Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат
Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.
Авторитаризм - - политический режим властвования одного человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Наиболее существенными чертами авторитаризма как политического режима являются: отсутствие мандата народа на власть (власть не формируется народом); концентрация власти в руках главы государства или правительства, придание второстепенной роли парламенту, фактический отказ от концепции разделения властей (власть или совсем не разделена на ветви, или деление носит формальный характер); ликвидация или существенное ограничение основных демократических свобод граждан; ограничение или полное запрещение оппозиционных политических и общественных организаций, прогрессивной прессы; отказ от демократических и введение недемократических процедур осуществления политической власти (назначение, а не выборность органов государственной власти и должностных лиц, номенклатурный подбор кадров, ограничение политических дебатов, массовых митингов, демонстраций и т.п.); использование военной силы в качестве основного инструмента для поддержания внутренней политической стабильности.
№16 Термин «демократия» переводится буквально «власть народа». По словам американского президента А. Линкольна, демократия - «правление народа, избранное народом и для народа». В современной научной литературе данный термин чаще всего употребляется в двух значениях -как форма правления и как политический режим. Демократия -- политический режим, при котором установлены и осуществляются на практике способы и формы участия народа в управлении государством. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и осуществление широких прав и свобод человека и гражданина, приоритет правовых методов отправления и смены власти. Демократический политический режим характеризуется следующими принципами', признанием народа первоисточником и перво-носителем власти; реализацией власти в интересах народа; обеспечением равных прав всех граждан перед законом на участие в управлении делами общества и государства; систематической выборностью, подотчетностью, сменяемостью органов государственной власти; наличием механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; абсолютным приоритетом правовых методов отправления и смены власти; соблюдением принципа разделения властей в системе государственной власти; наличием у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; верховенством закона во всех сферах жизни общества; наличием политического плюрализма и конкуренции мнений. Откуда проистекают недостатки демократии? Отрицать их существование было бы неверно. К ним относятся возможная тирания большинства и конфронтация, непрофессионализм власти и ее способность на непродуманные и резкие социальные перемены. Растущая социальная, идейно-политическая дифференциация общества может привести к такому плюрализму, при котором весьма трудно определить то большинство, чью волю должна воплощать власть. Однако каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы осуществления власти в распоряжении человечества пока нет.
№17 Для утверждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ должен созреть для организации соответствующих форм и механизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладал способностью к самоограничению. Все это приобретается в результате длительного исторического опыта. Речь идет о совокупности экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок демократии. Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Благодаря этому создаются препятствия для концентрации экономической и, как следствие, политической власти в руках какой-либо социальной общности. Более того, многоукладная рыночная экономика гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального государственного контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность, инициативность. В то же время, отдавая предпочтение конкуренции, демократия вполне приемлет государственный сектор и социальное обеспечение. Социальные предпосылки демократии тесно связаны с экономическими и являются как бы их следствием. В первую очередь это относительно высокий уровень благосостояния граждан, что способствует сглаживанию социального неравенства, вопиющая поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты или политическую и гражданскую пассивность, социальную апатию, несовместимые с демократией. Обездоленных граждан легче подкупить на выборах. Важнейшей предпосылкой демократии является грамотность населения, его высокий образовательный уровень. Вне всякого сомнения, необразованный человек далек от демократических ценностей и является объектом манипулирования со стороны отдельных политиков. Переход к демократии – не разовый акт, а достаточно долговременный процесс. Демократические процессы начинаются с обширного политического кризиса. В ситуации кризиса формируется желание большинства к политическим переменам, выкристаллизовывается воля большинства к изменениям в направлении к демократии. Формируется новая политическая элита. Жизнеспособная демократия формируется только эволюционным путем. Весь переходный процесс должен происходить в рамках политических институтов и под контролем элит. Становлению демократии способствует развитие партийного плюрализма.
№18 одним из элементов формирования и функционирования политической системы государства являются политические выборы, т.е. способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражения политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Избирательное право - - совокупность организационно-правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов и должностей, участия граждан в проведении самих выборов. Избирательное право основывается на принципах общности, равенства, прямого (косвенного) и тайного голосования.
Конституции большинства государств предусматривают всеобщее избирательное право. Всеобщность выборов - один из основных принципов избирательного права, наделяющего всех совершеннолетних граждан полномочиями участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти и быть избранными наравне со всеми гражданами. Однако этот принцип регламентируется рядом избирательных цензов (возрастной, ценз оседлости, гражданства, образовательный, имущественный, ценз пола, моральный и религиозный). Принцип равных выборов основывается на трех условиях: каждый избиратель должен иметь равное число голосов, голоса избирателей должны быть равны, т.е. иметь одинаковый вес, создание государством равных условий для зарегистрированных кандидатов. Принцип прямых выборов означает, что избиратель прямо избирает членов представительных органов. При косвенном голосовании граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Принцип тайного голосования предполагает исключение контроля за волеизъявлением граждан. Различаются активное (право избирать) избирательное право и пассивное (право быть избранным). Однако не все граждане, имеющие право голоса, участвуют в выборах. Неявка их на выборы называется абсентеизмом (от лат. аЬзешла - - отсутствующий).
№19 Избирательная система – это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов. Существующее разнообразие избирательных систем может быть сведено к следующим трем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. В основу мажоритарной избирательной системы положен принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу считается кандидат. Набравший установленное законом большинство голосов. Применяется мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного, а также квалифицированного большинства. При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его противников. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы 1 избиратель. При выдвижении одного кандидата на место, последний считается избранным без голосования.При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины граждан,,включенных в список избирателей. В случае, если выборы не состоялись, назначаются новые; если состоялись, избранным считается тот, за кого проголосовало более половины граждан, -принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур (повторное голосование) по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании больше половины (50%) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты второго тура могут определяться и по мажоритарной системе относительного большинства. При квалифицированном большинстве избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3 или ¾ от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. При пропорциональной избирательной системе право выдвижения кандидатов принадлежит только политическим партиям и учитываются все голоса избирателей. Распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с количеством полученных ими голосов. Например, партия, набравшая 53 % голосов, получает 53 % мест в парламенте. Для определения цены одного депутатского мандата устанавливается так называемая избирательная квота, т.е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского места. Пропорциональная система предусматривает: каждая партия выдвигает список кандидатов, а избиратель подает голос за данный список. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположились в списке (так называемые связанные списки). Это снижает контроль общества за выборами. Избиратель голосует не за кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит и за ее программу. Существует три разновидности списков для голосования: система жестких списков (требует голосовать за партию в целом), полужестких (предлагает голосовать за весь партийный список и гарантирует кандидату, возглавляющему список, обязательное получение мандата), свободных списков (предлагает голосовать за весь список и допускает распределение всех депутатских мест в соответствие с преференциями избирателей). При смешанной избирательной системе одновременно используется принцип двух систем. Закон предусматривает, что одна половина депутатов избирается по мажоритарной системе, одномандатным округам, а вторая - - по пропорциональной системе, партийным спискам. Данная система применяется в 27 странах мира (в том числе и в России: 225 депутатов Госдумы избираются по партийным спискам, 225 •- по одномандатным округам).
№20 Государство - - продукт внутренней эволюции общества, это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Оно появилось в результате разложения родоллеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей, их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий. Патриархальная теория рассматривает государственную власть как институт опеки, появившейся в результате естественного и органического соединения родов в племена, племен — в более крупные общности. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Известный философ и богослов Ф. Аквинский считал, что процесс создания государства похож на сотворение мира Богом. Договорная концепция выводит государство из добровольного соглашения между правителями и подданными, заключенного в целях организации общественной жизни. Основными признакамит любого государства являются суверенитет, территория, население, а также наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами, монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие. Функции государства -это основные направления его деятельности по выполнению им своего предназначения. В функциях государства и проявляются его сущность, взаимодействие с обществом. Функции государства разделяются на внутренние и внешние.
К внутренним относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная, экологическая, информационная, идеологическая.
Политическая функция связана с организацией и осуществлением государственной власти, реализацией основных направлений внутренней.и внешней политики, выработкой программно-стратегических щглей и задач развития общества. Правовая функция заключается в установлейии правовых законов и норм, обеспечении прав и свобод граждан в осуществлении независимого и эффективного правосудия. Организаторская функция состоит в преемственности и взаимодействии органов государственной власти, осуществлении контроля за исполнением принятых решений.
Экономическая функция проявляется в управлении государственным сектором экономики, определении круга и правового статуса собственников, регулировании хозяйственных отношений, выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, создании наиболее благоприятных условий для развития отечественного произвол" ства, обеспечении социально-экономической стабильности. Социальная функция предполагает регулирование социальных отношений, заботу об удовлетворении потребностей людей в работе, пище, жилье, образовании, здоровье, поддержку престарелых, инвалидов, безработных и т.д.
Образовательная функция государства предусматривает обеспечение права граждан на образование. Культурно-воспитательная функция направлена на обеспечение права граждан на участие в культурной жизни. Экологическая функция государства состоит в природоохранении и рациональном использовании природных ресурсов. Информационная функция государства связана с деятельностью по обеспечению права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации. Идеологическая функция государства проявляется в пропаганде национальных ценностей, достижении единства и согласия общества.
Внешние функции государства включают в себя: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защиту интересов государства на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; участие в решении глобальных проблем человечества и др. Объем полномочий государства определяет само общество, которое ограничивает свою свободу в той степени, в которой этого требует общественное устройство. Чем шире круг проблем, решаемых государством, тем меньше свобод остается у индивидов.
Выполнение государственных функций осуществляется через комплекс специальных органов и учреждений, составляющих государственный механизм. Он включает в себя органы законодательной, исполнительной и судебной властей сверху донизу, органы охраны общественного порядка, государственной безопасности, надзорно-контроль-ные органы, вооруженные силы, частично -- средства массовой информации.
№21 Форма правления - - организация верховной государртвенной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха, неограниченность его полномочий (существует в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Катаре, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия - ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и достаточно широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания). Ограничение вызвано появлением такого нового государственного органа, как парламент и такой государственной должности, как глава парламента.- В этом и состоит дуализм (двойственность) монархической власти. В парламентской монархии (Англия, Швеция, Дания, Япония и др.) полномочия главы государства (монарха) значительно ограничены и в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фактически монарх обладает только представительскими функциями. В реальной жизни конституционные монархии мало чем отличаются от республик.
Информация о работе Политика -- сложное общественное явление