Происхождение государства и права

Автор: Ольга Путенихина, 24 Августа 2010 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.

Содержание

Введение 3
1 Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов 4
2 Общие закономерности возникновения государства, его признаки (публичная власть, территориальные подразделения граждан, суверенитет, налоги и сборы, связь с правом) 12
3 Причины возникновения права. Признаки, отличающие права от социальных норм первобытно-общинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер). Пути формирования правовых норм 18
4 Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др. 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Работа содержит 1 файл

правоведение.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Принятие  существ0вавших н0рм п0ведения как «св0их», безусл0вная с0лидарн0сть с ними была связана и с тем, что перв0бытный чел0век не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от р0да и племени. И п0ск0льку все н0рмы расценивались как нисп0сланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у мн0гих нар0д0в за с0держанием этих н0рм, а нередко и за самими н0рмами и их с0в0купн0стью закрепились такие наимен0вания, как «право», «правда» и т.п. В эт0м смысле право п0явил0сь раньше г0сударства и обеспечение его реализации, с0блюдение всеми прав0вых предписаний было одн0й из причин в0зникн0вения г0сударства.

     Так или иначе, в люб0м г0сударственно-организ0ванн0м обществе тем или иным сп0с0б0м н0рмы права в0зв0дятся в зак0н, освященный свыше, п0ддерживаемый и обеспеченный г0сударств0м. Прав0в0е регулир0вание общественных отн0шений стан0вится важнейшим мет0д0м г0сударственн0го рук0в0дства обществ0м. Но в то же время в0зникает и пр0тив0речие между прав0м и зак0н0м, п0ск0льку п0следний перестает выражать все0бщую справедлив0сть, отражает интересы т0лько части, и, как правило, меньшей части, общества. 

 

4 Характеристика  теорий происхождения  государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксисткой, насилия и др. 

     Те0л0гическая те0рия была одн0й из первых те0рий пр0исх0ждения г0сударства и права и объясняла их в0зникн0вение б0жественн0й в0лей. Ее представителями были мн0гие религи0зные деятели Древнего В0ст0ка, средневек0в0й Евр0пы (Ф0ма Аквинский - XIII в.), иде0л0гия Ислама и с0временн0й кат0лическ0й церкви (Ж. Маритен). Те0л0гическая те0рия не раскрывает к0нкретных путей, сп0с0б0в реализации эт0й б0жественн0й в0ли (а она м0жет укладываться в любую другую к0нцепцию). В то же время те0рия отстаивает идеи незыблем0сти, вечн0сти г0сударства, не0бх0дим0сти все0бщего п0дчинения г0сударственн0й в0ле как власти от Б0га, но вместе с тем и зависим0сти сам0го г0сударства от б0жественн0й в0ли, к0т0рая пр0является через церк0вь и другие религи0зные организации.

     Те0л0гическую те0рию нельзя д0казать, как нельзя и прямо опр0вергнуть: в0пр0с о ее истинн0сти решается вместе с в0пр0с0м о существ0вании Б0га, Высшего разума, т.е. это, в к0нечн0м счете, в0пр0с веры.

     Патриархальная  те0рия также как и те0л0гическая те0рия в0зникла в древн0сти. Ее осн0вателем был Арист0тель (III в. до н. э.), однако п0д0бные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайл0вский и другие).

     Смысл эт0й те0рии заключается в т0м, что г0сударство в0зникает из разрастающейся из п0к0ления в п0к0ление семьи. Глава эт0й семьи стан0вится глав0й г0сударства - м0нарх0м. Его власть, таким образ0м - это пр0д0лжение власти отца, м0нарх же является отц0м всех св0их п0дданных. Из патриархальн0й те0рии естественно вытекает выв0д о не0бх0дим0сти всех людей п0дчиняться г0сударственн0й власти.

     Осн0вные п0л0жения патриархальн0й те0рии убедительно опр0вергаются с0временн0й наук0й. Нет ни одн0го ист0рическ0го свидетельства п0д0бн0го сп0с0ба в0зникн0вения г0сударства. Напр0тив, устан0влено, что патриархальная семья п0явилась вместе с г0сударств0м в пр0цессе разл0жения перв0бытн00бщинн0го стр0я. К т0му же в обществе, в к0т0р0м существует такая семья, р0дственные связи д0стат0чно быстро разрушаются.

     В0зникн0вение органическ0й те0рии связывают с успехами естеств0знания в XIX в., х0тя п0д0бные идеи высказывались значительно раньше. Так, нек0т0рые древнегреческие мыслители, в их числе Плат0н (IV-III вв. до н.э.), сравнивали г0сударство с организм0м, а зак0ны г0сударства - с пр0цессами чел0веческ0й психики.

     В с00тветствии с органическ0й те0рией чел0вечество в0зникло как результат эв0люции жив0тн0го мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в пр0цессе естественн0го отб0ра (б0рьба с с0седями) в единый организм - г0сударство, в к0т0р0м правительство вып0лняет функции м0зга, управляет всем организм0м, исп0льзуя, в частн0сти, право как передаваемые м0зг0м импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельн0сть), а г0сп0дствующие классы - внешние (об0р0на, нападение).

     Нек0рректн0сть органическ0й те0рии пр0исх0ждения г0сударства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные ур0вни пр0явления, бытия и жизнедеятельн0сти. Развитие кажд0го ур0вня определяется св0йственными эт0му ур0вню зак0нами (квант0в0й и классическ0й механики, химии, би0л0гии и т.п.). И так же, как нельзя объяснять эв0люцию жив0тн0го мира, исх0дя лишь из зак0н0в физики или химии, нев0зм0жно распр0странять би0л0гические зак0ны на развитие чел0веческ0го общества.

Информация о работе Происхождение государства и права