Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:03, реферат

Описание работы

Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.
Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования.

Содержание

Введение 5

1 Необходимость и предпосылки усиления государственного регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ 18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников 38

Работа содержит 1 файл

Курсавая работа.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

Реферат 

     Пояснительная записка 38 с., 7 табл., 1 формула, 2 графика, 11 источников литературы. 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНА, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 

     Целью выполнения курсовой работы является изучение содержания государственного регулирования процесса ценообразования, проведен анализ практики государственного регулирования ценообразования в Республике Беларусь. Также определены одни из направлений совершенствования государственного регулирования ценообразования. 
 

 

Содержание 

Введение  5

1 Необходимость  и предпосылки усиления государственного  регулирования

процесса ценообразования 6

1.1 Эволюция представлений о роли государства в экономике 6

1.2 Цена и ее функции 7

1.3 Причины и методы государственного регулирования

ценообразования 10

2 Анализ практики государственного регулирования ценообразования в РБ  18

1.1 Осуществление государственного регулирования цен

в Республике Беларусь 18

1.2 Статистика изменения индекса потребительских цен за 2004-2009 гг. 25

1.3 Экономический взгляд на государственное регулирование

Л.Злотникова 26

3 Направления совершенствования государственного регулирования

ценообразования 29

Заключение 36

Список использованных источников  38 

 

Введение

           Достижение положительных результатов от проводимой реформы экономической системы во многом зависит от того, насколько успешны преобразования механизма ценообразования. Развитие рыночных методов хозяйствования предполагает повышение самостоятельности предприятий в принятии решений, в том числе и при определении цен на производимую продукцию. Тем не менее, цена не перестает играть той роли, которая ей отводилась в плановой экономике. Напротив, являясь центральным элементом экономического механизма, связующим звеном между важнейшими сферами общественных отношений - производством и потреблением, она требует не только постоянного контроля со стороны государства, но и регулирования, направленного на формирование условий для полноценного функционирования как экономики в целом, так и отдельных ее отраслей.

          Острая потребность в разработке ценового механизма, адекватного формирующимся рыночным отношениям, обусловлена тем, что процесс реформирования характеризуется, с одной стороны, развитием новых форм и методов хозяйствования, а с другой, отсутствием экономических условий для успешной их реализации. Важнейшим условием повышения инвестиционной и предпринимательской активности выступает создание эффективного механизма ценообразования.

     Процесс реформирования в области ценообразования  характеризовался отказом от основополагающих положений построения плановой системы цен и одновременно отсутствием достаточно твердой теоретической базы для создания нового ценового механизма, что и явилось фактором дестабилизации производства. В этих условиях особенно актуальна разработка основ регулирования цен. Актуальна тем, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству, которое выполняет определенные функции в сфере экономики. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику, и необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению, потому что вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики в целом и ценообразования в частности имеет важное значение для экономического и социального развития страны. В любой экономической системе государство выступает как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным. Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование ценообразования является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания и изучения.

 

     

     1. НЕОБХОДИМОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ УСИЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

     

        1.1. Эволюция представлений о роли государства в экономике

        Меркантелисты. История государственного  регулирования  экономики  восходит   к   концу средневековья.   В   то  время  основной  экономической  школой была  школа меркантелистов.  Она  провозглашала  активное  вмешательство  государства  в экономику.  Меркантелисты  утверждали,  что  главный  показатель   богатства страны - количество золота.  В связи с этим они призывали  поощрять  экспорт и сдерживать импорт,  запрещать вывоз капиталов за  границу кроме целей межгосударственных спекуляций.

       Классическая теория. Следующей ступенью  развития  представлений  о роли  государства  стала работа А.Смита "Исследование о природе и   причинах  богатства  народов",  в которой утверждается, что "свободная игра  рыночных  сил создает гармоничное устройство". В соответствии с классическим подходом государство должно  обеспечивать безопасность жизни человека и его   собственность,  разрешать  споры,  иными словами,  делать  то,  что  индивидуум  либо  не   в   состоянии   выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.  В  своем   описании   системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя  к  достижению   своих частных интересов является главной движущей силой  экономического  развития, увеличивая  в   конечном   итоге   благосостояние  как  его  самого,  так  и общества в целом.

          Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности  должны  быть гарантированы основные экономические свободы,   а именно свобода выбора сферы  деятельности,  свобода  конкуренции  и  свобода торговли.

         Кейнсианская теория. В 30-е года нашего  века,   после  глубочайшего  спада  экономики  США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг  взгляды  классиков  на роль  государства.  Теорию  Кейнса  можно  назвать   "кризисной"   так   как он   рассматривает   экономику  в  состоянии  депрессии.  По   его   теории, государство  должно  активно  вмешиваться    в    экономику    по    причине отсутствия   у   свободного   рынка   механизмов,    которые   по-настоящему обеспечивали  бы  выход  экономики   из   кризиса.    Кейнс   считал,    что государство должно воздействовать на  рынок  в  целях   увеличения   спроса, так  как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

          Главными чертами кейнсианской модели регулирования  являются высокая доля национального дохода, переспределяемая через госбюджет; создание обширной зоны государсвтенного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюктуры, сгалживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов 
 
 
 
 
 

роста и высокого уровня занятости.

