Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:39, курсовая работа
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода( Семейно-родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть( Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которое немыслимо без подчинения всех участников единой
воле, а также потребностью регулирования социальных отношений между
людьми. С появлением классов и государства кровные( родовые связи были
разрушены, моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом
публичной власти, которая отделилась от общества и встала над ним.
Рассмотрим некоторые основные концептуальные подходы к анализу
природы власти.
Введение…………………………………………………………………...стр.2-12
Гл. I. Природа политической власти.
1.1 Власть как общественное явление……………………………………………………….……………стр.13-31
1.2 Государство как инструмент
власти……………………………………………………………………....стр.32-45
1.3 Структура политической власти………………………………………………………………………стр.46-58
Гл. II Особенности функционирования власти в
условиях реформирования России.
2.1 Институты власти современной
России………………………………………………………………….…..стр.52-70
2.2 Актуальные проблемы реформирования
Российской государственности…………………………………..…стр.71-81
Заключение……………………………………………...………………..стр.82-85
Библиографический список………
которые вводят ограничения (дискриминации) на допущение граждан к
потентату (многочисленные цензы - имущественный, образовательный,
этнический, классовый, сословный, оседлости и д.р.). Цивилизованное
общественное устройство, разумеется, исключает саму идею проведения
властных цензов, учреждения надзора (цензуры) за властной деятельностью.
В настоящий момент доминирует тенденция к нелицензируемой власти.
Признак корпоративности - интервал «кастовая – некастовая власть».
Речь идет о наличии котерий - сплоченных замкнутых политических
группировок, преследующих в общественной жизни своекорыстные цели.
Деятельность этих «лоббистских» структур узаконивается специфическим
регламентом, поощряющим узкогрупповые вертикали власти. Будучи
частичными, подобные институты не отражают и не выражают умонастроений,
гражданской воли населения
Признак моральности - интервал «агиократия – порнократия». В этой
связи некоторые исследователи противопоставляют агиократии –
высоконравственной власти святынь – морально ущербную демократию. Но как
отмечает Ильин, агиократии противостоит не демократия, а тлетворная
порнократия – власть, использующая святые для большинства вещи в
своекорыстных аморальных целях.
Признак правозаконности - интервал «правовая – неправовая власть».
Правовая власть руководствуется законами, тогда как неправовая власть -
авторитарными, волевыми решениями. Правовую власть (номократию)
требуется отличать от правой власти. В первом случае подразумевается
связанность власти правом - принцип законной власти и власти законов. Во
втором - имеется в виду власть, существующая «по праву».
Признак конструктивного согласия - интервал «консенсуальная -
неконсенсуальная власть». Представляя высшую форму демократии,
консенсуальная власть предполагает управление обществом на базе согласия
всех заинтересованных лиц - общего мнения. Традиционная демократия,
законы которой сводятся к решению простого большинства, понятно,
несовершенна: принцип механического большинства, влекущий раскол,
подрывает справедливость, вызывает социальное противостояние.
Признак сменяемости - интервал «ротируемая - фоссилизируемая
власть». Ограничению произвола, привнесению элемента трезвости в
характер власти способствует ротируемость – формальный лимит на
вершение, отправление властных функций.
Признак концентрируемости - интервал «интегральная
(централизованная) - интеркурсивная (дифференцированная) власть».
Существуют три типа централизованной власти: царство – династический
абсолютизм; деспотия - личностный или групповой авторитаризм; этатизм –
государственно-
особенность централизованной власти - жесткая социальная навигация:
динамический контроль общественных взаимодействий (обмен деятельностью,
обработка людьми друг друга); «сверху»; подавление частной инициативы -
дисциплинарная канализация устроительства жизни: свертывание институтов
гражданского общества, ущемление прав и свобод народа; цивилизационное
первопроходчество, пионерство (тенденция сознательно писать историю с
красной строки, отталкиваясь от «чистого листа»).
Признак насильственности - интервал «легитимная - нелегитимная
власть». Легитимная - законная власть, имеющая конституционные
полномочия. Соответственно нелегитимная власть - власть, добытая в
результате нападения, захвата, незаконного применения силы,
спровоцированного изменения строя, прямой и косвенной (подрывная
деятельность) агрессии, пронунциаменто, различных видов давления.
Признак засилья государственного контроля во всех отсеках
общественной жизни - интервал «тоталитарная – нетоталитарная власть».
Происходя от латинского прилагательного totus-весь, целый и наречия
totaliter - целиком, понятие «тоталитаризм» употребляется для
обозначения такого политической режима, в котором государственная
власть, сосредоточиваясь у узкой группы лиц, на основе свертывания
демократии, ликвидации конституционных гарантий, посредством насилия,
полицейско-приказных методов воздействия на население, духовного
порабощения людей полностью поглощает все формы и сферы самопроявления
общественного человека.[31]
Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти
характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида
проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти
шире понятия власти государственной. Известно, что политическая
деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в
других составных частях социально-политической системы: в рамках партий,
профсоюзов, международных организаций и т.д.
Для понимания, как самой природы властного общения, так и специфики
современных отношений между людьми по поводу государственной власти,
необходимо коснуться и вопроса о ее происхождении. Нередко упускается из
виду, что политическая власть в ее современной форме как власть
государственно-публичная имеет не такую уж длительную историю (всего
около 5 тысячелетий) по сравнению с догосударственными (т.н.
потестарными, от позднелатинского «potestas» — власть) сегментированными
структурами управления и саморегулирования, существовавшими начиная с
появления в эпоху позднего (или верхнего) палеолита несколько тысяч лет
назад кроманьонского человека. Кроме всего прочего, в пользу того, что
видовое понятие государственной власти по объему значительно уже, чем
родовая категория «власть», свидетельствует и появление на рубеже
третьего тысячелетия органов «над государственной» власти в лице
законодательных (Европарламент) и исполнительных (Комиссия Европейских
Сообществ) институтов, полномочия которых распространяются на территорию
почти полутора десятка европейских стран. Итак, можно сделать
предварительный вывод о том, что категория «власть» в широком смысле
включает в себя и догосударственную (потестарную), и государственную
(публичную), а возможно даже и «надгосударственную»
(постгосударственную) формы властной организации и общения людей.
Я же
подробнее остановлюсь
политической власти, каковой является институциональная система органов
современного государства.
1.2. Государство как
инструмент власти.
Центральное место в институциональной подсистеме занимает
государство — целая система органов, структур, использующих самые разные
ресурсы. Только отдельные государственные органы вправе применять
насилие, обеспечивать обязательность принимаемых решений. Государство по
природе своей является организацией всего общества, так или иначе,
отражающей различные интересы. Власть государства распространяется на
всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от
вероисповедания, политических позиций, социального положения.
Государство как средоточие власти, является необходимой предпосылкой
существования любой
формы политического
понимается централизованный институт, который несет ответственность за
целостность территории контролирует вооруженные силы, способен
изыскивать достаточно финансовые средств для содержания военных и
гражданских должностных лиц и обладает, по крайней мере, в глазах своего
персонала, правом принимать властные решения. В подобной трактовке
государство как институт
следует оценивать в
положением — в качестве субъекта в системе государств и в самом
обществе, сформированного под влиянием внутристрановых экономических,
социальных и политических процессов и в свою очередь влияющего на
последние.[32]
Государство, которое уверено в способности править своей
территорией, защищать и контролировать ее, принимать решения,
финансировать свою деятельность, а также имеющее определенную свободу
маневра можно назвать сильным. Государство же, чья способность выполнять
эти задачи постоянно оспаривается какими - либо группами изнутри или
извне, является слабым. Как сильные, так и слабые государства могут
прибегать к репрессиям; и в тех, и в других могут существовать и
авторитарные, демократические режимы, однако в слабом государстве форма
политического правления
постоянно находится под
Государственная власть не обязательно использует принуждение для
достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические,
экономические и другие методы воздействия. В тоже время именно
государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов
общества для выполнения своих намерений. Структура власти или
распределение власти фактически является разделением права на ее
использование. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью,
чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.[34]
Власть в государстве имеет институализированный характер. Это
означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту
власть, с самой властью, принадлежащей политической общности
(государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако
институциолизированная власть государства от этого не исчезает, за
исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением
государства вследствие других причин, таких как гражданская война или
подчинение другим государством.
Политическая элита может принудительно навязать власть, используя
для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм