Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования – Выявить особенности проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения личности.
Предмет исследования – агрессии как способ самоутверждения.
Задачи исследования –
1. Раскрыть сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии.
2. Раскрыть сущность понятий профессиональное самоопределение и самоутверждение в психологической науке.
3. Изучить механизм и способ проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Введение…………………………………………………………………….2
§ 1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии……………………………………………………………………………5
§ 2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке……………………………………18
§ 3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………...34
2. Гораздо более распространенным является реактивное насилие. Это агрессия, которая проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а также собственного или чужого имущества. Она базируется на страхе утраты чего-то ценного и значимого для человека. Этот тип насилия стоит на службе жизни, а не смерти, и его конечной целью является сохранение, а не разрушение.
3. Враждебиость возникающая из зависти и ревности. Как ревность, так и зависть являются специфическими видами фрустрации. С одной стороны они могут основываться на конфликте обладания, когда один человек владеет чем-то таким, что хотел бы иметь другой. В другом случае в их основе может лежать межличностный конфликт, яркой иллюстрацией которого является «любовный треугольник».
4. Мстительное насилие отличается от реактивного тем, что ущерб уже нанесен и применение силы не является больше функцией защиты. Мотив мести, обратно пропорционален силе и продуктивности человека или группы.
5. Деструктивность, мотивированная подрывом веры, возникает, как правило, в результате нарушения доверительных отношений между детьми и родителями. Реакция на подобные переживания бывает разной:
а) Формирование самостоятельности и независимости;
б) Формирование скептицизма;
в) Формирование иллюзии защищенности;
г) Формирование накопительства;
д) Формирование циничной ненависти.
6. Компенсаторное насилие. Это насилие служит человеку заменой продуктивной деятельности. Способность человека направлять свою волю на определенную цель и работать до тех пор, пока она не будет достигнута, называется потенцией. Если человек из-за слабости, страха или некомпетентности не в состоянии действовать — он ощущает себя импотентным и от этого страдает. Одна возможность заключается в том, чтобы подчинить себя некой личности или группе, которая располагает властью, и идентифицировать ceбя с ней. Посредством такой символической причастности к жизни другого человек обретает иллюзию самостоятельного действия.
7. Садизм. Это понятие трактуется Э. Фроммом в более широком, чем
принято в обыденном обращении, смысле — как побуждение полностью
контролировать любое живое существо, будь то животное или человек.
8. Архаическая жажда крови. Отражает биологическую связь человека и природы: убийство происходит из-за страха собственного развития очеловечивания. Этот вид насилия характерен для человека, пытающегося найти ответ на жизненные вопросы посредством деградации к до-индивидуальному состоянию своего существования, в котором он становится животным и таким образом освобождает себя от бремени разума. Кровь становится эссенцией жизни. Пролить кровь — значит ощутить себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.
Поэтому в рамках современного психоаналитического направления считается, что агрессивность — это сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или к самому себе. Благодаря ей он пытается удовлетворить свои инстинкты. Агрессия является механизмом, с помощью которого эти инстинктивные импульсы направляются на другие объекты, и в первую очередь на людей, в основном с целью их завоевания.
Фрустрационная модель
Ортодоксальный подход(22).
Основоположниками этого направления исследования человеческой агрессивности считаются дж. Доллард и Н. Миллер. Согласно их воззрениям, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда является следствием фрустрации, при этом фрустрация напрямую не вызывает агрессию,а лишь провоцирует ее возникновение
Схема «фрустрация — агрессия» базируется на четырех основных понятиях: агрессия, фрустрация, торможение и замещение
Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием как «акт, целенаправленной реакцией которого является нанесение вреда организму».
Фрустрация возникает, когда появляется помеха и блокирование целенаправленного поведения
Торможение – это тенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательных последствий. Торможение прямых актов агрессии почти всегда является дополнительной фрустрацией.
Замещение (смещение) — это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных не на истинный источник фрустрации, а на какое-либо другое лицо
Однако было замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Это и послужило поводом к пересмотру авторами теории.
Ревизионистский подход(22). Н. Миллер внес следующие поправки: фрустрация лишь создает предпосылки для различных типов реакций, одной из которых является побуждение к агрессии. У каждого человека есть определенный набор реакций на фрустрацию, которые можно упорядочить в определенную иерархию побуждений. Агрессивное побуждение может занимать в этой иерархии любую позицию. Если оно будет наиболее сильным из побуждений, вероятнее всего оно и будет мотивировать действия человека. Если же доминирующим является побуждение к другой реакции, возможно, несовместимой с агрессией, то человек отреагирует соответствующим образом и, возможно, предотвратит акт агрессии полностью или на некоторое время.
Модель переноса возбуждения(22)
В своей модели переноса возбуждения Д. Зилманн выдвигает предположение о том, что сила испытываемого гнева является производной двух элементов: силы психологического раздражения, которое порождено неприятным событием, и того, как это раздражение трактуется и характеризуется.
Возбуждение от одного источника может накладываться (переноситься) на возбуждение от другого источника, тем самым усиливая или ослабляя эмоциональную реакцию. Для возникновения агрессии необходимо, чтобы при оценке ситуации раздражение было интерпретировано как гнев. Если происхождение эмоционального раздражения не очевидно, индивид попытается объяснить раздражение с помощью имеющихся в наличии информационных ресурсов. В связи с этим, психологическое раздражение от нейтрального или неопределенного источника может быть перенесено на раздражение, вызванное неблагоприятным воздействием, посредством процесса ложной атрибуции(возбужденные физической активностью, чаще агрессивно реагировали на провокацию).
Таким образом, модель переноса возбуждения рассматривает сочетание физиологического возбуждения и когнитивной оценки, задействованной в эмоциональном переживании гнева.
Поведенческая модель(22)
Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе. На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора: наблюдение соответствующего способа действий и социальное подкрепление.
Наблюдение соответствующего способа действий(22)
Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно отношений и поведения родителей, на агрессивное поведение детей.
В психологической литературе, посвященной насилию в семье, описываются так называемые «эстафета насилия» и «цикл насилия».
Суть первой сводится к тому, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Этот феномен протяжен во времени: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами.
Суть второго состоит в том, что насильственные отношения в семье (между супругами или между родителями и детьми) носят циклический характер. Во взаимоотношениях «агрессора» и «жертвы» выделяют несколько фаз:
1) Фаза готовности
2) Фаза нерешительности
3) Инцидент
4) Фаза раскаяния
5) Фаза преследования
6) Фаза затишья («медового месяца»)
Социальное подкрепление(22)
Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию.
Различают две формы подкрепления:
1) положительное подкрепление — любой стимул который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне;
2) отрицательное подкрепление - стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.
Существует и множество самих способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов).
В настоящее время теория социального научения является одной из наиболее популярных. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, она располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей.
Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- целевая агрессия;
- инструментальная агрессия.
Целевая агрессия выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Инструментальная агрессия совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Агрессивные проявления различаются по своей структуре:
1. По направленности:
- Агрессия, направленная вовне;
- Аутоагрессия - направленная на себя.
2. По цели:
- Интеллектуальная агрессия;
- Враждебная агрессия.
3. По методу выражения:
- Физическая агрессия;
- Вербальная агрессия.
4. По степени выраженности:
- Прямая агрессия;
- Косвенная агрессия.
5. По наличию инициативы:
-Инициативная агрессия;
-Оборонительная агрессия.
Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки авторы «Методики диагностики показателей и форм агрессии» выделяют следующие 8 видов реакций(15):
1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная.
3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Большинство ученых делит агрессию на три уровня: высокий, средний, низкий.
Э.Фромм разделил человеческую агрессию на два основных типа(21):
-доброкачественную
-деструктивную (жестокую).
Доброкачественная в свою очередь включает в себя еще несколько видов:
1) псевдоагрессия: -непреднамеренная (случайный выстрел во время чистки оружия);
-игровая агрессия(спортивные боевые искусства);
-агрессия как самоутверждние;
2) оборонительная агрессия (в целях самозащиты).
Деструктивная агрессия или злокачественная жестокость имеет следующие виды:
1)Кажущаяся деструктивность;
2) Спонтанные формы:
-отмщение;
-экстатическая деструктивность (ритуальные жертвоприношения);
-поклонение деструктивность (стремлние к разрушению);
-садизм.
Информация о работе Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении