Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
22.
Полит. партии
в России: особенности
их возникновения,
функционирования
и полит. направленности
В наст. время в
России по нек. данным более 300 партий,
движений и объединений. Процесс формирований
их продолжается. Процесс формирования
многопартийной системы в России наметился
в начале 90-х гг.
В отличие от
Европы и Сев. Америки, в России многопартийность
развивалась в условиях несформированности
осн. институтов гражд. общества.
Рез-ты партий, образованных
на базе парламентских фракций (когда
группа депутатов в парламенте) и из окружения
того или иного лидера (ЛДПР, «Яблоко»),
были более впечатляющими. Партии, созданные
под опр. лидера, периодически появлялись,
и длительность их сущ-я во многом зависела
от полит. гибкости лидера и от его харизмы.
Каждое из этих объединений (ЛДПР, «Яблоко»)
представляло опр. идеологическое направление.
Особый способ создания «Единства» характерен сочетанием неск. элементов:
1) наличие популярного или имеющего хорошие шансы на популярность лидера;
2) использование гос. финансового и информационного ресурса (телевидения);
3) действующая
структурная основа в виде
региональной власти с
4) опора на
разветвленную структуру МЧС
и, возможно, др. силовых ведомств.
При этом процесс
«партийного строительства» идет след.
образом: с помощью полит-технологов создается
смысловой образ лидера с присущими ему
качествами (например, решительностью,
готовностью навести порядок), который
затем «раскручивается» телевидением,
а региональная власть и нек. федеральные
ведомства предоставляют свои административные
ресурсы.
Таким образом,
в России способ
создания партий сверху («партии власти»),
исходя из интересов исполнит. власти,
лишенных четких идеологических программ,
но созданных с учетом массовых настроений
избирателей, оказался самым
эффективным.
Нормальные
гражд. партии не способны
стабильно развиваться
в наших условиях по многим причинам.
Это прежде всего неразвитость самих гражд.
отношений, а также ресурсов, кот. доступны
«партиям власти», амбиции их лидеров.
Закон, принятый
Гос. Думой в 2001 г направлен на ликвидацию
малочисленных партийных объединений.
Согласно ему, статус полит. партии могут
иметь только организации общерос. значения,
имеющие численность не менее 10 тыс. человек
и региональные отделения не менее чем
в половине субъектов РФ. После выхода
данного документа конфигурация нашей
многопартийной системы существенно меняется
в пользу «партий власти» и партий, поддерживаемых
властью.
Всё сказанное
позволяет сделать определенные выводы
о характере развития и функционирования
партийной системы в нашем обществе.
1. Протопартии
в России в начале 90-х гг. возникли
преимущественно как
2. В силу неразвитости
институтов гражд. общества, незначительности
полит. влияния осн. соц. и проф. групп,
т.е. групп интересов, наибольшего
полит. успеха достигли не те партии,
которые возникли на соц.-проф., корпоративной
или конфессиональной основе, а те, которые
либо консолидировались
вокруг харизматического
лидера, либо организовывались
сверху федеральной, региональной или
бюрократической властью для решения
своих прагматических проблем – победы
на выборах, получения поддержки избирателей,
контроля над законодательными структурами.
3. Оживление
партийной жизни наступало,
4. На региональном
уровне существование партий
определялось наличием
5. Сложившаяся многопартийная система всё более утрачивает конкурентность, её конфигурация определяется президентской властью ради получения управляемого большинства в Госдуме. Доминирует в партийной системе так называемая «партия власти». В России противоречие между политической системой с сильной президентской властью и неоформившейся партийной системой разрешается в пользу исполнительной власти. Президентская власть объективно заинтересована в крупной полит. партии, которая обеспечила бы поддержку и среди избирателей, и в парламенте.