Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования – Выявить особенности проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения личности.
Предмет исследования – агрессии как способ самоутверждения.
Задачи исследования –
1. Раскрыть сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии.
2. Раскрыть сущность понятий профессиональное самоопределение и самоутверждение в психологической науке.
3. Изучить механизм и способ проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Введение…………………………………………………………………….2
§ 1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии……………………………………………………………………………5
§ 2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке……………………………………18
§ 3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………...34
Как отмечает Э.Ф.Зеер профессиональное самоопределение имеет разные особенности на разных стадиях становление личности. Самоутверждение свойственно зрелому возрасту (30-55/60 лет). «Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности…Все эти профессионально обусловленные изменения способствуют профессиональному самоутверждению.»(6, )- характеристики самоопределения данного периода.
Самоутверждение посредством механизма саморегуляции, с целью достижение определенного профессионального статуса позволяет позитивно разрешать конфликты и барьеры профессионального становления и в целом способствует развитию личности.
Типология самоутверждения(12),(13):
По степени целенаправленности-
1) Самоцельное самоутверждение(при наличие четкой цели абстрактное содержание);
2)Целенаправленное самоутверждение (не только целенаправленное стремление к самоутверждению, но и четкое представление о способах достижения и области деятельности).
По средствам осуществления-
1)Внешнее самоутверждение (приобретение предметов – машина, дом, домашнее животное и т.д.)
2) Внутреннее самоутверждение (созидание новых предметов, пути реализации внутренних способностей).
По качеству результата-
1)Доличностное самоутверждение (утверждение себя в качестве элемента, части некого целого)
2) Личностное самоутверждение (человек как индивидуальность)
По механизму-
1)Самоутверждение путем отрицания другого (вплоть до насилия и убийства)
2) Самоутверждение путем отрицания себя (себя прошлого).
Обращаясь к теории А. Маслоу о том, что высшей потребностью человека является самоактуалтзация, можно отметить, что не каждая личность самоутверждается профессионально, но самоактуализирующаяся стремится к этому всегда.
§3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности.
Как нам известно (§2) самоутверждение само по себе может принимать формы противоречащего нормам поведения, таким образом, имея деструктивный характер, как для самого человека, так и для общества.
В целом существует две деструктивных стратегии самоутверждения(7):
1) Стратегия доминирования («быть лучше всех») ; Такая стратегия самоутверждения скорее свойственна интенциональному типу личностного самоопределению, в основе которого лежит стремление любым способом осуществлять свои желания (ведущая роль «хочу»)
2) Стратегия самоподавления («быть как все»); Данная стратегия свойственна альтруистическому или конформному типам самоопределения личности (в первом случае ведущей является роль «надо» или повышенное стремление подчинятся требованиям окружающих людей).
«Невротик в ходе самоутверждения сконцентрирован на своем «Я», на проблеме самоуважения, стремиться к силе, к самовозвличиванию, к реализации сугубо эгоистических целей и единственный выход видит в достигнутом превосходстве нал другими «Я», в подавлении их. Нормальный человек на первое место ставит преодоление внешних трудностей, решение реальных, жизненных задач, что, в конечном счете способствует совершенствованию»(21).
В обоих случаях ведущим способом самоутверждения является агрессивное поведение: в первом случае – по отношению к окружающим, во втором - по отношению к самому себе (аутоагрессия).
Э.Фромм утверждает, что в основе самоутверждения лежит агрессия. «…агрессивность, способствующая личной целеустремленности», «целеустремленно-
Исходя из этого мы предполагаем, что агрессия является одним из способов самоутверждения в профессиональном самоопределении и может иметь как позитивный, так и негативный характер.
В каких позициях в профессиональной деятельности и, каким способом может проявляться агрессия? Можно выделить следующие взаимосвязанные позиции в профессиональной деятельности:
1) исполнение прямых обязанностей
2) общение с коллегами
3) общение с начальством
4) общение в семье
5) взаимодействие с объектом профессиональной деятельности.
Рассмотрим проявления агрессивного поведения в выделенных позициях профессиональной деятельности (опираясь на классификацию видов агрессии А. Басса и А. Дарки):
1 – В исполнении прямых обязанностей. Агрессия может иметь как деструктивного характера, так и конструктивного. В первом случае, если опираться на точку зрения Э.Фромма, агрессия выступает как активность, стремление к преобразованию(активное борьба адвоката с прокурором в целях защиты своего клиента). Во втором, как способ негативного взаимодействия с объектом деятельности, коллегами во время исполнения своих прямых обязанностей (окрики и невнимательное обслуживание клиентов продавцом).
2 – В общении с коллегами. В данной позиции агрессия может наблюдаться как способ самоутверждения и построения карьеры, а также во взаимодействии и общение с коллегами, если человек несклонен к позитивным взаимоотношениям с данным коллективом или в изначально предпочитает агрессивные способы взаимоотношений. Здесь возможен любой вид агрессивного поведения, чаще вербальная и косвенная.
Одним из основных способов профессионального самоутверждения является построение карьеры.
Карьера — сознательный способ организации профессиональной жизни, включающий продвижение к намеченному профессиональному, должностному или социальному статусу, что в широком смысле способствует самореализации, саморазвитию, самоутверждению человека в профессии и жизни(6).
Построение карьере может происходить в двух направлениях:
-вертикально – повышение по должности;
-горизонтально – повышение качества деятельности и статуса на одной той же должности.
Агрессия в построении карьеры по отношению к коллегам может носит как деструктивный характер («подсиживание», распространение сплетен, с целью дискредитировать, доносы), так и конструктивный характер(«здоровая конкуренция», выражающаяся в стремлении показать себя лучшим).
3 – В общении с начальством. Опираясь на наши наблюдения можно сказать, что агрессия здесь присутствует почти всегда, так как это свойственно нашей культуре. Только формы она принимает не явные. Это агрессия направленная во вне (на конкретного человека, занимающего более высокий пост). Носит деструктивный характер, с целью повысить свою значимость при отсутствии других возможностей, способностей. Можно сказать, что это самоцельный тип самоутверждения (цель самоутвердится есть, но отсутствует конкретное понимание каким способом и в чем). Чаще всего она носит именно компенсаторный характер. Поэтому агрессия в общении с начальством относится к косвенному ее виду и выражается в распространении сплетен, злословии или выражается в виде вербальной агрессии.
4 – В семейной обстановке. Проявление агрессии в семейной обстановке при профессиональном самоутверждении может выступать как результат неудовлетворенности данной потребности и выступать в форме психологической компенсации (по принципу «домашний тиран» - тихий и милый человек вне дома – жестокий и агрессивный в семье). Здесь могут наблюдаться все формы агрессии, вплоть до физической (рукоприкладство) по отношению к детям и супругам. Может наблюдаться и аутоагрессия, которая выражается в подавленности и недовольстве собой. Агрессивное поведение в данной позиции это всегда результат фрустрированности в профессиональном самоутверждении.
5 – С ближайшим окружением. Агрессивность с близкими, друзьями может также протекать на фоне компенсации. Целью подобного поведение выступает стремление возвысить свои качества в глазах близких людей. По виду агрессивность косвенная, вербальная, обида, негативизм. Часто носит демонстративный характер. Например, унижение достижений друга в присутствие других или замечания, исправления, с целью показать некомпетентность товарища и возвышения своих качеств.
6 – На объект профессиональной деятельности. При деформации профессиональных качеств личности, деструктивная агрессия может направляться на объект деятельности. Ярким примером может служить деструктивные действия учителя по отношению к ученикам во время урока. Учитель может проявлять как косвенную агрессию, например, намеренно занижать оценки не любимому ученику, так и применять по отношению к детям физическое насилие (например, бить линейкой). Всему этому может сопутствовать наличие аутоагрессии (ощущение, что ученики намеренно выводят из себя) и чувство вины. Проявление конструктивной агрессии может выражаться в стремление позитивно преобразовать объект (мотивирование ученика к исправлению посредством замечаний)
Таким образом, агрессия является способом профессионального самоутверждения. Может нести деструктивный и «доброкачественный» характер. Оба вид способствуют построению карьеры, которая является одним из ведущих способов профессионального самоутверждения. Чаще выражается в косвенном и вербальном видах, реже в форме аутоагресии (чувство вины), раздражительности, обиды, подозрительности и негативизма. В различных сферах (позициях) профессиональной деятельности проявление агрессии имеет различные особенности. Бывает направленной во вне и на себя (аутоагрессия).
Заключение
Агрессии – это физическое или вербальное поведение, целью которого является причинение вреда кому-либо(10).
Агрессивность как качество личности выражается в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей (10).
Ученые выделяют несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, а также не последнее место отводится роли СМИ.
В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Нами рассмотрены: Психодинамическая модель, Фрустрационная модель, Модель переноса возбуждения, Поведенческая модель.
Рассмотрены различные классификации агрессии. За основу во всей работе взята классификация А.Басса и А. Дарки.
Профессиональное самоопределение является одной из частных форм самоопределение личности. Это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи. Его частями являются самореализация, самосозидание, саморегуляции и самоутверждение.
Самоутверждение – это стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса. Часто выступает как доминирующая потребность.
Самоутверждение посредством механизма саморегуляции, с целью достижение определенного профессионального статуса позволяет позитивно разрешать конфликты и барьеры профессионального становления и в целом способствует развитию личности. К самоутверждению ведет только социально приемлемое и необходимое поведение, то есть только то, которое считается приемлемым и правильным в сообществе, к которому принадлежит человек.
Мы пришли к выводу, что агрессия является способом профессионального самоутверждения. Может нести деструктивный и «доброкачественный» характер. Оба вид способствуют построению карьеры, которая является одним из ведущих способов профессионального самоутверждения. Чаще выражается в косвенном и вербальном видах, реже в форме аутоагресии (чувство вины), раздражительности, обиды, подозрительности и негативизма. В различных сферах (позициях) профессиональной деятельности проявление агрессии имеет различные особенности. Бывает направленной во вне и на себя (аутоагрессия).
Литература:
1.Ассаджоли Р. Психосинтез. – М., 1997
2.Большой психологический словарь // Сост. и общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко. – СПб.,2004
3.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2001
4.Вопросы саморазвития человека: Междисциплинарный теоретико-методический сборник / Под ред. В. Данченко, Выпуск 1. – Киев, 1989
Информация о работе Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении