     Потребностям, побуждениям

3)     Познавательным и эмоциональным процессам

4)     Социальным условиям, обуславливающимся предшествующим научением

Соответственно им выделяют четыре основных теории агрессии.

1) Согласно этой теории, агрессия имеет инстинктивную природу. Первым приверженцем этой теории был Фрейд [28]. В своих ранних работах он утверждал, что основным импульсом нашего поведения служит Эрос, инстинкт жизни, а агрессия является следствием его блокировки. Однако в более поздних работах Фрейд говорил о инстинкте смерти, Тонатосе. По – Фрейду, между этими двумя основными человеческими инстинктами существует постоянное напряжение, которое приводит к тому, что Тонатос выплескивается вовне, от человеческого «Я». Если же этого выхода не происходит, то организм индивида начинает разрушаться.

Другой точки зрения придерживаются представители эволюционного подхода. Они полагают, что агрессия помогала нашим далеким предкам выжить. Впрочем, в рамках этого подхода выделяют несколько теории.

Этологическая теория, автором которого был К. Лоренц [10], утверждает, что агрессия как элемент борьбы за выживание является результатом эволюции. Он выделяет функции агрессии: рассеивание представителей одного вида на большей площади (что обеспечивает максимальную утилизацию пищевых ресурсов), улучшение генетического фонда (потомство оставляют самые сильные), лучшая защита детенышей более сильными и агрессивными особями.

Лоренц полагал, что накопление агрессивной энергии происходит постоянно и равномерно, а вероятность ее высвобождения, то есть собственно агрессивного действия, зависит от количества накопленной энергии и наличия и силы стимулов, облегчающих это высвобождение. Причем чем больше агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для ее освобождения.

Распространение насилия и агрессии в человеческом обществе Лоренц объясняет тем, что у людей, в отличие от хищников, не имеют сдерживающего начала. Хищники, обладая мощными средствами убийства, могут нанести  своим собратьям смертельные раны, и природа позаботилась о способах контроля агрессивных импульсов. Человек от природы не обладает подобными средствами, что делает ненужным сдерживающее начало.

Несмотря на постоянное накопление агрессивной энергии, человек, по мнению приверженцев этой теории, способен разряжать эту энергию другими, отличными от агрессии способами.

Информация о работе Агрессия у подростков