Политика -- сложное общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

 

№5

Ведущим направлением политической мысли первой половины XIX в. является либерализм. В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции. Либерализм усвоил кантовскую идею нравственно свободной личности, независимой от насилия со стороны других людей и в то же время несущей бремя моральной ответственности. Поэтому свобода индивида и его социальная ответственность неразрывны. Такому пониманию индивида соответствует идея правового государства, воплощающего в себе вышеназванные политические принципы. Важнейшим нравственным принципом явл. Стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления – утилитаризма. (основоположник – Бентам).

Сформулированные  в трудах И.Бентама, Г.Спенсера, Д.Милля  и других мировоззренческие, политические и экономические принципы либерализма были несовместимы в политическом отношении с идеями консерватизма, получившего распространение во второй половине XIX в. – как политическая идеология. Он ориентируется на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально-правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности. Термин “консерватизм” ввел французский писатель Шатобриан в период Великой Французской революции.

Существенный  вклад в развитие политической науки XIX в. внес французский мыслитель Алексис де Токвиль (1805-1859), исследовавший исторический генезис и перспективы демократии. Как и многие мыслители, до и после него, он искал новое общественное устройство, [c.45] полагая, что невозможно выжить в этом чудовищном мире. Его книга “Демократия в Америке”, изданная в 30-е годы XIX в. замечательна тем, что показывает, какие усилия предпринял мыслитель, заботой которого было открыть в новом обществе (США) нравственные принципы, с помощью которых можно перестроить, просветить и обновить старый мир. Анализируя общественный строй США, он выделяет основополагающую особенность строя – его сугубо демократическое начало и влияние последнего на политическую жизнь общества, раскрывает суть разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, показывает деятельность партий, местного самоуправления, общинных учреждений, добровольных ассоциаций.

Фхарактерной  особенностью развития п.м. первой половины 19 века явл. Осмысление результатов происшедших буржуазных революций. Это делалось представителями критического утопического соц. (Сен-Симон, Фукрье, Оуэн). Они дали более глубокую и всестороннюю критику капиталистических порядков, отказались от пропаганды аскетизма, глубокой уравнительности и регламентации жизни людей и выдвинули ряд новых положений.

В середине XIX в. зарождается новое направление  в политической мысли оказавшее  громадное влияние на всю последующую  политическую историю – марксизм.

Основным теоретическим  положением явл. учение о классовой борьбе, суть которой в том, что разделение труда, возникновение обмена и производства для обмена, появление частной собственности привели к соц неравенству, возникновению классов, различающихся отношением к средствам производства. Подобные идеи выдвигались и Фридрихом Ницше. Движущей силой общ развития он считал волю к власти, а вся история развития общ – это борьба воль двух рас : Сильной и слабой.

В конце 19 века социалисты разделились на сторонников марксистского  революционного подхода к переходу от капитализма к социализму и сторонников эволюционного реформистского пути. Отец соц-демократии Эдуард Бернштейн. В процессе развития буржуазной демократии классовая борьба все больше будет приобретать мирные формы, революционные способы борьбы уступят место парламентским, т. е. борьбе за реформирование капиталистического общества.

 

№6 Политическая мысль в России имела своеобразие в сравнении с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало, в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, развитие русской политической мысли было связано напрямую со становлением и развитием российской государственности.

Указанные особенности  эволюции политической мысли России находили выражение в конкретных политических теориях и действиях, которые можно разделить на следующие основные периоды: возникновения и развития феодализма и образования единого русского государства (XI —XVI вв.); становления и укрепления абсолютизма (XVII —XVIII вв.); кризиса самодержавно-крепостнического строя (XIX— начало XX в.). В развитии русской политической мысли в период возникновения и развития феодализма преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам. Так, идея независимости русского государства прослеживается уже в первом чисто политическом произведении «Слово о законе и благодате» киевского митрополита Илариона. Здесь утверждается идея о равноправии всех народов, живущих на земле, подчеркивается, что время избранничества одной нации прошло.   Наиболее значительное событие в истории русской политической мысли второй половины XVIII в. - произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Его автор впервые в России подверг крепостничество и самодержавие сокрушительной критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы, определил позитивную программу антифеодальной революции. Термин «самодержавие» Радищев употребил только в смысле сосредоточения небграниченной власти в руках монарха и рассматривал его как состояние «наипротивнейшее человеческому естеству». 

