Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат
Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.
При
рационально-легальной
№10 Слово «элита» в переводе с французского означает лучший, отборный, избранный. Начиная с XVII в., этим термином называли товары высшего качества, а с XIX в. - и «избранных людей» (высшую социальную группу в системе социальной иерархии). В научный оборот термин «элита» ввел в 1902 г. итальянский социолог В. Парето. В настоящее время данный термин прочно вошел в политический лексикон. В трактовке причин элитарности выделяются два обстоятельства. Речь идет о людях, обладающих, во-первых, такими социальными качествами, как материальное превосходство, богатство, приобретенное посредством труда и используемое на благо и в интересах общества (чем богаче представитель, тем он избраннее - «денежная теократия»), во-вторых, такими психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования) качествами, которые обеспечивают им моральное и интеллектуальное превосходство («заслуги») над остальными членами общества. Под элитой понимается сравнительно немногочисленная и сплоченная группа людей, отличающаяся от остального социума социальными, психологическими и политическими качествами, имеющая преимущественный доступ к власти и оказывающая постоянное приоритетное влияние на процесс принятия политических решений.
Сама элита внутренне дифференцирована. Она делится на правящую (участвующую в управлении) и оппозиционную, контрэлиту (не участвующую в управлении), высшую (принимающую значимые для всего государства решения), среднюю (выступающую барометром общественного мнения и включающую 5 % населения) и административную (состоящую из служащих-управленцев).
В свою очередь правящая элита имеет сложный состав (типологию). Важнейшей ее частью является экономическая элита, которая во многом определяет принятие политических решйшй. Данную группу составляют крупны? собственники: руководители влиятельных в экономической системе государства предприятий финансового, промышленного и аграрного секторов. Именно экономическая элита решает такие важные проблемы, как формирование госбюджета; обеспечение занятости, выплаты зарплаты; уровень жизни. Другой частью правящей элиты является бюрократическая элита, в которую входят чиновники высшего ранга. Данный слой обладает широкой информацией, имеет возможность заниматься подготовкой решений самого высокого уровня.
Важная роль в жизни общества принадлежит военной элите, которая обладает огромным влиянием на политику. Ее роль зависитрт политических связей и степени милитаризации общества. Вспомним изречение Мао Цзэдуна: «Винтовка рождает власть». Огромное место в политической системе общества занимает идеологическая элита, которую составляют видные деятели науки, культуры, искусства, а также представители СМИ и конфессий. Данная элита играет важную роль в определении духовно-нравственной атмосферы общества, формировании общественного мнения. Она защищает и оправдывает действия правящей элиты в целом. Особое место отводится элите политической. Поскольку она действует публично, на виду у всех, то ее действия отождествляют со всей правящей элитой. В политическую элиту входят: высшее политическое руководство страны, профессиональные политики и т.д. Элита власти составляет ядро политической элиты. В зависимости от политической системы, режима определяется численность последней. В ряде стран этот слой довольно многочислен. Так, в США он насчитывает около 10 тыс. человек. В странах СНГ политическая элита включает высшие и средние звенья исполнительной, законодательной, судебной власти, а также сотрудников аппарата президента.
№11 Лидерство - - исторически сложившаяся объективная социальная потребность людей в организации Своей деятельности. Лидерство есть везде, где имеется власть и организация. По этому поводу Ш. де Голль говорил: «Люди не могут обходиться без лидерства, как без пищи и веры. Эти политические животные (Аристотель — А.Е.) нуждаются в организации, т.е. в порядке и лидерах».
Лидер — ключевая фигура власти, способная воздействовать на все общество, организацию или группу в целях интеграции их совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. Политическое лидерство есть власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы направить и организовать коллективное поведение членов общества на реализацию их целей. Отсюда и интерес к лидерству. Попытки осмыслить важнейший феномен общественной жизни, объяснить его диалектику, раскрыть значение объективного и субъективного факторов в истории, место и роль руководителя, лидера в социальном процессе предпринимаются давно. Уже у древних авторов мы находим описание героев, полководцев, монархов, которые и причислялись к политическим лидерам. Природу, феномен политического лидерства пытаются объяснить многие теории. Старейшей из них является теория черт. Суть данной концепции состоит в объяснении природы лидерства выдающимися качествами личности, обладающей врожденными способностями к управлению массами. Американский социолог Э. Богардус перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д. Он же считает, что лидером делают человека прежде всего такие качества, как ум, энергия, деловитость, превосходство в знаниях, способности к искусству политики.
№25 Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые звконопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):
1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти).
2.представительская
(избранные в парламент
3.ф. обратной связи (контакт депутатов с избирателями).
4.формирование бюджета. (внешнеполитические):
1.утверждение военной
доктрины и основных
2.ратификация и денонсация международных договоров.
3.объявление войны и заключение мира.
№12 Какие же функции выполняет политический лидер? В чем заключается практическая целесообразность лидерства? Лидер устанавливает политический диагноз общества, предполагающий анализ и оценку ситуации, позволяющий увидеть перспективы его развития; определяет цели, направления и программы деятельности, находит и принимает оптимальные политические меры, служащие решению общественных проблем; мобилизует исполнителей (должностных лиц, бюрократию и массы) на реализацию намеченных целей; интегрирует общество, сплачивает массы, обеспечивает социальное и национальное согласие, олицетворяет единство народа; выполняет роль социального арбитража, защищает массы от беззакония, самоуправства бюрократии, поддерживает порядок и законность с помощью контроля, поощрения, наказания; инициирует обновление, генерирует социальную энергию; осуществляет коммуникацию власти и масс, предотвращая тем самым отчуждение граждан от политического руководства.
В этой связи представляется необходимым определить различия в содержании понятий «политический лидер» и «политический руководитель». Власть политического лидера основана на личном авторитете, влиянии, оттирается на поддержку общества или некоторых социальных групп. Руководитель получает властные полномочия в результате назначения или выборов на ту или иную должность. Если лидер - продукт «естественного отбора», то руководитель - сознательного подбора. Лидерство обычно нестабильно, оно требует постоянного подтверждения. Руководство -- стабильно, поскольку опирается на очерченный законом круг прав и обязанностей. Наиболее оптимальной для общества является ситуация совпадения лидера и руководителя в одном лице.
Политологи классифицируют политических лидеров по тому, каковы мотивы, результаты или направленность их действий, каков стиль их поведения, какие качества преобладают в их характерах. Одной из наиболее признанных является типология лидерства, предложенная немецким социологом М. Вебером, который под лидерством понимал способность «отдавать приказы и добиваться повиновения». По способам легитимации Вебер делит лидеров на традиционные (вожди, монархи), рационально-легальные (признанное лидерами на основе установленных процедур и правил) и харизматические (революционные руководители, выдающиеся полководцы и государственные деятели). Политические лидеры различаются также по: отношению к власти (активисты, компетентные наблюдатели, компетентные критики, пассивные, аполитичные); политическому поведению (реакционеры, консерваторы, радикалы правые и левые, центристы, экстремисты, конформисты); основным способам деятельности (тоталитарные, авторитарные, либеральные, демократические); уровню контроля за властью (правящие и оппозиционные); масштабу деятельности (общенациональные и региональные), характеру руководств (формальные и неформальные).
№13 Понятие «политическая система» ввел в политологию американский исследователь XX в. Т. Парсонс (1902 — 1979). Политическая система -- целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга политических институтов, политических отношений, политических и правовых норм, политического сознания, на основе которых формируется политическая власть и осуществляется ее функционирование в обществе. Политическая система выполняет следующие функции: формообразования (организации в обществе политической власти и ее обеспечение); легитимационную (подтверждение законности права политических институтов на управление обществом); политического целеполагания (определение целей социально-политического развития общества); мобилизационную (деятельность по максимальному использованию ресурсов для достижения намеченных целей); суверенизационную (обеспечение целостного, независимого управленческого воздействия на общественные процессы); регуляционную (регулирование общественных отношений, режима социально-политической деятельности); интеграционную (сохранение целостности и устойчивости социальной системы, обеспечение общественного согласия и стабильности). В структуре политической системы выделяются следующие ее составные элементы: политические организации и институты, политические и правовые нормы, политические отношения, политическое сознание и политическая культура. В политическую систему в качестве подсистемы включается избирательная система.
№14 Политические системы классифицируются: по формам правления (демократические, недемократические); месту сосредоточения исполнительной власти (президентские, парламентские или смешанные); политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические); характеру социально-политических отношений (стабильные или нестабильные, умеренно- или остроконфликтные либо консенсусные); в зависимости от взаимодействия с окружающей средой (открытые, закрытые), типа государства (политическая система монархии или республики); политико-правового статуса государства (конституционные и неконституционные, с развитыми и неразвитыми правовыми структурами); политической культуре (патриархальные, подданнические, активистские) и по другим признакам.
Средства массовой информации - - сложный и многогранный институт, предназначенный для реализации многообразной деятельности по производству и открытой, публичной передачи с помощью специальной техники сообщений, сведений о происходящих событиях и явлениях в конкретной стране и во всем мире. К ним относятся печатные органы (пресса, книги, массовые справочники, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение, кино, звукозапись и т.д.), Интернет, а также обслуживающие их специально подготовленные кадры. В структуре СМИ различают правительственные, оппозиционные, независимые масс-медиа. СМИ - важный институт современного общества, выполняющий функции: информирования; образования и социализации; научного и культурного просветительства; контроля за социальной средой; корреляции социально-политических отношений; распространения господствующих в обществе политических и культурных ценнбстей; мобилизации; рекламы; развлечения и др. Выполнение перечисленных функций позволяет СМИ оказывать влияние почти на все сферы и институты общества, сконцентрировать в своих руках значительную политическую, так называемую «четвертую», власть. По своим возможностям СМИ - это орудие всемирного, повсеместного и непрерывного воздействия на человека, общество и государство. Их развитие, естественно, идет в направлении все большего использования указаных выше возможностей. Современная действительность характеризуется все более растущим проникновением СМИ в политическую сферу, превращением их в один из важнейших инструментов политического процесса. Через средства массовой информации осуществляются восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий,/происходящих в стране и мире. Они обладают способностью прямо обращаться к обществу, проливать свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обращать внимание об-• щественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
№15 Политический режим — совокупность приемов, способов и методов осуществления политической власти. Тоталитаризм - - политический режим, характеризующийся всеобщим (тотальным) вмешательством государства во все<сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Тоталитаризм становится возможным и действительным в тех странах, которые в ходе своего развития по тем или иным причинам объективно переживают затянувшийся острый социально-экономический кризис или оказываются перед исключительными, экстремальными задачами, для решения которых необходима чрезвычайная мобилизация энергии и усилий всего населения. (Именно так было в Италии в 20-е гг., в Германии -- в 30-е, в СССР - в период сталинизма). Описывая модель тоталитарного режима, необходимо выделить некоторые основополагающие его черты. Это прежде всего господство единой официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее (идеологии) всем членам общества. В руках государства сосредоточиваются все средства массовой информации. Всякое инакомыслие вредно и запрещено. В политической сфере это — господство одной партии и осуществление ее диктатуры через симбиоз «партия-государство»-. Деятельность оппозиционных партий и движений запрещается. Необычайно возвеличивается в этих условиях роль главы государства. Он как бы воплощает в себе всю «мудрость», доброту и справедливость власти, ее непогрешимость, заботу о людях. Лидеры используют партию как инструмент управления населением. Население страны практически отстраняется от участия в управлении, представительные органы формируются с нарушением принципов избирательного права или совсем упраздняются. В экономической области тоталитаризм строится на абсолютизации планирования и командно-административных методах руководства и управления хозяйством, создании централизованно управляемой мобилизационной экономики. Устанавливается система всеобъемлющего контроля за поведением граждан в сфере социальной с тем, чтобы добраться до каждого поддано-го и закрепить его основанную на страхе лояльность. Чаще всего на смену тоталитарному приходит авторитарный режим. Авторитарные политические режимы - самые распространенные в истории человечества. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи (Рим, Византия), абсолютные монархии средневековья и Нового времени, военно-полицейские, фашистские и другие режимы XX в.
Информация о работе Политика -- сложное общественное явление