Политика -- сложное общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

Заговор •- тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей.

Путч - заговор небольшой группы лиц для захвата государственной власти.

Государственный переворот - - вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания государственной власти.

 

№38 Политическое участие • - способность индивидов спонтанно или осознанно ориентироваться в политической жизни общества, весьма динамичная и массовая форма их взаимоотношений с организационно-властными структурами по поводу политической власти и управления. Речь здесь идет о вовлеченности индивида в той или иной форме в процесс политико-властных отношений. Поэтому политическое участие предполагает активность личности, а не крупных социальных общностей, на которых основывается политическая деятельность. Политическое участие может быть организованным или стихийным, постоянным или спорадическим, мирным или насильственным, законным или незаконным, эффективным или неэффективным. В политической практике различают две формы политического участия -- активную и пассивную. Активная форма политического участия может быть организованной (мобилизованной) и автономной- Организованными формами активного вовлечения граждан в политическую жизнь общества являются: участие в выборах, референдумах; в качестве доверенного лица, члена группы поддержки, клуба избирателей, наблюдателя при проведении избирательных кампаний; в выборных органах государственной власти; в деятельности политических партий и других общественно-политических объединениях; в самодеятельных организациях, движениях; участие в митингах, демонстрациях, политических дискуссиях и др. Автономная форма активного участия выражается в самостоятельном, сознательном вовлечении индивида в политику. Данный вид участия находит свое выражение в обращении граждан в государственные и партийные органы, в редакции газет, журналов и т.д. с инициативой общественного характера;'участии в формировании общественного мнения; оказании влияния на принятие решений, контроле за их осуществлением; восприятии, осмыслении, оценивании политических проблем; генерации общественных целей.

Самым распространенным видом  пассивного участия граждан в  политической жизни является чтение политической литературы и периодики, прослушивание и просмотр политических радио и телепередач. Мотивы: стремление улучшить материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой соц статус; стремление принадлежать к  группе с целью снятия психологической напряженности. Чувства неопределенности в сложных политических и соц ситуациях, поиск соц защиты у политической группы; удовлетворение властных потребностей. Стремление повелевать др,  воздействовать на их поведение. Проблема – ограничение политического участия (уровень демократизации общ и политический режим,партийная принадлежность, уровень образование. Культуры, особенно политической, воздействие на индивида окружающих людей, пол, возраст. Состояние здоровья. Семейное положение).

 

№39 Этнос - исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Под этносом принято подразумевать все разновидности народов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: племя, народность, нация. Принято считать, что для первобытной эпохи характерно племя, для рабовладельческой и феодальной эпох • - народность, для капитализма и социализма - - нация. На базе нации формируются еще две этнические общности — национальные и этнические группы. Национальными группами называются более или менее значительные части одной нации, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде (например, русские, украинцы, поляки и другие этносы, проживающие в Беларуси). Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличающиеся от нее некоторыми особенностями (диалектами в языке, особенностями быта, традиций и т.п.). К этническим группам в Беларуси можно отнести жителей юго-западного Полесья: полешуков, пинчан. Количественно меньшая, чем основная, коренная часть населения, та или иная этническая общность составляет национальное меньшинство данной страны или входящего в ее состав национально-государственного образования. Усиливающееся территориальное перемещение народов и рас создает проблему оптимизации расселения человечества. Миграционные потоки движутся в направлении с Юга на Север, с Востока на Запад. Увеличение доли «цветного» населения развитых стран, с одной стороны, создает проблему совместного проживания различных народов, а с другой — проблему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третьего» поколений. Значительную часть иммиграционных меньшинств (аф-ро-европейцев, афро-американцев и др.) в новой стране образуют национальные диаспоры, конфессиональные общины, часто -- весьма многочисленные. Формируется по сути новый тип транснациональных сообществ. Это также\порождает новые межэтнические проблемы.

Быстрый рост народонаселения  «третьего мира» и падение  рождаемости в развитых странах нарушили демографическое равновесие планеты и породили проблему межэтнического характера. Демографические процессы не только серьезно меняют этническую карту планеты (ожидается, что через 10—12 лет численность населения в Европе и Африке сравняется), но и ведут к глобальным сдвигам социального характера. «Демографический взрыв» в развивающихся странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обеспечением необходимых условий существования больших масс людей. Выделились обширные зоны (прежде всего в Африке, Латинской Америке, отчасти - в Азии), над которыми нависла угроза маргинализации. Порождает новые противоречия и ликвидация ошибок, допущенных в области национально-государственного устройства. Нации формировались в разное время и в разных условиях. Этнокультурное строительство как способ национального самоутверждения наций происходило в условиях их расчленения на длительное время не ими установленными административными и государственными границами. И сегодня живут надеждой на собственное национальное государство народы Ирландии, Шотландии, Палестины, курды Турции, Ирака, Ирана, Сирии.

 

№42 Внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации. В основе внешней политики любого государства лежат интересы нации. Все цивилизованные страны  независимо от их государственного устройства своими национальными приоритетами считают повышения материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, защиту определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Практическая значимость внешней политика выражается через ее функции, общие для всех государств:

1.охранительная  (обеспечение сохранения и упрочнения  существующей в рамках данного государства системы общественных отношений от посягательств извне, защитой прав и интересов данной страны и ее граждан в международных делах).

2.Представительно-информационная (деятельность представительных органов и институтов государства за рубежом по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации о состоянии международных дел, доведению этой информации до своего правительства с выдачей конкретных рекомендаций по ее исполнению).

3.Идеологическая (пропаганда  философских, политических, экономических,  социальных преимуществ своей системы и образа жизни на международной арене).

4.Координация усилий государств  по решению многих сложных проблем глобального характера.

5.торгово-организаторская  (инициативные организаторские действия  государства, направленные на повышение международной конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции, расширение экспорта товаров, поиск выгодных торговых сделок, контактов, создание других благоприятных внешнеполитических условий деятельности). Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется с помощью целого комплекса средств, методов:

-информационно-пропагандистские (при помощи СМИ, пропаганды, агитации усиление международной позиции государства, укрепление его безопасности. Обеспечение доверия со стороны союзников и возможных партнеров, получению материальной и моральной поддержки с их стороны в критические моменты, формирование у международной общественности симпатии и дружелюбия по отношению к данному государству, в в случае необходимости – гнев, осуждение.

-политические в сфере  дипломатических отношений (дипломатия  – официальная деятельность государств и правительств, служб министерств и иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом).

-экономические (использование  экономического потенциала данной  страны для достижения внешнеполитических целей).

-военные (военная мощь  государства, которая включает в себя наличие армии с учетом ее численности, качества вооружения, боеготовности, морального состояния, наличие военных баз, ядерного оружия). Основные направления внешней политики РБ:

1.безъядерность (статус  безъядерного государства закреплен в Конституции РБ и одобрен референдумом 1995 года).

2.Стремление к нейтралитету.

3.Интеграция в европейское  и мировое сообщество при укреплении  СНГ, в первую очередь белорусско-российского  сотрудничества.

4.Мобилизация международной  поддержки в решении чернобыльской проблемы.


Информация о работе Политика -- сложное общественное явление