         Эта модель  государственного     регулирования позволила  ослабить  воздействие  циклических  колебаний  на  экономику    в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако  примерно  с  начала 70-х   гг.    стало   проявляться   несоответствие   между     возможностями государственного  регулирования  и  объективными  экономическими  условиями. Кейнсианская модель могла  быть   устойчивой  только   в   условиях  высоких темпов  роста.   Высокие  темпы   роста   национального   дохода   создавали возможность  перераспределения без  ущерба  накоплению  капитала.  Однако  в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились  в первую  очередь в результате роста цен на нефть.  Был опровергнут  закон   Филлипса,  согласно которому безработица и инфляция не могут  расти  одновременно.  Кейнсианские пути выхода  из  кризиса  только  раскручивали  инфляционную  спираль.   Под воздействием этого  кризиса  произошла  кардинальная   перестройка   системы государственного регулирования и сложилась новая,  неоконсервативная  модель регулирования.

          Неоклассическая теория. Теоретической основой  неоконсервативной  модели   послужили  концепции неоклассического  направления   экономической мысли.  Трансформация модели государственного  регулирования заключалась  в  отказе  от  воздействия  на воспроизводство через спрос, а вместо этого  -   использование   косвенных мер  воздействия  на предложение.  Сторонники экономики предложения  считают необходимым  воссоздать  классический  механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления  капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных  средств и за счет кредитов. Поэтому в соответствии  с этой  теорией  государство  должно  обеспечить условия для процесса накопления  капитала  и  повышения  производительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги   и   инфляция.  Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а  инфляция  удорожает  кредит  и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому   неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на  базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы  госбюджета  и  увеличит его дефицит,  что осложнит борьбу  с  инфляцией.  Следовательно,   следующим шагом станет сокращение государственных расходов,  отказ  от   использования бюджета   для   поддержания  спроса   и   осуществления   широкомасштабных социальных программ.

      Следующий комплекс мер  -  реализация  политики   дерегулирования, что означает   ликвидацию   регламентаций   по   ценам   и   заработной   плате, либерализацию антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

     Таким  образом,  в  неоконсервативной  модели  государство  может  лишь косвенно влиять на экономику.  Главная же роль в  реализации  экономического развития страны отводится рыночным  силам. Для   понимания   важности регулирования   экономики   в   области ценообразования  необходимо  рассмотреть понятие цены,  как экономической категории и многообразие ее функций. 

        1.2. Цена и ее функции 

        Цена — сильная экономическая категория. Она может активно участвовать  в решении многих экономических,  социальных,  политических  задач,  поэтому  и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все  качества цены в своих  действиях.  Роль  цены,  ее  место  на  микро-  и  макроуровне проявляется через функции.

       Измерительная функция. Цена обслуживает оборот по  реализации  товаров  и тем   самым   обслуживает   экономические   интересы    всех    относительно самостоятельных  участников  товарного  оборота:   производитель - посредник - покупатель. В этом качестве она выступает как количество денег (или других  товаров  и  услуг),  уплачиваемое  и получаемое за единицу товара или услуги. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а  продавец получить  за  проданный  товар.  Зная  цены  различных  товаров,   услуг   и количество продаваемых  и  покупаемых  товаров,  можно  определить  величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цену рабочей силы,  труда,  можно определить размер зарплаты на предприятии, отрасли и т. д. Сравнивая цены разных товаров, мы можем их дифференцировать на дорогие  и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких  цен  можно судить  о  соотношении  полезности  разных  товаров.   Перечисленные   факты позволяют считать, что цена выполняет измерительную  функцию,  с  помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

       Учётная  функция.  С помощью цен разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную оценку. Цена в  этом  качестве  выступает  как  денежное  выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. На  практике  с  помощью  цены  в  ее  учетной  функции  исчисляются  все стоимостные показатели на макро- и микроуровне: валовой внутренний  продукт, национальный доход, объем розничного товарооборота,  объем  произведенной  и реализованной  продукции  отдельных  отраслей,  предприятий  и  т.  д.  Цена выступает также как инструмент расчета таких качественных  показателей,  как производительность труда, рентабельность изделий  и  производства,  фондоотдача и т. п. В качестве измерительной, соизмерительной, учетной функции цена  является носителем важнейшей экономической информации и тем самым  сильно  влияет  на поведение  субъектов  рынка:  покупателей  и  продавцов. Поскольку цена является носителем информации, она  выступает  как  важный инструмент  анализа,  прогнозирования,  планирования  всех   показателей в денежном выражении  и  занимает  ключевое  место  в  системе  хозяйственного механизма управления как предприятия, региона, так и национальной  экономики в целом.

Информация о работе Государственное регулирование, ценообразование, цена, совершенствование