Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
5.
Полит. мысль Древней
Греции (Платон, Аристотель,
Полибий)
В наиболее законченном
виде полит. мысль оформилась в Др.
Греции
Платон (идеалист) в своих произведениях
создал интересную версию происхождения
государства: оно возникает потому, что
каждый из людей не в силах удовлетворить
свои потребности в одиночку и нуждается
в помощи.
Он сформулировал
представление об идеальном
государстве (философы на верху, потом
воины, потом ремесленники и земледельцы).
Согласно этой теории власть в идеальном
государстве должна принадлежать философам,
так как только им доступны истинные знания
и добредете. Второй социальный слой в
идеальном государстве составляют стражники
и воины, которые охраняют государство.
Третий слой - крестьяне и ремесленники,
которые обеспечивают материальный достаток
государства. При этом каждый должен заниматься
своим делом.
Платон дал характеристики реальных типов гос. устройства, бытовавших в его время: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).
По Платону, гос-во
должно быть устроено либо монархически,
либо аристократически.
Аристотель - ученик Платона. Считал рабство обязательным условием существования гос-ва, которое возникло естественным путем.
Главной целью
государства Аристотель считал воспитание
граждан в добродетели, т.е. соединении
политики и нравственности, которые
должны быть принадлежностью всех граждан
общества. Но из него он исключал рабов
и варваров, которые якобы не достигли
необходимого в своем развитии для гражданина
уровня.
Аристотель выделил три формы государственного устройства, которые в зависимости от целей правителей могут быть правильными и неправильными, переходить одна в другую. Критерием правильной формы правления выступает общее благо, неправильной – частные цели правителей.
1. Монархия (власть
одного) может переходить в
2. Аристократия
(правление избранных) может
3. Полития (широкая
демократия), т.е. власть большинства над
меньшинством, может выродиться в демократию
(власть неимущих), а она – в охлократию,
т.е. власть толпы. Лучшим типом государственного
устройства Аристотель считал политию,
сочетающую в себе качества аристократии
и демократии.
Полибий связал формы правления в единый цикл. Всё начинается с монархии, руководствующейся разумом. Извращением единовластия явл. тирания. На развалинах тирании вырастает аристократия, которая вырождается в олигархию, затем возникает демократия. Власть народа при беззаконии – охлократия, затем все выбирают себе монарха – монархия.