Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:34, дипломная работа
Целью дипломной работы определённо изучение цен на предприятии, а также путей совершенствования ценообразования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи;
- изучить теоретические основы, связанные с ценами и ценообразованием;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- рассмотреть сложившуюся на предприятии систему цен и ценообразования;
- выявить путем совершенствования ценообразования;
- произвести расчет эффективности предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО РЫНКА
1.1 Сущность и функции цены.
1.2. Система цен на продукцию сельского хозяйства и их государственное регулирование
1.3. Механизм ценообразования
1.4. Методы ценообразования
1.5. Изменение цен в зависимости от рыночной ситуации
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ СХПК «ТЕПЛИЧНЫЙ»
2.1. Организационно-правовое обеспечение деятельности
2.2 Оценка состояния производственных ресурсов и эффективности их использования.
2.3. Экономическая оценка взаимосвязи цены продукции с затратами
на её производство
2.4. Уровень и динамика цен в СХПК «Тепличный»
2.5. Анализ влияния цены на конечные финансовые
результаты деятельности предприятия
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СХПК «ТЕПЛИЧНЫЙ»
3.1. Формирование ценовой политики предприятия.
3.2. Эффективность установления цен затратно - рыночным методом
3.3 Расчет эффективности применения количественных
скидок к отпускным ценам.
4. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Безопасность на производстве
5.2 Безопасность в чрезвычайных ситуациях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
По мере роста валовых сборов овощей в течении рабочего сезона, производится инициативное снижение цен.
Главным недостатком в работе экономиста по реализации является то, что при установлении цен не учитываются затраты. Это привело к тому, что цена на отдельные виды продукции оказалась ниже их себестоимости и предприятие понесло убытки при производстве именно этих видов овощей. Для установления наиболее объективной цены необходимо сочетать использование затратных и рыночных методов ценообразования.
Данные таблицы 2.5.3 свидетельствуют о том, что в СХПК «Тепличный» рентабельными видами продукции являются огурцы и овощи открытого грунта. Цены же на томаты и зелёные культуры установлены ниже их себестоимости. Учитывая это, однозначную цель ставить нельзя. Необходимо их дифференцировать в зависимости от прибыльности или убыточности реализуемой продукции мы предлагаем:
Повышение цены на томаты и зелёные культуры и введение количественных скидок на покупку огурцов в целом должно обеспечивать увеличение прибыли кооператива. Это связано с тем, что оптовые покупатели как правило приобретают не один вид продукции, а несколько, в виде набора из огурцов, томатов и зелени. А введение скидок на огурцы даст им возможность покупать томаты и зелень по повышенной цене, дающей возможность кооперативу покрыть себестоимость томатов и зелени и получить некоторую долю прибыли.
Такая политика ценообразования, на наш взгляд, наиболее приемлема для СХПК «Тепличный» в условиях рыночных отношений.
Нормальный
уровень рентабельности в цене на
продукцию, по оценке экономистов и
маркетологов, в условиях стабильной
инфляции составляет 15-20%. Тем не
менее предприятие не может позволить
себе поставить на убыточные виды продукции
в условиях жесткой конкуренции высокие
цены, обеспечивающие целевую прибыль.
Для первого этапа выхода из сложившегося
положения достаточно будет достигнуть
точки безубыточности производства по
томатам и зелёным культурам.
3.2.
Эффективность установления
Затратный подход к ценообразованию исторически самый старый и как показывает практика, большинство предприятий России ориентируются на него.
При любом методе ценообразования производитель должен рассчитывать затраты на товар, то есть его себестоимость. Себестоимость плюс средняя прибыль – величина, которая всегда является ориентиром для производителя при установлении цены. Поэтому затраты самым тесным образом связаны с ценообразованием.
Затратный
метод ценообразования
Суть метода , основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные плюс постоянные) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Если предприятие отталкивается от определённого процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведён по следующей формуле:
где Р – продажная цена;
С – полные издержки на
R – ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Таким образом каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложится на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования относят:
Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка:
Произведем расчет новых цен на томаты и зелёные культуры по методу полных издержек.
Рекомендуемый экономистами и маркетологами уровень рентабельности в 15-20% при расчете цен по методу полных издержек мы использовать не можем, так как в условиях жесткой конкуренции высокая цена может привести к снижению объемов продаж и прибыли.