К 40 —50-м гг. XIX в. относится дошедший до дней сегодняшних спор о путях развития России между славянофилами и западниками. Основу либеральной мысли в России составили идеи западничества (Белинский, Грановский, Кавелин и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации.  В 60-е гг. остро встал вопрос о форме государственного устройства России. Основной формой революционного движения, стремящегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. Признанными идеологами этого течения являлись П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин. Народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу ее во владение обществу. С 70-х гг. XIX в. в России начали распространяться идеи К. Маркса. Однако среди сторонников марксизма возникли цущественные разногласия об исторических судьбах капитализма и социализма, способах защиты интересов рабочего класса, в связи с чем в марксизме определились различные направления. Наиболее значительными и типичными выразителями этих направлений являлись Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных направлениях, создав теоретическую почву для эволюции общественно-политических взглядов

начала XX в.

 

№7 Политическая мысль белорусского народа имеет богатую историю. Она была тесно связана с экономической, политической и духовной жизнью данного этноса, давала содержательные ответы на злободневные проблемы развития Беларуси в период ее вхождения: в древнерусское государство (IX —XI вв.); Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, или ВКЛ (XIII —XVIII вв.); Российскую империю (с конца XVIII в.). Генезис белорусской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Полоцкого, Витебского, Минского, Туровского и Пинского княжеств, которые входили в состав Киевской Руси. В то время наиболее актуально звучали идеи, осуждающие злоупотребления политической властью, междоусобицы князей и призывающие их к политическому единству и укреплению христианской веры. В частности, это было характерно для произведений таких древнебелорусских мыслителей и просветителей, как Евфросиния Полоцкая (около 1110—1173 )и Кирилл Туровский (1130—1182). Игуменья Евфросиния Полоцкая (в миру - - княжна Предслава) являлась приверженцем введения христианских принципов в государственную жизнь. Она выступала за более мягкое княжеское законодательство, расширение социальных функций государства. В частности, она поддерживала введение в Киевской Руси (впервые в христианском мире) государственной помощи обездоленным (бедным, больным, старым и т.д.). Отстаивала она и общеобразовательную, культурно-воспитательную функцию государства, выдвинув идею расширения, демократизации образования, создания обширной сети школ и библиотек. Одновременно Евфросиния Полоцкая, проповедуя христианские идеи мира, проявила себя и весьма тонким политиком, и дипломатом в тушении междоусобиц полоцких князей.  На рубеже XIX и XX вв. в связи с активизацией демократических сил создается первая белорусская национальная партия левонароднического направления - - Белорусская социалистическая громада (БСГ). В программе партии (1903) формулировались задачи борьбы против самодержавия, выдвигались требования развития белорусской культуры, языка, школы. Партия добивалась вначале предоставления краевой автономии Беларуси с сеймом в Вильно, а затем уже и полной государственной независимости. Один из организаторов БСГ А. Луцкевич, оценивая эту программу, отмечал, что «при всей своей примитивности и недоработке» она отражала демократические устремления трудового народа. Идеология Громады нашла отражение на страницах газеты «Наша Шва» (1906—1915). Костяк редакции составили братья И.И. и А.И. Луцкевичи, А. Пашкевич (Тетка), В. Ластовский, А. Власов и др. Роль газеты в развитии, становлении и распространении идей национального возрождения, пробуждении национального самосознания белорусского народа была настолько велика^ что указанный период в истории белорусской политической мысли по праву можно назвать «наше-нивским». Безусловно, «Наша шва» — уникальнейшее явление в духовной жизни нации. Политическая мысль того периода характеризовалась еще таким идейно-политическим течением, как западноруссизм, идеологами которого в разное время были И. Семашко, М. Козлович, Л. Солоневич и др. Сторонники этого направления считали белорусские земли составным элементом России, а самих -- белорусов как западных русских, отказывая им в самобытности и самостоятельном культурном и политическом развитии. Эти два разнополюсных подхода (с различными вариантами) стали определяющими в белорусской политической мысли в первые десятилетия XX в.

№8 Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Приблизительно 40 тыс. лет процессы постоянного взаимодействия людей и их объединений поддерживались в основном механизмами общественной самоорганизации. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Общество обходилось властью авторитета, общественного мнения. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере, заповедях, нравственности. Повиновение, согласие членов общества обеспечивалось без внешнего принуждения. Политическая власть выступает как социальное явление и регулятор политических отношений. Регулирование может осуществляться в интересах всех членов общества или тех или иных конфликтующих сил. Отсюда можно выделить два подхода к определению политической власти. Политическая власть - это институционально (нормативно) закрепленная прерогатива и организованная сила социальных субъектов по определению целей и задач политики и власти, руководству об-ществом и мобилизации его ресурсов и совместной деятельности для достижения поставленных целей. Здесь власть функционирует от имени и в интересах всего общества или по крайней мере — его большинства.

Сущностными чертами политической власти являются:

-  суверенитет (независимость) и неделимость власти. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от каких-либо сил, обстоятельств и лиц, Неделимость власти означает, что она не может быть распределена между субъектами, занимающими разные политические позиции. Принцип разделения властей не отрицает «единства власти», но отрицает «единовластие». Все ветви власти проводят в конечном счете общую политическую линию, объединяют усилия для решения важнейших государственных задач. 

-  авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитет есть соответствие власти ценностным представлениям большинства граждан, способ осуществления власти, основанный на вере в ее законность и добровольном, осознанном ей подчинении;

-  волевой характер, т.е. наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть кризис ее либо паралич;

-  принуждение, т.е. использование силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть  -- всегда принуждение, но чем больше ее авторитет, тем меньше степень принуждения.

Функции политической власти включают в себя:

1.господство (подчинение  одних групп, классов другим).

2.руководство  (определение и законодательное  закрепление политического. Идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества).

3.управление (проведение  в жизнь генеральной линии,  принятие конкретных управленческих решений).

4.контроль (обеспечение  соблюдения социальных норм, правил  деятельности людей и социальных групп а обществе).

формирование  политической системы общества;

руководство органами власти, политическими и неполитическими  процессами (поддержание общественного  порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и др.); организацию политической жизни общества, политических отношений и управление ими (выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общества; распределение и перераспределение общественных благ, ресурсов с учетом групповых приоритетов; решение других социальных задач); социализацию личности, включение ее в жизнь сложноорганизован-ного государства и общества; созидание действительности (проективная функция).

От выполнения политической властью своих функций  зависят ее эффективность, тип правления, политического режима, государственного строя и другие политические характеристики данного общества.

 

№9 К субъектам политической власти относятся: социальные общности (классы, этносы. Соц группы), государство, политические партии и организации. Правящая элита, бюрократия, лобби, групповое и индивидуальное лидерство, отдельные личности в рамках легитимизированных процессов (митинги, выборы, демонстрации). Легитимность власти - - законность процедур приобретения ее, общественное утверждение, признание, объяснение и оправдание власти, добровольное, сознательное, осознанное ей подчинение. М. Вебер полагал, что повиновение легитимной власти, ее стабильность основываются на «вере в законность» данной власти. Власть, располагающая к доверию, превращается, по Веберу, в авторитет, во власть авторитета. Авторитет, которому добровольно подчиняются, - одна из основных форм существования власти. Легитимная власть авторитетна и эффективна. М. Вебер предложил подразделить легитимацию власти (утверждение, объяснение, оправдание, подчинение ей) на три типа: традиционный, харизматический и рационально-легальный.

При традиционной легитимности повиновение власти, вера в ее законность, власть авторитета обусловлены неписаными нормами вековых традиций, обычаев, нравов, культуры. Согласие с властью основано на авторитете прошлого, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков, системы убеждений. Обычаи, традиции могли содержать и различные моральные основания (знания, возраст, положение, волевые качества и т.д.), которым должны были соответствовать претенденты на власть. Известна, например, такая традиция, как передача власти по наследству («Король умер. Да здравствует король!» У. Шекспир). В целом же традиционная власть является не результатом выбора, а следствием рождения и принадлежности к особой социальной категории. Она была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы и касалась личной власти вождя или монарха. И сегодня подобная власть присутствует в отдельных политических системах. При харизматической легитимности власть авторитета, признание, повиновение ей основаны не на традиционном почитании, авторитете прошлого, привычке, а на восприятии лидера последователями как человека, наделенного свойствами исключительности, сверхъестественности, святости. Власть обретается особым характером веры в признаваемые или действительные особо выдающиеся качества, чудесный дар, т.е. харизму политического лидера. Такими особыми качествами могли быть необыкновенная военная отвага, героизм, дар пророчества, откровений, магические способности и т.п. 

Информация о работе Политика -- сложное общественное явление