Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:50, курс лекций
Цена в современной экономике.
Классификация цен.
Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии.
Методы ценообразования.
Рыночная конъюнктура и ее влияние на ценообразование. Ценообразование на рынках различных типов.
Особенности формирования цен в современной Российской практике.
д) Уровни цен на аналогичные товары различаются и в зависимости от каналов, по которым осуществляется внешняя торговля
Каналы распределения — это пути, по которым товары движутся от производителя к потребителю. Благодаря таким каналам устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. Прежде всего каналы распределения характеризуются числом составляющих их уровней. Под уровнем канала распределения понимается любой посредник, который выполняет какую-то работу по приближению товара и прав собственности на него к конечному потребителю. Политика цен во многом зависит от того, каких посредников выбрало предприятие, от решения о собственном торговом персонале и т.д.
В связи с этим говорить о единой цене, складывающейся на мировом рынке, можно лишь с большими оговорками. Необходимо различать:
7.3.
Основные виды мировых цен.
Источники информации о
Мировая цена — цена, отражающая наиболее представительные сделки по данному товару на международном рынке. Представительными считаются наиболее регулярные сделки, проходящие в свободном торгово-политическом режиме и в свободно конвертируемой валюте. Во избежание методических ошибок и разночтений информация о мировых ценах должна быть доступной.
Основные виды мировых цен в зависимости от особенностей рынков различных товаров и источники информации о них:
Цены между народных бирж (международные биржевые котировки) — цены постоянно действующего оптового рынка массовых, однородных товаров. Биржевые цены рассчитываются и публикуются котировочной комиссией биржи в биржевых бюллетенях, информационными, телеграфными агентствами, а также в массовых периодических изданиях. Биржевые цены распространяются главным образом на сырьевые товары. В настоящее время публикуются в основном официальные биржевые котировки, т.е. цены, по которым в рамках сессии прошло наибольшее число фактических сделок на фьючерсной основе, поскольку на современных биржах основная масса сделок совершается не ради купли-продажи реального товара, а ради заключения контрактов на покупку и продажу товаров в спекулятивных целях и в целях хеджирования.
Отражение базисных условий в официальных биржевых котировках традиционно. Базисные условия формируются во многом под действием предшествующей практики, когда сделки на бирже заключались только ради реального товара.
Биржевые котировки по основным видам сырья и топлива формируются на условиях ценовой группы «F» (обычно на условиях FOB). Данная категория товаров имеет наиболее широкую сферу применения, реализуется в больших объемах, поэтому продавец доставляет товар лишь до базисных пунктов и основная транспортная составляющая в структуру цены не входит. По мере сужения сферы использования товара наблюдается переход от ценовой группы «F» к группам «С» и «D», где продавец принимает на себя больший перечень расходов. Например, мировая цена на 95%-ный алюминий - это официальная котировка Лондонской биржи металлов на условиях GIF - порты Великобритании, а на 99%-ный алюминий - на условиях франко-склад Лондонской биржи металлов (т.е. цены группы «D»), так как алюминий этой марки имеет значительно более узкую сферу применения, транспортируется в сравнительно ограниченных объемах и продавец принимает на себя большую часть расходов.
Официальные котировки международных товарных бирж считаются наилучшим источником информации о мировых ценах, поскольку в наибольшей степени соответствуют всем признакам мировой цены, указанным выше.
Биржевой рынок — рынок конкурентный: продавцы и покупатели здесь не связаны торгово-политическимп соглашениями и взаимной системой зачетов. Стандартность, однородность биржевых товаров обусловливает регулярность и масштабность сделок и, следовательно, регулярность подачи ценовой информации. Официальные биржевые котировки - это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру. В силу названных причин биржевые котировки являются наиболее объективной, методически ясной цеповой информацией. Ради чистоты официальных биржевых котировок комиссионный сбор на бирже включается в цены непрофильных биржевых товаров.
Справочные цены — цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли. Эти цены рассчитываются и публикуются объединениями производителей в периодической печати, а также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены — это цены продавцов, а не цены фактических сделок. В справочной цене всегда предусматривается «запас» на уторговывание, что затрудняет использование справочных цен в информационных целях. Эти цены распространяются на сырье, материалы, топливо, химическую продукцию, прокат металлов.
Различают справочные цены экспортеров и импортеров. Справочные цены экспортеров обычно формируются на условиях FOB и характерны для сырьевых товаров. Например, мировые цены на нефть: FOB — порты Персидского залива, FOB — порты Мексиканского залива; мировые цены на бумагу: FOB — порты Финляндии и т.д. Справочные цены импортеров формируются на условиях CIF, CIP и характерны для готовой продукции. Справочные цены — это оптовые цены.
Цены прейскурантов, каталогов, проспектов. Эти цены разрабатываются производителями на базисные виды товаров массового производства. Прейскурантные цены публикуются в отраслевых изданиях. Как правило, эти цены не имеют специальной экспортной направленности, однако на ряд товаров (например, черные металлы) существуют специальные экспортные прейскуранты. Данная группа цен — цены продавцов. В этом их сходство со справочными ценами, но в отличие от них прейскурантные цены бывают и оптовые (сырье, прокат, продукция машиностроения производственного назначения и пр.) и розничные (легковые автомобили, швейные изделия и т.д.).
Прейскурантные цены распространяются на стандартную продукцию широкого пользования, для которой в основном характерны конкурентные рынки, поэтому при разработке прейскурантных цен в первую очередь учитываются цены конкурентов. В силу многочисленности позиций перечня прейскурантных товаров ценовые показатели публикуются с высокой степенью агрегирования и усреднения.
Цены предложений разрабатываются на продукцию мелкосерийного и индивидуального производства и сообщаются производителями. С учетом особого характера продукции цены могут публиковаться в рекламных проспектах, бюллетенях, отраслевых периодических изданиях, но могут и вообще не публиковаться, а информация о них высылается только по прямым каналам заказчику. Цены предложений — цены продавцов. Поскольку они распространяются на нестандартную продукцию, в отличие от прейскурантных цен они характеризуются меньшей агрегированностью, усредненностью, имеют большую адресность.
При формировании цен предложений в силу специфики товаров в первую очередь учитывается не конъюнктура рынка, а внутрипроизводственные условия. В основу расчета цены могут быть положены затраты на производство продукции, использование параметрических, нормативно-параметрических методов, методов с учетом потребительского эффекта, экспертных методов.
Цены международных товарных аукционов - цены, действующие на специально организованных на определенный срок в заранее обусловленных местах рынках публичной продажи. Эти цены распространяются в основном на продукцию сельского хозяйства, рыболовства, охотоводства, драгоценные камни, произведения искусства, т.е. преимущественно нестандартную продукцию, требующую предварительного осмотра и демонстрации. В отличие от биржевых цен цены аукционов устанавливаются только на наличный товар. Уровень стартовой цены определяется стоимостью реализуемого товара, частотой проведения аукциона (чем больше регулярность, тем меньше амплитуда колебаний стартовой цены), а также предпринимательскими способностями продавца. Уровень цены фактической реализации зависит от конъюнктуры рынка и профессиональных способностей аукциониста (работника, ведущего торги).
И стартовая цена и цена фактической реализации сильно зависят от уровня аукциона, его репутации на мировом рынке.
Международные аукционы — обычно крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю данным товаром. Они скупают товар у производителей и перепродают его оптовым посредникам.
Другой формой организации аукциона являются специализированные брокерские фирмы, занимающиеся перепродажей товаров на условиях комиссии по поручению своих клиентов — продавцов и покупателей. Клиенты в аукционе не участвуют, а выплачивают брокерам вознаграждение.
Устроители аукционной продажи могут получать вознаграждение как разницу цен покупки и продажи товара или в виде комиссионного процента от стоимости и уровня цены продажи.
Цены международных торгов — цены при специализированной форме международной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или сдаче подрядов на проведение определенных работ. Данный вид цен часто является объектом вмешательства государства.
Ценовая информация аукционов и торгов преимущественно нерегулярная и закрытая.
Очень важной ценовой информацией являются цены фактических сделок при заключении прямых международных контрактов. Эти цены наиболее объективно отражают конъюнктуру рынка. Однако свежая информация о них составляет коммерческую тайну.
Если нет информации об абсолютных уровнях цен, искомые ценовые уровни определяют расчетным путем. Для этого используют средние, удельные показатели материалоемкости, трудоемкости, фондоемкости, рентабельности по отраслям. Данные показатели публикуются в международных статистических сборниках.
Учитывая большое разнообразие информации о мировых ценах, необходимо знать хотя бы основные правила ее использования.
Не следует ограничиваться локальными ценовыми показателями, даже оперативными, необходимо анализировать динамические ряды цен. Это повышает корректность и объективность ценовых показателей, особенно если они являются не ценами фактических сделок, а ценами продавцов. Анализ цен за продолжительное время позволяет четче определить ценовой «припуск» продавца и нивелировать спекулятивные колебания цен.
Если товар реализуется не на одном рынке, необходимо тщательно сопоставлять цены всех форм организации торговли. Например, многие сырьевые товары реализуются и через биржу и по прямым контрактам (нефть, мазут). В этом случае анализируются и биржевые котировки и справочные цены.
В отношении нестандартной
Эти цены призваны не отражать конъюнктуру мирового рынка, а решать внутрикорпорационные задачи.
Следует также помнить, что чем меньше регулярность, масштабность сделок и однородность продукции, тем менее корректна ценовая информация, тем большей методической обработки она требует для использования в качестве ориентира.
7.4. Цены международных контрактов. Ценовые поправки при формировании цены международного контракта
Основным ориентиром при формировании цен международных контрактов служат цены мирового рынка.
Цена международного контракта - цена, зафиксированная в международной сделке купли-продажи товара. Данные об уровне цены, как и другие показатели контраста, скрепляются подписями участников международного договора.
Контрактные цены в международной торговле могут существенно отличаться от внутренних цен, цен прейскурантов и справочных цен.
Мировая цена конкретного продукта, взятая в качестве ориентира для заключения международного контракта, обязательно корректируется. Обусловлено это тем, что параметры продукта, по которому заключается данная сделка, условия самой сделки обычно отличаются от тех, в которых сформирована мировая цена-ориентир.
Переход от мировой цены-ориентира к цене конкретной сделки осуществляется посредством ценовых поправок. Укрупненно они подразделяются на поправки, общие для всех сделок, и поправки, связанные с особенностями товара.
Независимо от особенностей товара обычно проводятся следующие общие поправки.
В первую очередь участники сделки оговаривают вид валюты, к которой эта сделка будет заключена. Как правило, это свободно конвертируемая валюта, прежде всего — американский доллар. Однако по ряду товаров учитывают торговые традиции. В частности, в контрактах на каучук и цветные металлы традиционно используются цены в фунтах стерлингов, цены на сталь — в шведских кронах.
Далее вносится поправка на условия платежа. Платеж может быть осуществлен наличными, авансом или в кредит. Контрактная цена товара при платеже наличными (тем более - авансом) ниже, чем при продаже в кредит, так как большие преимущества в этом случае на стороне продавца. Обычно для заключения контракта условия платежа приводят к условиям платежа наличными инкассо.