Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – Выявить особенности проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения личности.
Предмет исследования – агрессии как способ самоутверждения.
Задачи исследования –
1. Раскрыть сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии.
2. Раскрыть сущность понятий профессиональное самоопределение и самоутверждение в психологической науке.
3. Изучить механизм и способ проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2

§ 1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии……………………………………………………………………………5
§ 2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке……………………………………18
§ 3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

§2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке

 

В словаре практического психолога приводится следующее определение - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в ситуациях проблемных. Его особые формы - самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное(20).

Самоопределение начинает с выбора, осознания цели и средства ее достижения, и с соотнесением своих сущностных сил («хочу», «могу», «имею», «надо»), продолжается в самосозидании. Последнее происходит в следующих моментах(17):

- развитие и формирование субъектом своего «хочу» - по­требностей, интересов, идеалов, стремлений.

- развитие своего «могу» - интеллекта, способностей, воз­можностей, знаний, опыта, которые являются залогом творчества как мате­риальных, так и духовных благ.

- развитие и формирование своего «имею» - физических, пси­хофизиологических и характерологических качеств.

- развитие своего «надо», которое является трансформа­цией всех требований, предъявляемых человеку окружающей средой, груп­пой и обществом на основе выработанных им принципов, законов, норм морали.

Важным в самоопределение является разрешение личностных конфликтов, барьеров, преград и противоречий без которых его достижение невозможно. Только плодотворное разрешение как внешних, так и внутренних конфликтов и барьеров способствует самоопределению.

Особое значение В.Ф. Сафин, а также и Э.Ф Зеер, придают влиянию на самоопределение  внутриличностных барьеров и конфликтов.

Внутриличностный конфликт в психологии понимается как столкновение между равными по силе, но противоположными по направленности мотивами, интересами, влечениями одного человека(2).

Внутриличностные барьеры, конфликты тесно связаны с фрустрацией, под которой понимают психические состояния, вызванные неудовлетворенностью потребностей и желаний, сопровождается различными эмоциональными переживаниями(19,77).

Преодоление барьеров проходит те же фазы, как и любая деятельность: ориентировка – программирование – реализация программы – контрольно-корректировочное действие – результат – оценка(23).

К.Левин понимал конфликт как противодействие двух приблизительно равных валентных сил. Он выделил три основных разновидности  внутреннего конфликта:

1) человек находится между двумя положительными валентностями («буриданов осел»). После осуществления выбора цель может выглядеть менее привлекательной, чем в ситуации выбора.

2) Столкновение с объектом, который является  амбивалентным («и хочется, и колется»). В этой ситуации поведение человека носит характер «челнока»: приближение – удаление от объекта.

3) Выбор между двумя отрицательными валентностями (неприятная работа т наказание). Энергетические затраты при этом повышаются.

Полное разрешение конфликта — значительное повышение профессиональной квалификации и последующее увольнение. Деструктивный вариант: учительница сама мучается и мучает других, но иных возможностей заработка, о пере­квалификации речь также не идет — вот и живет че­ловек в состоянии постоянной фрустрации (6).

Профессор В.Ф. Сафин выделяет типы самоопределяющихся людей(17):       а) интенциональный (ведущую роль играет «хочу» ) Характерной особенно­стью такого типа является организация своего поведения таким образом, чтобы целенаправленно удовлетворять свои потребности, желания, хотения, подчинив им способы и средства их удовлетворения, а также свои потенци­альные силы. Принятие и соблюдение социальных норм поведения подчи­няется в этом случае целевым установкам субъекта. Преобладание хочу субъекта над остальными элементами сущностных сил еще не говорит о том, что его цели всегда эгоистичны.

б) потенциональный (только не потенциальный) тип поведения. Этот тип в первую очередь опирается на свои способности и возможности. Он поглощен объек­тивацией своего «могу» - творчеством - независимо от того, совпадает его «хочу» с групповой и социальной необходимостью или нет; цель его жизни так или иначе заключается в активном преобразовании окружающей среды, природы или социальной среды, в процессе которого он созидает самого себя и находит смысл своего существования.

в) поссиденциальным. Люди этого типа в своем поведении опираются на собственные относительно устойчи­вые наличные образования: физические, психофизиологические, характе­рологические свойства.

Поссиденциальный тип поведения по направленности может быть как просоциальным, так и асоциальным, поэтому при их различении следует исходить из понимания субъектом смысла жизни и его соответствия с социальной необходимостью.

г) При ведущей роли в поведении личности субъективно значимого «надо», являющегося трансформацией «требуют(ся)» окружающих людей, групп и общества, мы выделяем альтруистический тип самоопределения, который не требует особых пояснений.

д) В основе пятого типа поведения - конформного - лежит чрезмерная ориентация субъекта на требования окружающих людей, групп, включая общество, и сознательное приспособление к ним, преследуя определенные узколичностные цели.

е) гармонический (сбалансированное содействие всех элементов сущностных сил) -  в данном случае смысл жизнедеятельности субъекта и ее значение для обще­ства в принципе совпадают. Такое совпадение осознается и переживается личностью как само собою разумеющееся явление.

ж) «опре­деляемые» - люди, которые вовсе не задумывались о возможности самоопределения, а также убежденных в том, что человеческая жизнь определяется не зависящими от субъекта объективными событиями и ситуациями, или таких, которые верят в определяющую роль судьбы.

з) самоотстраняющийся тип - к этому типу мы относим прежде всего членов банд, некоторых сект, бродяг, а также самоубийц, составляющих особую подгруппу этого типа. Основной признак людей, отнесенных к этому типу - отказ от просоциального поведе­ния (деятельности) при их нейтральности или враждебности по отношению к социальным нормам, социальной необходимости.

          Итак, самоопределение личности –целенаправленное, разностороннее твор­ческое поведение, целью которого является овладение сферой (сферами)
жизни как системой на основе охватывающей субъект целиком идеи, являю­щейся результатом личностной переработки и личностного переживания(17).Ведущим психологическим механизмом самоопределения является осознание субъектом своих «хочу», «могу», «имею» и согласование их с тре­бованиями выбранной жизненной цели, в результате которых у субъекта формируется программа поведения, состоящая из отдельных жизненных «узелков», интегрированных смыслом жизни.

   По данным в отечественных источниках, самоопределение личности в це­лом проявляется в виде ансамбля следующих частных форм: а) конвенциально-ролевое (Е.С.Кузьмин, В.С.Мерлин, Б.Д.Парыгин и др.); б) профессиональное (А.М.Кухарчук, ПА.Шавир, Н.С. Лейтес и др.); в) семейное (А.Г.Харчев, Н.Н.Обозов, Н.Я. Соловьева и др.); г)социальное (В.И.Журавлев, В.Л. Лебедева и др.). Каждый вид самоопределения по своему объекту соотносится с определенной сферой жизни, которой овладевает личность.

В своей книге В.Ф. Сафин приводит следующие частные формы самоопределения(17):

1)Конвенционально-ролевое самоопределение – преследует цель занимать положение не столько в обществе, сколько в глазах референтной группы, которая для него наиболее значима.

2)Профессиональное самоопределение – личность утверждает себя как созидатель, глубоко осознает, что она не только творец материальных благ, но и человеческих отношений.

3)Самоопределение личности в семейно-бытовой сфере

4)Социальное самоопределение личности – связано с занятием определенного места в социальной структуре общества, с вхождением в тот или иной класс или социальную группу, с выбором определенного варианта образа жизни.

Из приведенных форм самоопределение нас как исследователей интересует профессиональное.

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. (6)

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения свого отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры. (6)

А. Маслоу предложил  концепцию профессионального развития  и выделил в качестве центрального понятия самоктуализацию как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление».(6)

П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, как умение переосмысливать собственную сущность. (6)

Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей,  а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.

Можно условно выделить несколько уровней противоречий в самоопре­делении личности(17):

а)              противоречия «внутреннего» порядка, проявляющиеся между единицами сущностных сил «хочу», «могу», «имею» данного субъекта и постав­ленной целью;

б)              противоречия между «хочу», «могу», «имею», целью субъекта и анало­гичными образованиями другого субъекта или группы в целом, поскольку субъект в процессе самоопределения не может не сталкиваться с другими людьми или группой, у которых есть подобные или противоположные цели, интересы, иде­алы и требования, предъявляемые этими людьми данному субъекту;

в)              противоречия между «хочу», «могу», «имею», целями субъекта и тре­бованиями, предъявляемыми группой, с одной стороны, и целями, возмож­ностями, правами и нормами, принятыми в обществе - с другой.

Если подсчитать количество возможных противоречий между только од­ним «хочу» субъекта и другими элементами названных трех уровней, то полу­чится восемь различных противоречий. В итоге всех видов таких противоре­чий теоретически насчитывается тридцать шесть, не включая вероятных про­тиворечий между этими образованиями и объективно существующими физи­ческими условиями достижения цели.

Профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи(17).

Составной частью профессионального самоопределения является самоутверждение (наряду  с самореализацией, самосозиданием, саморегуляцией).

Самоутверждение в «Психологическом словаре» объясняется как «стремление человека к вы­сокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение, ...как потребность субъекта ... казаться таким человеком, каким бы ему хотелось быть, хотя в действительности таковым не является»(17). В.Ф. Сафин отмечает, что автор приведенного  определения рассматривает его как негативное явление. Самоутверждение имеет этот негативный оттенок, но не ограничивается им.  Оно несет в себе стремление человека добиться адекватного признания своего поведения, стараний, достижений, стремление занять прочное положение  в системе межличностных отношений, включая и тот оттенок самоутверждения, который заключается в доказательстве человеком себе самому, что он досто­ин самоуважения. На В.Ф Сафин на  основании  рассуждений и полученных экс­периментальных данных останавливается на следующем понимании данного явления, что самоутверждение - это особая сторона деятельности субъекта, направленная на то, чтобы быть признанным окружающими и тем самым доказать себе самому то, что он как личность является результатом собственной воли, сознания и усилий. Самоутверждение также связано со стремлением человека завоевать авто­номность и самостоятельность (например, в юношеском возрасте).Оно будучи стороной самоопределения личности, рас­крывает возможный аспект смысла жизнедеятельности.

Самоутверждение - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность. Может проявляться как в реальных достижениях в некоей области, так и в отстаивании своей значимости перед другими людьми путем одних словесных деклараций(20).

Можно предположить, что самоутверждение во внутреннем плане переживается субъектом как самоудовлетворенность, как способность самоопределиться в жизнедеятельности. «…если самоутверждение выступает единственной самоцелью субъекта, то оно по своим способам и результатам может противоречить социальным нормам поведения и тем самым обусловливать неудовлетворенность как у других людей, так и у него самого. В этом случае самоутверждение как самоцель может положить начало самоотстранению субъекта в противовес его стремлению самоопределиться»(17). Поэтому можно утверждать, что к самоутверждению  ведет только социально приемлемое и необходимое поведение, то есть только то, которое считается приемлемым и правильным в сообществе, к которому принадлежит человек.

Информация о работе Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении