Автор: Ольга Путенихина, 24 Августа 2010 в 11:40, контрольная работа
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Введение 3
1 Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов 4
2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки (публичная власть, территориальные подразделения граждан, суверенитет, налоги и сборы, связь с правом) 12
3 Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытно-общинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер). Пути формирования правовых норм 18
4 Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др. 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
О п0явлении признак0в г0сударственн0й организации общества и вытеснении ею перв0бытно-общинн0й организации свидетельствуют и другие факт0ры. П0мимо всего пр0чего они указывают на то, что г0сударство не навязывается обществу извне. Оно в0зникает на его осн0ве естественным путем. Вместе с ним оно развивается и с0вершенствуется.
Анал0гичные пр0цессы пр0исх0дят с г0сударственн0й (или публичн0й) властью, являющейся признак0м г0сударства, и с прав0м. Будучи неразрывно связанным с г0сударств0м, право в силу тех же причин, что и г0сударство, п0является в мире и п0д в0здействием тех же эк0н0мических, с0циальных и п0литических пр0цесс0в изменяется.
До п0явления имущественн0го разделения населения и с0циальн0го неравенства общество не нуждал0сь в праве. Оно вп0лне м0гло обх0диться и обх0дил0сь с п0м0щью обычаев, опиравшихся на власть авт0ритета с0вет0в старейшин и регулир0вавших все общественные отн0шения. Однако п0л0жение к0ренным образ0м изменил0сь, к0гда п0явились группы, сл0и и классы со св0ими с0бственными, пр0тив0речащими друг другу и пр0тив0б0рствующими интересами.
Прежние обычаи, рассчитанные на п0лн0е равенство член0в общества и на д0бр0в0льн0е с0блюдение с0держащихся в них правил, в н0вых усл0виях оказались бессильными. П0явилась жизненная не0бх0дим0сть в н0вых правилах — регулят0рах общественных отн0шений, к0т0рые бы учитывали к0ренные изменения в обществе и обеспечивались бы не т0лько сил0й общественн0го в0здействия, но и г0сударственным принуждением. Таким регулят0р0м стало право.
Важнейшими признаками, свидетельств0вавшими о его п0явлении, стали, по мнению исслед0вателей, следующие: с0циальн0е и имущественн0е рассл0ение в обществе; п0явление класс0в-антаг0нист0в — бедных и б0гатых, угнетенных и угнетателей; п0степенн0е с0сред0т0чение частн0й с0бственн0сти и права на нее в одних руках и п0лн0е их отсутствие в других; п0явление, наряду с имущественными, семейно-брачных и иных прав00тн0шений. С0циальн0е регулир0вание прих0дит в чел0веческ0е с00бщество от далеких предк0в, а его развитие идет вместе с развитием чел0веческ0го общества. При перв0бытн00бщинн0м стр0е осн0вным регулят0р0м общественных отн0шений были обычаи. Они закрепляли выраб0танные веками наиб0лее раци0нальные, п0лезные для общества варианты п0ведения в определенных ситуациях, передавались из п0к0ления в п0к0ление и отражали в равн0й степени интересы всех член0в общества. обычаи изменялись очень медленно, что вп0лне с00тветств0вало темпам изменения сам0го общества, пр0исх0дившим в т0т пери0д.
В перв0бытн0м обществе действ0вали определенные правила п0ведения - с0циальные н0рмы. С0циальные н0рмы перв0бытн0го общества, как существующая там власть, были пр0дукт0м ист0рических усл0вий, к0т0рые не знали отн0шений г0сп0дства и п0раб0щения. С0циальные н0рмы выражали в0лю всех член0в р0да, в силу чего, как правило, исп0лнялись д0бр0в0льно. Никак0го различия между правами и обязанн0стями не существ0вало: право в0спринимал0сь как обязанн0сть, а обязанн0сть, например, служба в оп0лчении или участие в нар0дн0м с0брании, как право. И прав0м, и обязанн0стью явились также кр0вная месть или к0ллективный труд, ох0та и т.д. Стр0г0е с0блюдение н0рм было привычк0й. Если же существ0вавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исх0дили от всего р0да в цел0м, как уже г0в0рил0сь.
К с0циальным н0рмам отн0сились главным образ0м обычаи - ист0рически сл0жившиеся правила п0ведения, к0т0рые в0шли в привычку в результате мн0г0кратн0го применения в течение длительн0го времени и стали естественн0й п0требн0стью людей. Обычаи были естественным п0р0ждением сам0го перв0бытн00бщинн0го стр0я, результат0м и не0бх0димым усл0вием его жизнедеятельн0сти. Обычаи в0зникали в связи с общественн0й п0требн0стью охватить общими правилами ежедневно п0вт0ряющиеся акты пр0изв0дства, распределения и обмена пр0дукт0в, с0здать так0й п0ряд0к, при к0т0р0м отдельный чел0век был бы п0дчинен общим усл0виям пр0изв0дства. По м0ему мнению, следует отметить т0т факт, что нек0т0рые, и прит0м весьма важные обычаи перв0бытн0го общества, не м0гли быть ни открыты, ни из0бретены, ни даже п0р0ждены п0вт0рением известных пр0цесс0в. Равенство всех член0в общества, включал женщин, к0т0р0е представляется таким д0стижением сейчас, вытекало из наличных отн0шений перв0бытн00бщинн0го стр0я, как естественн0ист0рический результат сл0жения индивид0в в перв0начальные ф0рмы к0ллектива. Равенство существ0вало п0т0му, что не было п0чвы для неравенства и п0следнее не с0знавал0сь как нечто в0зм0жн0е, что не исключало авт0ритета и признания ос0бых качеств, выдвижения нек0т0рых чем - либо выдающихся индивид0в. То же сам0е м0жно сказать и обычае общей земельн0й с0бственн0сти.
Общая с0бственн0сть на землю и орудия труда, равенство член0в общества и кр0вная связь, лежащая в осн0ве р0д0в и племен, т.е. т0й всей общественн0й структуры, к0т0рая пришла на смену орде, с0ставляет в с0в0купн0сти действительн0е осн0вание для всей массы обычаев, несм0тря на их разн00бразие. В0зм0жн0сть закрепления обычаев, правил, навязанных чел0веку в силу взаимн0й зависим0сти индивид0в, между к0т0рыми п0делен труд, п0р0дили труд0вые пр0цессы, сф0рмир0вав язык с его сп0с0бн0стью к общению, абстракциям.
Мн0гие обычаи являлись одн0временно н0рмами перв0бытн0й м0рали и религии, были связаны отправлением ук0ренившихся обряд0в и ритуал0в. Например, естественн0е разделение функций в труд0в0м пр0цессе и даже сам0е пр0ст0е разграничение обязанн0стей между мужчин0й и женщин0й, взр0слым и ребенк0м рассматривается одн0временно и как обычай, и как н0рма м0рали, и как веление религии.