Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
6. Становление полит. науки Нового времени (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо)
Абсолютное господство религии в средневековом (5-15 вв.) мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на полит. взгляды нового времени: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения.
Никколо Макиавелли (1469— 1527) создал принцип реалистического видения политики.
Гос-во создано не Богом, а людьми, и возникло оно из потребностей в общем благе.
В основе полит. поведения лежит не христианская мораль, а выгода и сила.
Успех здесь предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.
Ради достижения полит. целей правитель не должен останавливаться перед обманом, изменой, грубой силой. Макиавелли проводит очищение политики от морали.
Политика для него — удел избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.
Томас Гоббс - доказывал естественное, земное происхождение гос-ва. Оно существовало не вечно, а возникло из естественного состояния людей. По мнению Гоббса, людям от природы свойственно: стремление к наживе, что порождает соперничество; стремление к безопасности, что вызывает недоверие человека человеку; честолюбие приводит к устремлению иметь славу, чтобы тебе подчинялись все. Именно эти страсти (соперничество, недоверие и любовь к славе) приводят общество к «войне всех против всех» в условиях естественного состояния. Но в таких условиях жить невозможно, и люди заключают общ. договор и образуют государство, которому передают часть своих прав, свойственных человеку в естественном состоянии.
Следовательно, гос-во – результат договора людей об ограничении своих прав. В этом гос-ве можно делать все то, что не запрещено законом. Гос-во обладает всеми правами, принадлежащими человеку, его цель – устранить «естественное состояние» людей, сделать их разумными, гуманными. Нет на Земле власти важней, чем гос. власть, и нет никого, кто мог бы привлечь к ответу эту власть за ее действия. Гос-во уподобляется библейскому чудовищу «Левиафану». Гоббс указывал на три возможные формы гос-ва: монархию, аристократию и демократию. Наиболее совершенной формой гос. власти он считал абсолютную монархию.
Джон Локк
В своих произведениях излагал теорию конституционной (парламентской) монархии. Описывал соц.-полит. строй, утвердившегося в Англии во главе с королем, но ограниченного парламентом и конституцией. Неизбежность такого института гос. власти Локк обосновывает с позиции теории естественного права и общ. договора. Люди заключили общ. договор о создании гос-ва.
Гос-во, созданное для охраны естесств. прав, устанавливает законы для устройства и ограждения собственности, использует общ. силы для исполнения этих законов.
Локк также разработал и обосновал концепцию о разделении властей на законодат.(парламент), исполнит.(король) и федеральную (власть, ведающую международными отношениями). При этом правительство само должно подчиняться закону. Народ остается безусловным сувереном, имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.
Исключительно велика роль Локка в разработке теории «естественных прав человека», в обосновании ее важнейших положений – о праве личности на жизнь, свободу и собственность.
Идеи Локка и Гоббса послужили прототипом полит. устройства Великобритании, которые сделали ее – владычицу морей – передовой ведущей мировой державой.
Монтескье
Монтескье в окончательном виде сформулировал принцип разделения властей на законодат., исполнит. и судебную (вместо федеральной, как у Локка). В разделении властей он видит гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью в гос-ве.
Монтескье выдвинул три осн. формы правления: республику, монархию и деспотию. Своим идеалом он считал конституц. монархию, но отмечал, что республиканская форма гос-ва столь же закономерна. К деспотической форме правления мыслитель относился резко отрицательно.
Он выступал как один из основоположников географ. направления, доказывал, что климат, почва и размер территории обуславливают нравственный опыт народов, характер законов и форму правления.
Руссо - выступил с резкой критикой совр. ему феодальных отношений, основанных на неравенстве и эксплуатации народа. Руссо противопоставил им «естественное состояние», где все люди равны и свободны, и которое он, в отличие от Гоббса, называет «золотым веком».
В своем гл. труде он нарисовал такое идеальное общество. Имущественное неравенство, возникшее с появлением и развитием частной собственности, породило полит. неравенство, закрепленное образованием гос-ва, кот. возникло в результате общ. договора.
Но в отличие от теории «общ. договора» Гоббса, Руссо обосновывает право народа на революцию (суверенитет народа), право народа расторгнуть невыгодный договор и создать такую форму гос-ва, которая отвечала бы его интересам.
Он также обосновал необходимость замены крупной собственности мелкой, основанной на личном труде. Ее он считал незыблемой основой общества соц. равенства, которые должны охраняться гос-вом.