Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования – Выявить особенности проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения личности.
Предмет исследования – агрессии как способ самоутверждения.
Задачи исследования –
1. Раскрыть сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии.
2. Раскрыть сущность понятий профессиональное самоопределение и самоутверждение в психологической науке.
3. Изучить механизм и способ проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Введение…………………………………………………………………….2
§ 1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии……………………………………………………………………………5
§ 2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке……………………………………18
§ 3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности……………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………..32
Литература………………………………………………………………...34
32
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»
ВЫСШИЕ КУРСЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
АГРЕССИЯ КАК СПОСОБ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Курсовая работа
Выполнила: Д. Захарченко
УФА -2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
§ 1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии…………………………………………………………
§ 2. Сущность понятий самоутверждение и профессиональное самоопределение в психологической науке……………………………………18
§ 3. Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении личности……………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Конец ХХ и начало XXI века ознаменовались тем, что в психологической науке резко возрос интерес к проблемам самJразвития и самоутверждения личности.
Потребность в самоутверждении возникает у многих людей. Однако в полной мере реализуется в позитивном плане далеко не у всех. Нередко наблюдаются деформации в выборе стратегий и способов самоутверждения. Чаще всего начинает преобладать либо стратегия доминирования, выстраиваемая на стремлении «быть лучше всех», либо стратегия самоподавления, реализующая позицию «быть как все». Как указывают исследователи, на современном этапе это обусловлено тем, что в условиях российского общества, находящегося в состоянии «социального неблагополучия», не существует универсальной модели реакций на воздействие кризисных явлений. Отсутствие ориентиров делает самоутверждение стихийным и непродуманным, и зачастую приводит человека на ложный путь самоотрицания или отрицания и подавления других.
В силу сказанного проблема самоутверждения в последние годы привлекает все больше внимания специалистов самых различных областей человекознания: философов, психологов, педагогов. И, хотя ее разрешение далеко до завершения, и во многих исследованиях она представлена достаточно фрагментарно, тем не менее, к настоящему времени в этих науках сложились предпосылки для системного описания данного феномена, определения его как специфической деятельности по обнаружению и подтверждению индивидом своих личностных качеств, характерных особенностей и способов поведения.
В целом самоутверждение личности являлось и продолжает оставаться
предметом изучения отечественной и зарубежной психологии. Представители зарубежных психологических школ анализировали проблему самоутверждения личности эклектично, делая упор в своих работах на выявление истоков данного феномена (А. Адлер, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.), форм его проявления (Э. Торндайк, Э. Шостром и др.), определения в нем роли и значения самосознания и идентификации (К. Роджерс, Э. Эриксон и др.)
В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделялось раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности
Л (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, О.И. Кондратьева, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека (Ю.В. Ган, Ф.И. Дании, С.Н. Егоров, А.А. Идинов, Л.Н. Коган, Н.Е. Харламенкова и др.), формам и видам процесса самоутверждения (В.Н. Авраменко, Е.П. Ильин, Л.А. Петровская, А.Ф. Прихожан, А.Г. Спиркин, и др.), самоутверждение как структурны элемент самоопределения (М.В.Гинзбург, В.Ф. Сафин и др.)
Цель исследования – Выявить особенности проявления агрессии как способа самоутверждения в профессиональном самоопределении.
Объект исследования – особенности профессионального самоопределения личности.
Предмет исследования – агрессии как способ самоутверждения.
Задачи исследования –
1.
2.
3.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение литературы.
§1. Сущность понятия агрессия в психологической науке. Теории агрессии.
Бэрон Р. И Ричардсон Д. считают, что агрессию необходимо рассмотреть как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов(3).
Под определение не подпадает дорожно-транспортные происшествия, действия, совершаемые стоматологом в процессе лечения и причиняющие пациенту боль, а также случайные столкновения прохожих друг с другом на тротуарах и пешеходных дорожках. Под него подпадает рукоприкладство, прямые и даже распространение сплетен (10).
Майерс предлагает следующее определение агрессии – это физическое или вербальное поведение, целью которого является причинение вреда кому-либо(10).
Бэрон Р. и Ричардсон Д. особо выделяют нежелательность подобного поведения для объекта агрессии: Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Они же отмечают, что агрессию не следует рассматривать как эмоцию, мотив или установку, так как она представляет собой модель поведения(3).
Агрессивность как качество личности выражается в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей (10).
Ученые выделяют несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности, биолого-генетические, индивидуально-психологические особенности личности, специфика воспитания, влияние субкультуры, а также не последнее место отводится роли СМИ.
В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов.
Психодинамическая модель
Теория влечений(22). Основоположник этой теории З.Фрейд считал, что поведение человека определяют два наиболее мощных влечения: сексуальное влечение (либидо) и влечение к смерти (танатос). Агрессивные и враждебные импульсы по отношению к окружающим рассматриваются как механизм высвобождения разрушительной энергии путем смещения, которое защищает внутрипсихическую стабильность человека.
Возникновение и дальнейшее становление агрессивности связываются о стадиями развития ребенка.
Важную роль в онтогенетическом развитии агрессии играет фиксация. Фиксация — это процесс, посредством которого человек становится или остается амбивалентно привязанным к объекту, способу и условиям удовлетворения влечений, уместным на более ранней стадии развития.
Фиксация на оральной стадии развития может привести к формированию орального характера и таких агрессивных черт, как наклонность к сарказму и сплетням, а также требовательности, нетерпеливости, завистливости, алчности, мстительности.
Фиксация на анальной стадии может привести к формированию анального характера, отличительной особенностью которого является упрямство, иногда переходящее в упорство, к которому легко присоединяются наклонность к гневу и мстительность. Кроме того, человеку с анальным свойственно стремление к власти и контролю.
На фаллической стадии развития мальчики переживают «кастрационный комплекс», а девочки испытывают «зависть к пенису». Особенности этих переживаний определяют базовые черты характера, формирующегося в результате фиксации: агрессивность и провоцирующее поведение как предвосхищение нападок на себя. Кроме того, это властолюбие, хвастовства, зазнайство, демонстративность, стремление к успеху, а в поведении — упор на мужскую потенцию, мужественность.
К. Лорец, основоположник этологии утверждает, что агрессивный инстинкт много значил в процессе эволюции, выживания и адаптации человека. Основное его предположение заключается в том, что организм беспрерывно накапливает агрессивную энергию. Проявление агрессии зависит от взаимодействия двух факторов: количества накопленной в организме в определенный момент агрессивной энергии и силы внешнего воздействия, способного вызвать агрессивную реакцию(9).
Слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией. Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей агрессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непременно должна быть выплеснута, то единственный выход — это направит ёё в нужное русло. Наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.
Индивидуальная психология(22). Основоположником является А. Адлер, он постулировал существование агрессивного мотива и признавал, что агрессивность является неотъемлемым качеством психической жизни, организующей деятельность человека.
Агрессивный мотив — это сумма ощущений, возбуждений и их разрядок, органический и функциональный носитель которых является врожденным. Неустойчивое психологическое равновесие всегда восстанавливается тем, что первичные мотивы удовлетворяются через возбуждение и разрядку агрессии.
Агрессивный мотив превалирует над моторным поведением и над сознанием(например, в гневе), управляет вниманием, интересами, чувствами, восприятием, памятью и воспроизведением, фантазией, направляя их по пути реализации в виде явной или измененной агрессии.
Агрессивный мотив может быть направлен вовне(драка, бой, жестокость, дуэли, война), а также он может быть направлен вовнутрь (покорность, подчинение, смирение, преданность, приспособленчество, мазохизм).
В дальнейшем А. Адлер решительно пересмотрел свою теорию и перестал считать агрессивный мотив врожденным и независимым, заявив, что он подчиняется более сильному мотиву — стремлению к превосходству.
Если цель превосходства включает социальный интерес, то развитие личности и поведения носит конструктивный характер. Если не включает — формируется невроз, и поведение приобретает враждебную окраску.
Социодинамическая теория(22). Основоположником является К. Хорни, она отмечала, что агрессивность ребенка возникает, когда он признает и принимает как должное враждебность окружающих и сознательно или бессознательно решается на борьбу, чтобы защитить себя и отомстить. Агрессивность, стремление причинить боль трактуются К. Хорни как невротическая защитная реакция человека, который чувствует угрозу удовлетворению своих нужд и потребностей, своим ценностям, своему достоинству, считает себя отвергнутым, униженным, обманутым.
Для ребенка характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. В результате фрустрирования этих потребностей у ребенка формируется базальная враждебность.
Агрессивный тип человека, у которого невозможность разрешить невротический конфликт формирует «направленность против людей». Основное убеждение такого человека состоит в том, что жизнь есть борьба за выживание, а все окружающие люди агрессивны и жестоки. Поэтому, чтобы почувствовать себя в безопасности, необходимо занять доминирующую позицию.
Ощущение безопасности такой человек достигает посредством общественного признания и восхищения.
Враждебность по отношению к другим людям может быть просто ответной, то есть реактивной. Несмотря на то, что от агрессивных действий могут пострадать другие люди, нанесение обиды или ущерба является побочным продуктом, а не первичным намерением.
Теория человеческой деструктивности(22). Э. Фромм рассматривал два совершенно разных вида агрессии. Первый – оборонительная, которая служит делу выживания человека. Она имеет биологические корни и затухает, как только исчезает опасность или угроза жизни. Другой вид – это деструктивность и жестокость, которые свойственны только человеку и определяются различными психологическими и социальными факторами.
Э. Фромм рассматривал восемь разновидностей агрессивного поведение
1. Наиболее нормальной и наименее патологической формой агрессии является игровое насилие. Оно используется человеком в целях демонстрации своей силы и ловкости, а не в целях разрушения и не мотивировано ненавистью или деструктивностью. К игровому насилию относятся различного рода военные игры, спортивные игры и единоборства, соревнования. К
Информация о работе Агрессия как способ самоутверждения в профессиональном самоопределении