Проблемы профессионального самоопределения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, доклад

Описание работы

Проблема профессионального самоопределения стала активно разрабатываться в СССР во второй половине 70-х годов ХХ века. В этот период свою концепцию профессионального самоопределения как обоснованного и сознательного выбора профессии предложили А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер. Согласно исследованиям указанных авторов, самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей и соотнесения их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением.

Работа содержит 1 файл

основы профессионального самоопределения.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     основы  профессионального  самоопределения  школьников в современных  условиях 

    Проблема  профессионального самоопределения  стала активно разрабатываться  в СССР во второй половине 70-х годов  ХХ века. В этот период свою концепцию  профессионального самоопределения как обоснованного и сознательного выбора профессии предложили А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер. Согласно исследованиям указанных авторов, самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей и соотнесения их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением.

    В области философии основные взгляды  на профессиональное самоопределение можно выделить в работах И.Канта, С.Кьеркегора, Ж.-П.Сартра, К. Ясперса и других исследователей, где указанное понятие определяется как понятие этики и рассматривается в следующей формулировке: деятельное отношение к ситуации, бескорыстное и даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту эстетических ценностей от того, что им угрожает. Таким образом, самоопределение изучается как проблема поиска смысла существования, который основывается на нравственных ценностях и личностных качествах человека, позволяя ему выбирать направление жизненной траектории и осуществлять деятельное отношение к ситуации на более высоком уровне самовосприятия и самосознания.

    В психолого-педагогической и социологической  литературе, самоопределение наделяется признаком, указывающим на его связь с определенными областями жизнедеятельности и отношений: говорят о различных сторонах самоопределения – культурной, политической, социальной, профессиональной, религиозной и иных. При этом нельзя не согласиться, что личностное самоопределение определяет развитие самоопределения социального и профессионального.

    Слово «самоопределение» содержит значение «предел», то есть границу, ограничение, и может осмысливаться как  самоограничение. Однако оставляя в  стороне некоторые возможности выбора, человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Поэтому «самоопределение» следует понимать как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирования себя как полноценного участника сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

    В то же время в процессе профессионального  самоопределения актуализируются  личностные и жизненные ценности индивида. Понятие «профессиональное самоопределение» является родственным к более широкому понятию «жизненное самоопределение».

    Структуре жизненного самоопределения присущи  социально-личностный и индивидуально-личностный аспекты. Социально-личностное в жизненном  самоопределении характеризует  ориентирование субъекта в социально-групповом  пространстве , в потребностях и требованиях «дальних» (общество и государство) и «ближних» (референтная общественная группа), в характере и содержании действующих социальных норм, в общественных вызовах и ограничениях. Социально-личностная направленность жизненного самоопределения реализуется посредством социальной идентификации.

    Таким образом, основными критериями границ и этапов самоопределения следует  считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности «хочу» – «могу» – «есть» – «требуют» у конкретной личности.

    К проблемам профессионального самоопределения  личности неоднократно обращались и  зарубежные исследователи. Наш анализ работ западных исследователей показал, что в указанном процессе можно выделить следующие направления:

    1. Диагностическое – обращено к выявлению возможностей индивида для приспособления к окружающей среде.

    2. Воспитательное – где отмечается необходимость формированияпрофессионально важных качеств при условии активной индивидуальной избирательности личности

    3. Психофизиологическое – выделили три возрастных периода, характеризующихся различной мотивацией при выборе профессии: фантазии (4–10 лет), активных проб (11–17 лет), реалистического выбора (18–24 года). Они пришли к выводу о том, что на выбор человеком профессии влияют различные субъективные факторы и что его решение о профессиональном будущем зависит от общего развития личности.

    4. Социальное - основывается на представлениях о жизненном пути, и дается своеобразная периодизация профессионального развития, описание его последовательных стадий и этапов, различающихся типичными задачами (пробуждение, исследование, консолидация, сохранение, снижение), начиная уже с 4–10 лет и заканчивая уходом из профессиональной жизни после 64 лет.

    5. Психологическое – в качестве центрального понятие «самоактуализация» как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле.

    6. Междисциплинарное – профессиональное самоопределение как сложное и многоплановое явление, в котором экономические процессы сочетаются с социальными, образовательные - с психологическими.

    Сопоставляя и анализируя различные точки зрения на понятие самоопределения, можно сделать вывод о том, что его сущность состоит в осознанном выборе личностью своего места в системе социальных отношений на основе осознания ею своих наличных качеств и возможностей, собственной позиции, целей и средств самореализации.

    С позиции личностного подхода можно выделить четыре стадии процесса профессионального самоопределения.

    Первая  стадия - возникновение и формирование профессиональных намерений под влиянием общего развития и первоначальной ориентировки в различных сферах труда. Эта стадия соответствует старшему школьному возрасту.

    Вторая  стадия - профессиональное обучение как освоение выбранной специальности, осуществляемое в профессиональных лицеях, колледжах,  вузах.

    Третья  стадия - профессиональная адаптация, характеризующаяся формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений.

    На  четвертой стадии личность частично или полностью реализует себя в самостоятельном труде, что характеризуется как уровнем овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, так и уровнем сформированности определенного отношения к труду. На этой стадии выявляется выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связывались человеком с профессиональным трудом.

    Следовательно, профессиональное самоопределение является важнейшей составной частью жизненного самоопределения личности. Самосознающий, самооценивающий и самоутверждающийся субъект - это и есть самоопределяющаяся личность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

 
 

 
 

 
 
 

 
 

 

 

 

 

 
 
 

Рисунок 1 - Модель структуры профессионального самоопределения

 

    Самоопределение можно определить как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.

    Следовательно, процесс профессионального самоопределению школьников является составной частью социализации подростков, так как они обогащают свой жизненный опыт знакомством с многообразным миром профессий; формируют собственный индивидуальный когнитивный образ своего профессионального будущего, связанного с конкретной профессией; идентифицируют себя с этим образом; реализуют себя как личность, осуществляя выбор профессии; проявляют самостоятельность и влияют на окружающих людей и жизненные обстоятельства.

    Анализируя  процесс профессионального самоопределения  человека, мы исходим из первоначального  предположения о том, что данный процесс происходит в течение  всей жизни человека и имеет специфические  особенности в зависимости от этапов становления личности. В связи с этим нами выделены следующие этапы или стадии профессионального самоопределения: дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранняя юность, юность, молодость, зрелость, пожилой возраст.

    Таким образом, профессиональное самоопределение является частью социализации личности, и проявляется на всех фазах жизненного пути человека. Однако первое профессиональное становление и самоопределение личности происходит в детский и отроческий период.

    К социальной составляющей профессионального самоопределения школьников мы относим следующие характеристики: осознание систем жизнедеятельности, знание социальной структуры общества, понимание социальных ролей и статуса, личностный социальный опыт, социальную деятельность (включая ролевую, бытовую, досуговую, трудовую), социальную позицию.

    Профессиональная  составляющая профессионального самоопределения  школьников включает представления  о мире труда и профессий, о  себе как субъекте профессиональной деятельности, профессионально-важных качествах и требованиях будущей профессии, о возможности профессиональной карьеры, профессиональные интересы.

    Социокультурная составляющая профессионального самоопределения  школьников пронизывает оба компонента, являясь своеобразным связующим  звеном, и включает интериоризацию профессиональной и социальной культуры, формирование системы социальных и профессиональных ценностей, овладение языком социального и профессионального взаимодействия и общения.

    Вышеприведенный анализ позволяет представить взаимосвязь социализации и профессионального самоопределения личности в виде схемы, представленной на рисунке 2.

 

 
 
 

 
 
 
 
 

     

     

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 
 

Рисунок 2 - Взаимосвязь социализации и профессионального самоопределения личности

    Анализ  работ, посвященных проблеме профессионального  самоопределения подростков, позволил нам выделить ряд положений по организации профильного обучения как компонента педагогической деятельности по профессиональному самоопределению школьников.

    1. Отношение педагога к школьнику как к самосознательному, ответственному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.

Информация о работе Проблемы профессионального самоопределения