Политика -- сложное общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

№1 Политика -- сложное общественное явление. Слово «политика» в переводе с древнегреческого языка означает искусство управления государством. В научный оборот термин «политика» ввел Аристотель. По его словам, политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, в общ. И взаимодействующего с др. людьми.  Ее возникновение связано с расслоением общ., появлением соц неравенства, столкновением интересов различных групп, возникновением гос. Сущ. Несколько кратких определений политики, в которых выделяется одна из характерных ее сторон:

1.  Политика это объединение людей для достижения общего блага (Аристотель).

2. политика как выражение разума (Гегель)

3. политика есть концентрированное выражение экономики (Ленин)

4. Политика это цепь компромиссов (Богданов)

5. Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.

Политология - мировая  наука, изучающая политику, а именно политическую действительность, политическую жизнь в прошлом и настоящем, действительность людей в сфере политики. Политология как наука занимается исследованием истории мировой политической мысли и политических систем, вклада ученых разных стран в ее развитие, изучением политической теории и практики, глобальных проблем современности. Как учебная дисциплина она дает представление о политической  сфере общества, о природе институтов власти и управления, о политико-правовом положении личности, о современных политических противоречиях и возможностях их разрешения. Она создается коллективным разумом выдающихся умов человечества. Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности. Первоначально политическая жизнь представлялась людям царством случайностей либо результатом вмешательства божественных сил. Эти взгляды находили свое отражение в сказаниях и легендах. Первые формы специализированного (протонаучного) отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Только постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории. С середины I тысячелетия появляются первые политические категории, дефиниции (определения), а затем -- и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля.

 

№2 В политологии используется широкий спектр методов, т.е. совокупность способов и приемов, которые каждая наука применяет для исследования своего предмета. Метод - - это вопрос о пути, направлении исследования. Умелый выбор методов помогает ученому находить правильный путь в исследовании и познании политики, обеспечивает эффективность его познавательной деятельности, достоверность (объективность) полученных результатов и сделанных выводов. В политологии используются как общие, так и частные методы познания. Диалектический метод есть способ, прием, при котором процессы и явления политической жизни рассматриваются с учетом их становления и развития, во взаимосвязях как друг с другом, так и с процессами и явлениями, происходящими в других областях жизни общества. Политика глубоко опосредована экономикой, точно так же тесно связана с культурой, идеологией, моралью, нравственностью и т.д. Данный метод позволяет вырабатывать наиболее общие понятия и категории политической теории, является высшим уровнем изучения политической реальности. Кроме общего метода, в политологии широко используются частные. Социологический метод •- совокупность приемов и способов, да-правленных на сбор и накопление информации о реальной политической жизни путем проведения статистических выборок, изучения документов, анкетирования, опросов, интервьюирования, проведения локальных экспериментов. Полученные результаты социологических исследований, статистические данные находят свое практическое применение в сфере политики.

Системный метод — подход к исследованию политики как целостного, сложного динамично развивающегося объекта на основе выявления многообразных типов связей, взаимозависимости и взаимообусловленности его структурных элементов и сведения их в единую теоретическую картину. «Капитал» К. Маркса служит классическим образцом системного исследования общества как целого. Бихевиоралъный (поведенческий) метод есть способ исследования политических явлений посредством объективного психологического анализа поведения, действий людей-политиков по достижению ими конкретных политических целей. Бихевиорализм - - поиск закономерностей поведения людей в сфере политики, исследование ее с позиции изучения поведения людей стал применяться с 20 —30-х гг. XX в. Сравнительный метод — сопоставление однотипных политических явлений, имеющих черты подобия, для нахождения оптимальных путей решения возникших политических проблем. При использовании указанного метода данная политическая ситуация сначала сравнивается с ей подобной, уже существовавшей в истории ранее, прежде чем по ней будут сформулированы выводы и оценки относительно их закономерностей, типологии, тенденций развития. Функции любой науки состоят в ее практической значимости, общественной полезности, выявлении социальной роли этой науки, ее основных обязанностей перед обществом. Политология выполняет в обществе следующие основные функции:

описательную (дескриптивную) -- всесторонняя, полная, реалистическая оценка сложившейся в обществе ситуации, получение достоверных знаний о произошедших политических изменениях с тем, чтобы ответить на вопрос: какова политическая действительность, что произошло в обществе? Сначала надо знать, что произошло, а потом уже - что делать; объяснительную - - дает ответ на вопросы: в силу каких причин выявленная политическая реальность могла иметь место, почему данные факты действительности существуют и обладают такими, а не иными свойствами? В силу каких причин именно эти явления и процессы возникли в обществе? Предстоит понять их сущность и установить истинные причины возникновения; прогностическую — разработка вероятного знания относительно развития процессов в политической сфере. Какой будет политическая действительность в будущем и когда наступят определенные ожидаемые, предсказываемые события? Каковы будут возможные последствия предпринимаемых ныне действий? Предстоит определить облик политики будущего. Любое политическое решение должно быть спрогнозировано («гладко было на бумаге, да забыли про овраги» - народная пословица);

инструментальную - разработка определенных рекомендаций, правил поведения людей, принимающих политические решения. Практическая значимость этой функции состоит в том, чтобы ответить на вопрос: какие необходимо предпринять действия, чтобы достигнуть желаемого результата; что надлежит сделать, чтобы принимаемое политическое решение было выполнено, чтобы предвидения оказались реальными? Возможны ли вообще достижение намеченной цели, реализация желаемой ситуации? От политиков требуется высокий уровень социальной ответственности. Они своими непродуманными решениями не должны плодить в обществе необоснованные социальные обещания;

мировоззренческую (функция социализации) — практическая значимость данной функции состоит в развитии политической культуры и сознания граждан, включающихся в сферу властных отношений, от обыденного уровня к научно-теоретическому, в формировании их политических убеждений, целей, ориентации, политических позиций, повышении уровня их компетентности;

идеологическую  — социальная роль этой функции состоит в выработке, обосновании и защите государственной идеологии. Суть названной функции - дать ответы на вопросы: к каким общественным идеалам следует стремиться, «что такое Добро и что такое Зло», какие политические ценности нужно иметь гражданину? В чем состоит национальная идея, национальный дух каждого народа с тем, чтобы добиться устойчивости той или иной политической системы?

 

№3 Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 — 322 до н.э.) в политических произведениях «Политика», «Афинская политика», «Этика» положил начало политической науке об общественной жизни. По его мнению, общество - устоявшийся тип общения между людьми. Он определял человека как существо разумное нравственное, коллективное, политическое. По Аристотелю, быть «общественным животным» - назначение человека (К. Маркс). В стремлении людей к общению Аристотель пытался найти естественные причины образования государства. Государство - высшая форма общения, воплощение справедливости и закона. Аристотель не отделял государство от общества. У него человек •- часть государства, он выполняет строго предписанные государством функции. Источником закона является коллективная мудрость всех граждан. Отсюда политика представляется как возможность субъектов государственного общения пользоваться властью для достижения общественного блага. Власть государства над свободными людьми, по Аристотелю, покоится на умении этих людей управлять и подчиняться. Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению. Аристотель высказал мысль о верховенстве закона и равенстве граждан перед законом. Знаменитый римский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106 — 43 до н.э.) в политических сочинениях «О государстве», «О законах», «Республика» естественные причины образования государства, как и Аристотель, находил в общественной сущности, «общежительной» природе человека. Политический идеал Цицерона -«смешанное государственное устройство», форма правления, сочетающая в себе элементы монархии, аристократии и демократии. Он первым проследил переход людей от естественного права к государственному. До образования государства, по мнению Цицерона, в основе согласия между людьми лежали присущие человеческой природе качества -- разум и справедливость. На разуме и справедливости основывалось естественное право. По Цицерону^ естественное право - это разумные, постоянные, вечные моральные положения, соответствующие природе человека, распространяющиеся на всех людей и выполне-, ние которых основывалось на внутреннем нравственном приказе и чувстве долга. Средневековый философ родом из Италии Фома Аквинский (1225—1274) в работах «Сумма теологии», «О правлении государей», развивая учение о государстве, также считал, что оно Богом установленное. По утверждению Ф. Аквинского, светская власть должна находиться под контролем церкви, подчиняться власти духовной и следовать христианским заповедям. Церковь решает, соответствует ли власть государя Богу, служит ли она божьим предписаниям. Он, ярый сторонник теократической идеи поглощения политической власти религиозной, как и 8 веков тому назад Святой Августин, делая различие между земным и божественным миром, пришел к мысли, что земной мир является вторым, лучшим, после божественного. Оба мира - части божественной Вселенной.

 

№40 Политический конфликт – это столкновение противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, целей взглядов и ценностей. Чтобы иметь возможность предугадывать и прогнозировать конфликты, управлять ими , необходимо опираться на такой инструментарий как типология конфликтов.

1. по зонам  и масштабам : внутриполитические (конфликты, возникающие внутри общества, внутри политической системы, политической партии или иной общественно-политической организации, что связано с различными подходами субъектов политики к осуществлению политической власти. Кадровой политики, занятию гос должностей) и межсистемный конфликт (между различными со-политическими системами, что обусловлено различными идеологиями и политикой групп государств «холодная война»).

2. по временным  характеристикам (долго- и кратковременные).

3. по динамике  развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, угасающие, разрастающиеся).

4. по уровню  конфликтных отношений, т. е.  по степени вовлеченности людей  в разрешение противоречий (глубокие и неглубокие (в сознании людей) с нулевой суммой – когда позиции сторон абсолютно противоположны и победа одной означает полное поражение другой, с ненулевой суммой – в которых есть хотя бы один способ нахождения взаимного согласия).

5. по уровню  публичности (в открытой (гласной)  форме конфронтации сторон (митинги,  забастовки, манифестации) и закрытой, когда властные полномочия оспариваются теневыми способами).

6. вертикальные  – между различными уровнями  власти (органами центрального и местного управления) и горизонтальные – внутри правящей элиты и между ветвями власти (война законов, конституционный кризис, вооруженный конфликт).

7. ложный –  не имеет реальных причин, вымышлен, надуман.

Существует ряд  этапов, подходов и способов технологии урегулирования политических конфликтов и их разрешения. Способы:

1.отрицание или  замалчивание  имеющихся конфликтов.

2.применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам.

3.Осуществление  реформ, призванных частично устранить  предпосылки конфликта.

4.попытка коренного разрешения  конфликта путем устранения его  непосредственных причин.

5.достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок.

Этапы разрешения конфликтов:

-подготовительный (детальный  и всесторонний анализ всеми  участниками конфликта  самой  конфликтной ситуации)

-собственно переговоры (непосредственный  контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц, посредников, дискуссия и поиск оптимальных решений по проблемам конфликта)

-окончательное оформление  достигнутых договоренностей и  определение способов и средств  контроля за реализацией принятых решений.

 

 

№4 Эпохой Возрождения (XIV —XVI вв.) принято называть исторический период, связанный с разложением феодализма и появлением первых ростков капиталистических отношений. На этом конкретно-историческом фоне и происходит дальнейшее развитие политической мысли.

Классиком политической теории эпохи Возрождения по праву  считается итальянец Никколо Макиавелли (1469—1527). В работе «Государь» он утверждает, что государство — явление естественное, а не божественное, это плод человеческого разума и опыта. Макиавелли относится к тем политическим мыслителям, которые причины появления государства связывают с несовершенной, эгоистической природбй человека. По мнению Макиавелли, государство есть особый аппарат или механизм, посредством которого можно установить (в том числе и с помощью принуждения) порядок и мир в обществе. Макиавелли — сторонник «разведения» общества и государства. Новое время (XVI —XIX вв.), вместившее в себя переход от феодализма к капитализму, положило начало очередному этапу развития политической науки. Французский политический мыслитель Жан Боден (1530—1596) в главном сочинении «Шесть книг о государстве» отвергает мнение о божественном происхождении власти монарха, рассматривает государство как сумму кровно-хозяйственных союзов-семей, как некое содружество, основанное на частной собственности и выполняющее ряд социальных функций (охрана собственности, защита семьи и др.). Родоначальником теории о договорном происхождении государства считается английский мыслитель Томас Гоббс (1588 — 1679). Появлению государства, по Гоббсу, предшествовало первобытное, или естественное (догосударственное), состояние общества, которое он характеризует в своей работе «Левиафан». В естественном состоянии, поскольку все люди изначально равны в своих физических и умственных способностях (так считает философ), каждый из них имел право на все. Не было ни собственности («природа дала все вещи всем людям»), ни морали, ни права. Люди жили по естественным законам разума, которые носили нравственный и неписаный характер.   Французский политический философ Жан Жак Руссо (1712 — 1778) в своих знаменитых книгах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре» дает наиболее демократическое и революционное толкования теории общественного договора. Он указывает на противоречивый характер исторического развития. По Руссо, имущественное неравенство породило политическое. После приватизации собственности последовала приватизация власти. С возникновением государства, заключает великий француз, имущественное неравенство дополнилось политическим. Власть над вещами стала сочетаться с властью над людьми, общество -еще более противоречивым и конфликтным. Он призывает: «Назад к природе!», настаивает на праве народа вернуть себе и свободу, и собственность. Свергнув деспотов, народы, по Руссо, заключат подлинный общественный договор, отвечающий воле всего народа, и уже на более высокой ступени возвратятся к равенству. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) считается основателем теории гражданского общества. Он последовательно отделяет гражданское общество от государства, считает, что первое должно функционировать наряду со вторым, а не внутри его, разделяет их полномочия и пытается установить отношения между ними. В работе «Философия права» Гегель охарактеризовал гражданское общество как сообщество людей с их разнообразными особенными и общими интересами и потребностями, которые вступают в спонтанные отношения и связи друг с другом и правовыми учреждениями. Это сообщество людей состоит из множества отдельных групп и конкретных личностей. В противоположность обществу, утверждает философ, государство есть сфера единства, где общенациональный дух главенствует над разобщенностью индивидов и сословий, своего рода монолит, единая Власть, которая должна опираться на единый народ и всеобщий интерес.

Информация о работе Политика -- сложное общественное явление