Уровень же рентабельности продаж в 7% по томатам и в 2% по зелёным культурам позволит предотвратить убыточность производства и продажи этих культур. А не слишком большое повышение цен не отразится на спросе, так как опросы постоянных покупателей кооператива показали, что при повышении цены объемы и частота их покупок не уменьшаться. Такое отношение потребителей к продукции СХПК «Тепличный» завоевано высокими вкусовыми качествами овощей и их экологической чистотой.
Учет факторов конкуренции и потребительского спроса при определении ожидаемого уровня рентабельности в расчёте цен по методу полных издержек свидетельствует о применении затратно -рыночных подходов к ценообразованию.
Расчет цен на томаты и зеленые культуры по методу
полных издержек в СХПК «Тепличный»
Вид продукции | Коммерческая себестоимость, руб/кг | Ожидаемый уровень рентабельности, % | Цена, руб/кг | Отклонение проектной цены от фактической, руб. | |
факт | проект | ||||
Томаты | 41,14 | 7,0 | 35,50 | 44,0 | 8,50 |
Зелень | 513,40 | 3,0 | 142,3 | 528,80 | 386,50 |
В результате применения нового метода ценообразования отклонение проектной цены от фактической может составить по томатам 8,50 руб., по зелёным культурам 386,50 руб.
Рассчитаем эффективность применения предлагаемого метода ценообразования в таблице 3.2.2.
Установление
затратно -рыночного метода ценообразования
позволит повысить выручку от продаж
томатов и зелени на 3773,64 тыс. руб., предотвратить
убытки и получить прибыль в размере 625,04
тыс. руб. уровень рентабельности продаж
при этом должен составить 5,32%.
3.3 Расчет
эффективности применения
скидок
к отпускным ценам.
В качестве вознаграждения потребителей за определённые действия, такие как ранняя оплата счетов, закупки большого объема и другие, многие предприятия готовы изменять свои исходные цены.
Размер скидки зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателями и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. В настоящее время в практике международной торговли используются около 20 различных видов скидок.
Скидка за объем покупаемого товара – соразмерное уменьшение цены для покупателей, закупающих большое количество товара. Скидки такого рода могут служить также для потребителя стимулом делать закупки у одного продавца.
Рассчитаем применение скидок от объема на огурцы защищённого грунта в целях стимулирования покупки дополняющей продукции (томатов и зелени) по более высокой цене.
Результаты проведенных нами маркетинговых исследований в СХПК «Тепличный» показали, что около 55% объема реализованных огурцов составляют закупки партией свыше 200 кг. Предлагаем ввести на покупки партий весом свыше 200 кг скидку в размере 0,9% от отпускной цены. Расчет цены реализации огурцов и выручки от реализации с учётом данной скидки произведём в таблице 3.3.1.
В результате применения скидки выручка от продаж составит 40603,58 тыс. руб., что на 2371,02 тыс. руб. меньше выручки от реализации без применения скидок.
Несмотря на снижение размера выручки от продажи огурцов с использованием скидки на 2371,0 тыс. руб., по томатам и зелёным культурам она вырастет на 3774,0 тыс. руб., что превышает обычную выручку от реализации овощей по факту на 1398 тыс. руб.
В таблице 3.3.2 рассчитаем прибыль от реализации огурцов при применении скидки.
Прибыль от реализации огурцов при применении скидки.
Выручка от реализации, тыс. руб. | Коммерческая себестоимость, тыс. руб. | Прибыль от реализации, тыс. руб. | ||
факт | проект | 36186,00 |
факт | проект |
42974,6 | 40603,58 | 6788,60 | 4417,58 |
При введении скидки прибыль от реализации также сократиться на 2371,02 тыс. руб. и составит 4417,58 тыс. руб.
Уменьшение прибыли от продаж огурцов должно быть возмещено прибылью от реализации томатов и зелёных культур в сумме 2523,0 тыс. руб.
Рассчитаем
общую эффективность
Проведённые
исследования свидетельствуют о
том, что применение затратно -рыночного
метода установления цены на томаты и
зелёные культуры, а также введение количественных
скидок на огурцы в целях стимулирования
покупки дополняющей продукции (томатов
и зелени) по более высокой цене увеличивают
прибыль предприятия на 1402,6 тыс. руб., а
рентабельность продаж на 2,4%, что ещё больше
укрепит позиции СХПК «Тепличный»
на рынке овощей закрытого грунта амурской
области.