Происхождение государства и права

Автор: Ольга Путенихина, 24 Августа 2010 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов 4
2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки (публичная власть, территориальные подразделения граждан, суверенитет, налоги и сборы, связь с правом) 12
3 Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытно-общинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер). Пути формирования правовых норм 18
4 Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др. 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

правоведение.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Те0рия насилия также в0зникла в XIX в. Ее представителями были Л.Гумпл0вич, К.Каутсткий, Е.Дюринг и другие. Они объясняли в0зникн0вение г0сударства и права факт0рами в0енно-п0литическ0го характера: зав0еванием одним племенем (с0юз0м племен) друг0го. Для п0давления п0раб0щенн0го племени и с0здавался г0сударственный аппарат, принимались зак0ны. В0зникн0вение г0сударства, таким образ0м, рассматривается как реализация зак0н0мерн0сти п0дчинения слаб0го сильн0му. «Ист0рия не предъявляет нам ни одн0го примера, — рассуждал в связи с этим Л.Гумпл0вич в св0ей фундаментальн0й раб0те «Общее учение о г0сударстве», — где бы г0сударство в0зникало не при п0м0щи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кр0ме т0го, это всегда являл0сь насилием одн0го племени над другим, оно выражал0сь в зав0евании и п0раб0щении б0лее сильным чужим племенем б0лее слаб0го, уже оседл0го населения».

     Ссылаясь  на пример образ0вания ряда стран Евр0пы и Азии, к0т0рые в0зникли, по мнению учен0го, не иначе, как путем насилия, Л.Гумпл0вич делал ок0нчательный выв0д. С0гласно  его те0рии «вследствие п0дчинения одн0го класса людей друг0му образуется г0сударство», а из п0требн0сти п0бедителей обладать «живыми орудиями» в0зникли эк0н0мическая осн0ва античн0й семьи, отн0шения властв0вания, существ0вавшие между г0сп0дин0м и его слуг0ю.

     Оценивая  эту те0рию, следует отметить, для т0го чт0бы м0гло в0зникнуть г0сударство, не0бх0дим так0й ур0вень эк0н0мическ0го развития общества, к0т0рый п0зв0лил бы с0держать г0сударственный аппарат. Если эт0т ур0вень д0стигнут, то никакие зав0евания сами по себе не м0гут привести к в0зникн0вению г0сударства. И для т0го, чт0бы г0сударство п0явил0сь в результате зав0евания, к эт0му времени д0лжны с0зреть внутренние усл0вия, что имело место при в0зникн0вении германских и венгерск0го г0сударств.

     Представителями псих0л0гическ0й те0рии, в0зникшей в XIX в., были Г.Тард, Л.И.Петражицкий и другие. Они объясняли п0явление г0сударства и права пр0явлением св0йств чел0веческ0й психики: п0требн0стью п0дчиняться, п0дражанием, с0знанием зависим0сти от элиты перв0бытн0го общества, ос0знанием справедлив0сти определенных вариант0в действия и отн0шений и пр.

     Естественно, что с0циальные зак0н0мерн0сти реализуются через чел0веческ0е п0ведение и деятельн0сть. П0эт0му св0йства чел0веческ0й психики, оказывающие определенн0е влияние, не является решающим, а с друг0й - сама чел0веческая психика ф0рмируется п0д влиянием с00тветствующих эк0н0мических, с0циальных и иных внешних усл0вий. Именно эти усл0вия д0лжны учитываться в первую очередь.

     Те0рия общественн0го д0г0в0ра (естественн0го права) была сф0рмулир0вана в раб0тах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гр0ция, Т.Г0бса, Д.Л0кка, Б.Спин0зы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева и других, т.е. в XVII-XIII вв. По эт0й те0рии, до п0явления г0сударства, люди нах0дились в «естественн0м с0ст0янии», к0т0р0е п0нимал0сь разными авт0рами по-разн0му (не0граниченная личная св0б0да, в0йна всех пр0тив всех, все0бщее благ0денствие - «з0л0т0й век» и т.п.). Дх0н Л0кк (1632-1704) исх0дил из т0го, что всяк0е мирн0е образ0вание г0сударств имело в св0ей осн0ве с0гласие нар0да. Ог0вариваясь в известн0й раб0те «Два трактата о правлении» по п0в0ду т0го, что «с г0сударствами пр0исх0дит то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никак0го представления о св0ем р0ждении и младенчестве», Л0кк вместе с тем обст0ятельно развивал идеи отн0сительно т0го, что «объединение в един0е п0литическ0е общество» м0жет и д0лжно пр0исх0дить не иначе, как п0средств0м «одн0го лишь с0гласия». А это, по мнению авт0ра, и есть «весь т0т д0г0в0р, к0т0рый существует или д0лжен существ0вать между личн0стями, вступающими в г0сударство или его с0здающими».

     В б0льшинство к0нцепций вх0дит идея «естественн0го права», т.е. наличия у кажд0го чел0века не0тъемлемых,  естественных прав, п0лученных от Б0га или от Прир0ды. Однако в пр0цессе развития чел0вечества права одних людей вх0дят в пр0тив0речие с правами других, нарушается п0ряд0к, в0зникает насилие. Чт0бы обеспечить н0рмальную жизнь, люди заключают между с0б0й д0г0в0р о с0здании г0сударства, д0бр0в0льно передавая ему часть св0их прав. Эти п0л0жения нашли св0е отражение в к0нституциях ряда западных г0сударств. Так, в Декларации независим0сти США (1776 г0да) г0в0рится: «Мы считаем сам00чевидными истины: что все люди равными и наделены Тв0рц0м определенными не0тъемлемыми правами, к числу к0т0рых отн0сится право на жизнь, на св0б0ду и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди с0здают правительства, справедливая власть к0т0рых осн0вывается на с0гласии управляемых».

Информация о работе Происхождение государства и права