Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
3. Сущность и содержание политики, ее основные функции в обществе. Взаимоотношение политики с др. сферами жизни (экономикой, моралью, правом)
В совр. политологии нет однозначного определения термина "политика", что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств.
Термин "политика" восходит к греческим словам "полис" - город- государство и "политикос" - все, что связано с делами города.
1. Политика – взаимодействие соц. субъектов по поводу власти. Соц. субъекты – общ. группы. Политики – выразители соц. интересов. => Политика – сфера интересов соц. групп.
2. Политика – деят-ть гос-ва по управлению обществом и соц. процессами. Например, внешняя, внутренняя, финансовая, демографическая, эконом. политика.
3. Сферы общ. жизни – области жизнедеят-ти, где удовлетворяются потребности людей.
Политика – сфера общ. жизни, где решаются задачи управления обществом и гос-вом.
Содержание политики
В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов. Субъекты политики – это личность, соц. группа, класс, нация и др., которые осознали и сформулировали свои коренные интересы и цели и готовы их отстаивать, претворять в жизнь.
Именно отношения между этими соц. субъектами по поводу власти, ее завоевания и удержания, выдвигаются на первый план в содержании политики. Власть, ее практическое использование открывает реальные возможности для реализации намеченных целей и задач, владение собственностью, материал. и духовными благами, существенно поднимает авторитет и соц. статус человека в политике.
Поэтому борьба за власть в обществе ведется непрерывно, охватывает все сферы полит. жизнедеятельности субъектов – политику, экономику, право, идеологию, культуру и не рассматривается как аморальное явление.
След. важнейшим компонентом содержания политики явл. интересы. Они реально выступают движущей силой всех субъектов политики, существуют как общенац., гос., классовые, групповые, индивид., которые подлежат обязательному учету и использованию в политике. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне опр. направленность поведения соц. групп в сфере полит. отношений.
Важным компонентом содержания политики выступают теоретические, идеологические и духовные ценности. Это идеи, теории, концепции, принципы, традиции, нормы, символы, опробованные в политике и лежащие в основе программ общ. развития. Среди важнейших идей совр. политики надо назвать свободу, демократию, права человека, соц. справедливость, солидарность и др.
Наконец, в содержание политики в ряде случаев могут входить догмы, стереотипы, мифы, утопии, а, иногда, и просто виртуальная ложь, которые используются политиком ради достижения своих корыстных интересов, особенно властных устремлений, продления своих полномочий.
Функции политики
Политика, как сложное соц. явление, выполняет в обществе многие функции. Важнейшими из них являются: управленческая, прогностическая, мобилизационно-
- С помощью этих функций политика обеспечивает целостность общ. системы, стабильность и общ. порядок, ее управляемость, нормальное функционирование властных структур, помогает разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло.
- Через политику выражаются наиболее весомые и значимые интересы (общие, частные, региональные, национальные и т.д.), люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения своего соц. статуса.
- Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека, прогнозировать модели будущего общ. устройства, основные направления образования и воспитания.
Но политика как соц. явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение ее эффективности и ответственности постоянно возрастает. Все это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество и человек как субъект политики.
Связь политики с экономикой.
Политика определяется экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным. Особенно ярко зависимость политики от экономики проявляется на переломных этапах развития общества. Широта и глубина полит. преобразований общества должна основываться на опр. уровне эконом. преобразований. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер.
Политика может активно влиять на экономику. Политика в опр. степени может способствовать эконом. развитию, т.е. на основе познания и использования эконом. законов она определяет главное направление, пути и методы решения эконом. проблем.
В то же время политика может в опр. направлениях ставить и преграды экон. развитию. Следует избегать крайностей в оценке взаимодействия политики и экономики. Недооценка роли политики ведет к стихийности и пассивному выжиданию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Абсолютизация политики проявляется в субъективизме, авантюризме и зачастую заканчивается полит. провалом.
Связь политики с моралью.
Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а полит. отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания полит. ценностей.
Связь политики с правом
Право – одна из нормативных систем, регулирующих отношения в обществе, действия и поведение, функционирование объединений и гос. органов. Право и политика – две взаимосвязанные сферы общ. жизни. Взаимоотношения права и полит. гос-ва двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, причем ее нарушение влечет за собой меры гос. воздействия: но с др. стороны, само гос-во поддерживается и обеспечивается правом. В понятии “право” можно выделить ядро общечелов. ценностей, интегрированных в истор. и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регулятивы для политики.
Общим между политикой и правом явл. то, что они явл. регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это разл. регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г. Гроцием, что если “предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости”, то “предмет полит. науки – целесообразность и польза”