Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.
Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………
отмечено, ядром политической системы общества, ее организационным и
регулятивно контрольным началом. Она определяет все другие институты и
отношения в самой политической системе общества. Прямо или косвенно
политическая власть воздействует на развитие всех других общественных
систем - экономической, социальной, духовной и др. К понятию
«политическая власть», конечно, применимо общее, приведенное выше
определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего
многочисленные формы проявления. Политическая власть, как и любая другая
власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в
отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она
имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными
признаками являются:
*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и,
соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить
влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо
вообще устранить их;
*всеобщность,
т.е. публичность. Это
власть действует на основе права от имени всего общества;
*легальность в использовании силы и других средств
властвования в пределах страны;
*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра
(системы
властных органов) принятия
*широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и
реализации власти.[24]
Нередко
власть и принуждение
состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не
является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам
и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не
оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа.
Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе,
человек не может быть свободным от общества.
Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также
средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное,
направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация,
социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект
должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к
власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен
знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.
Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти
является широко распространенное отождествление власти с ее носителем.
Так, говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти
и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных
лиц.
Субъект
определяет содержание
(распоряжение) как
властное повеление
2) подчинение как поведение частной воли под всеобщую волю власти: 3)
наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей
воли; 4) нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с
всеобщим интересом.
От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом
зависит отношение к нему объекта (исполнителей) — второго важнейшего
элемента власти. Власть — всегда двустороннее отношение взаимодействие
субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет
объекта, там нет власти.
Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло
свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко
используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об
эффективности этого средства свидетельствует, например, факт обретения
независимости Индией в результате массовых акций неповиновения
колониальным британским властям.
Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения. В сущности, подчинение также
естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Как
отмечал В. Пугачев и А. Соловьев, готовность к подчинению зависит от
многих факторов: от качеств объекта власти, от характера предъявляемых к
нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает
субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает объект в
зависимости от наличия (или отсутствия) у него авторитета.[25]
Качества
объекта политического
всего, политической культурой населения. С этой точки наибольшую
покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы
политических культур.
Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих
твердой руки, является
благоприятной питательной
тоталитарных режимов. Какими же мотивами руководствуется объект
властвования? Что заставляет его подчиняться? Одним из важнейших
внутренних побуждений к подчинению является страх перед наказанием.
Страх — это очень сильный мотив, но крайне непрочный. Специалисты в
области психологии отмечают, что сила власти, основанная на страхе перед
санкциями за неповиновение, прямо пропорциональна тяжести наказания и
обратно пропорциональна вероятности избе жать его в случае непослушания.
Более стабильной является власть, основанная на интересе, поскольку
личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному
выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение
негативных санкций. Не менее сильной мотивацией подчинения объекта
является его внутренняя убежденность в необходимости подчинения, которая
связана с преклонением перед умом, опытом, или какими-либо другими
качествами субъекта власти, иначе говоря, преклонения перед авторитетом.
Максимальная же сила власти достигается при идентификации,
отождествлении объекта власти с субъектом. В этом случае объект властных
отношений воспринимает дело субъекта как свое личное дело, он абсолютно
доверяет своему руководителю.
Сила
власти, подчиненность объекта
одного важного фактора — неравенства.
В основе
подчинения одного человека
неравенство. Власть, — возникающая на основе естественного не равенства,
всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда
персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в
новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое
преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть,
основанная на социальном неравенстве, утрачивает свою
персонифицированную форму. На службе мы вынуждены выполнять распоряжения
начальника независимо от того, нравится он нам или нет, сильнее он
физически или слабее. Именно такая власть носит более определенный и
устойчивый характер. Она воспроизводится в обществе независимо от ее
конкретных участников. На пример, руководитель предприятия, лидер партии
обладают исключительным правом на принятие решений, обязательных для
подчиненных.
В то же время механизм властного общения, по-видимому, включает в
себя и давление «снизу» различных групп и слоев гражданского общества,
имеющих свои зоны влияния и сферы интересов, которые через каналы
«обратной связи», систему представительства и другие формы
демократического волеизъявления оказывают воздействие на состояние
властных отношений в той или иной стране. Необходимо включить в эти зоны
(«поля») действия регулятивного механизма общения три проекции
(«плоскости») власти и влияния, получившие в современной политологии
названия: 1) символическая власть (отношения «господства и подчинения»,
в соответствии с доминирующими ценностями общества определяющие
легитимный порядок), 2) структурная власть (отношения «контроля и
влияния», связанные с регулированием ресурсов и распределением зон
влияния между элементами политической системы) и 3) инструментальная
власть (отношения «управления и давления», определяющие средства и
способы взаимного действия встречных процессов руководства людьми со
стороны правящего слоя и давления на правящие структуры гражданского
общества).[26] Сложность понимания власти как регулятора совокупной
деятельности людей состоит в необходимости учета при анализе ее
функционирования в современном обществе различных и зачастую
разнонаправленных способов ее политического действия.
Как считает Ильин, цель власти состоит в том, чтобы посредством
прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или
разъединения: а) противодействовать деструкции, кризису, упадку,
нейтрализовывать напряжение, конфликты; б) стремиться к максимуму
стабильности общественного целого, способствовать его совершенствованию,
упрочению, прогрессу. Средство власти — богатый арсенал тактики — от,
патронажа до администрирования, устрашения применения силы. Поскольку
механизмы власти сосредоточиваются у отдельных лиц, реализующих основные
цели власти в соответствии с законом её укрепления, возможно
противоречия между субъектом власти — власть держателями и ее объектом —
народными массами.[27]
Специфическим
признаком власти как
доминирование властной воли, а не просто влияния. Власть связана с
общественной организацией, она есть качество, внутренне присущее
организации общества. Следует видеть различия между властью организации
(на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией