Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
40.
Полит. идеология
как форма полит.
сознания. Тотальные
идеологии
Полит.
идеология
представляет собой одну из наиболее влиятельных
форм полит. сознания, воздействующую
на содержание властных отношений. В науке
сложились разл. взгляды на это явление.
Один из основных
подходов к анализу сущности, содержания,
роли и функций идеологии в общ. жизни
имеет своей основой взгляды
философов франц. Просвещения – Дидро, Гольбаха,
Гельвеция и др. Идеология рассматривалась
наряду с геометрией, физикой, математикой,
в качестве научной дисциплины, противостоящей
невежеству, «ложным», не
соответствующим «человеческой
природе» взглядам и
идеям. Именно идеология осущ. познавательную
функцию, закладывает основы будущих «правильных
законов» общества, в основе кот. должны
лежать «естественные потребности» человека
в справедливости, любви, безопасности,
порядке и т.д.
В дальнейшем эта
позиция послужила формированию «нейтральной»
концепции идеологии,
согласно кот. она представляет собой
более или менее систематизированную
совокупность идей, оценок людьми своего
положения в обществе и путей, средств
его изменения. В этом случае она может
выступать в разных формах: эконом., полит.,
социокультурной идеологии. Типичным
примером явл. ленинская
концепция «научной
идеологии». Ленин рассматривал идеологию
как гл. условие эффективности революционной
деят-ти. При этом идеология в ленинизме
фактически сводилась к полит. форме сущ-я
и выступала в качестве гл. инструмента
в борьбе за власть.
Второе направление. Представители этого подхода Маркс, Вебер и др.
Отношения между классами преподносятся буржуазными идеологами как олицетворение всеобщей справедливости и свободы, как гарантии свободы личности и прав человека. На самом же деле за такими идеями скрываются собственнические интересы.
Таким образом,
идеология буржуазии — это ложное, иллюзорное
сознание. Иллюзорное и идеологическое
отражение действительности Маркс рассматривал
как тождественные понятия.
Своеобразный взгляд на сущность идеологии имел и Карл Манхейм. Он различал два значения этого понятия, и первое он называет частичным, второе — тотальным.
Частичная идеология означает, что мы не верим опр. «идеям» и «представлениям противника», т.к. считаем их более или менее осознанным искажением действительных фактов. Здесь речь может идти о целой шкале определений — от сознательной лжи до полуосознанного инстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана.
Частичному
-
либерализм
– это идеология, провозглашающая признание
полит. и эконом. прав индивида в рамках
законов, кот. являются обобщением естественных
потребностей и прав людей на жизнь, свободу,
имущество, безопасность, порядок. Либерализм
предусматривает такое устройство общества
и властных механизмов, когда свободная
конкуренция и рынок ограничивают роль
гос-ва в жизни общества.
- социализм - построение более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Он отрицает значение эконом. свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. Гл. прерогативами явл. гос-во, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные соц. процессы, политика, а не экономика
Существуют разл.
разновидности: коммунизм, социал-реформизм,
традиционное и модернистское течение
социал-демокр. идеологии.
- фашизм - идеология, не имеющая
опр. идейного содержания и формирующаяся
там и тогда, где и когда на первый план
в идейных и практических устремлениях
полит. сил выступают цели подавления
демократии, а жажда насилия и террора
заслоняет задачи захвата и использования
власти. Характерной разновидностью фашизма
был и национал-социализм Гитлера
- консерватизм - он резко отрицает идеи равенства, ратует за сохранение старого, устоявшегося: нравов, традиций, проверенных временем гос. порядков.