Политика -- сложное общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат

Описание работы

Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга разным распределением функций и полномочий между президентом и парламентом.

В парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент - высший представительный и законодательный орган государства -- избирается гражданами страны. Он формирует правительство, контролирует его деятельность, обладает правом его отставки. Правительство владеет законодательной инициативой. Членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Хотя руководитель правительства официально не является главой государства, реально он - первое лицо в стране. Глава правительства — президент. Он может избираться парламентом и обычно ограничивается представительскими и церемониальными функциями. Парламентскими республиками являются Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и др. Президентская республика характеризуется тем, что президент в ней одновременно и глава государства, и глава правительства. Он избирается не парламентом, а непосредственно народом или коллегией выборщиков. Основные властные полномочия сосредоточены в руках президента. Он руководит внутренней и внешней политикой, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил. Президент формирует правительство, руководит его деятельностью, обладает правом его отставки. В президентской республике существует жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность. Парламент не вправе вынести правительству вотум недоверия, президент не может распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе взаимозависимости. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№22 Государственно-территориальное устройство  - это национально-территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением целого и частей, взаимоотношением частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы соотношения и взаимосвязи центральных и региональных органов власти. Различают две основные формы территориально-государственного устройства: унитарную (простую) и сложную (составную). Унитарное (простое) государство — такое, которое не имеет внутри себя обособленных территориально-государственных образований, пользующихся суверенными правами, политической самостоятельностью. Сложные (составные) государства подразделяются на империи, конфедерации и федерации. Империя • насильственно создаваемое сложное территориально-государственное образование с полной зависимостью частей от центра. Империя • - изжившая себя форма территориально-государственного устройства. Федерация •- юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеративной власти. Федерация обладает суверенитетом и поэтому выступает во внешних сношениях наряду со своими субъектами. Федеративные государственно-правовые институты избираются населением всех субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Конфедерация - не единое государство, а союз самостоятельных государств. Конфедерация - форма территориально-государственного устройства, при которой составляющие конфедерацию государства, сохраняя свой суверенитет и законодательные полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления.

 

№23 Правовое государство -- это такое государство, которое функционирует строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все органы государственной власти и управления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового государства известны. К ним относятся: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разделения властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, их законностью.

Гражданское общество - • совокупность самодеятельных, негосударственных общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, экономически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.

Гражданское общество -- модель социального устройства, где  между гражданами и государством функционирует множество самостоятельных самодеятельных структур. Структуру гражданского общества составляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь (там, где она отделена от государства), органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства. Основными признаками (элементами) гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступающая посредником между человеком и государством.

 

№24 Высшими органами государственной власти являются выборные коллегиальные и единоличные органы и избираемые должностные лица, к которым относятся глава государства, парламент и правительство. Полномочия главы государства определяются структурой, правовым положением и порядком формирования высших органов государственной власти. Глава государства обладает конституционным правом назначения выборов, внеочередного созыва и роспуска парламента. Он - - главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными полномочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и решения местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.

Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Президента на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномочия Президента входят также решение вопросов о гражданстве, помиловании, осуществление внешней политики, введение .чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Вооруженными Силами. Республика Беларусь — одна из разновидностей восточноевропейской модели президентства, для которой характерно наделение Президента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти, вынесение института президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».

 

№26 Правительство – высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Правительства входят: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и их реализация; разработка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обеспечение проведения единой государственной политики по определенным сферам деятельности; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности; организация управления госсобственностью; обеспечение исполнения Конституции, законов парламента, декретов, указов, распоряжений Президента и другие полномочия. К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие:

1.формирование  гос аппарата и руководство  его деятельностью.

2.исполнение  законов.

3.составление  и исполнение бюджета.

4. прогнозирование  соц-эк развития.

5.руководство  отдельными отраслями хоз, дух  и соц сферами.

6.участие в  законодательной деятельности.

7.принятие нормативных  актов.

8.ведение международных  переговоров и заключение соглашений. Термин «бюрократия» (буквально - - власть конторских служащих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. французский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естественная, необходимая и специфическая форма деятельности социальных организаций в политическом обществе, та часть государственного аппарата, которая оторвана от его реальных властных функций до организации общественной жизни (традиционная, иррациональная и современная, рациональная). С появление бюрократии появилась и проблема бюрократизма. Внешними признаками бюрократизма – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внешние – чрезмерное разрастание и безответственность исполнительной власти, ее отчуждение от граждан и бесконтрольность, формализм и деформализм  сознания чиновничества. 

 

№27

Политическая  партия(от лат часть или группа) - это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение граждан, которые борются за власть или участие в ее осуществлении в целях реализации общественно значимых интересов той или иной общности людей. Первые представления о партии связаны с именами таких великих мыслителей как Монтескье, Руссо, Берк. Сведения о первых партийных образования относятся к Др. Греции. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине 19 века. Непосредственное влияние на их рождения оказали введение всеобщего избирательного права, появления парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления гос власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней раб класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей. В истории становления партий Вебер выделял три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия.

Все политические партии можно разделить на три  большие группы. - К первой относятся электоральные, партии-машины, которые активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората, чтобы добиться победы на выборах. После этого их активность снижается до следующих выборов. Таких партий большинство.

Вторую группу составляют идеологические, или мировоззренческие партии, которые постоянно ведут активную политическую деятельность, находясь у власти либо в оппозиции.

Третью группу составляют конфессиональные (вероисповедные) партии, имеющие особую специфику, особый характер деятельности. Политические партии в своем служении общественным интересам выполняют следующие функции: выявление, обоснование и преобразование интересов, политической воли граждан или всего народа в политические требования; активизация и интегрирование больших общественных групп по реализации их интересов и потребностей; содействие осуществлению политических прав граждан; разработка идеологии и политических доктрин, определение цели, направления и стратегии развития общества; борьба за власть, организация политического давления на государственную власть, контроля за нею; участие в осуществлении государственной власти; подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата; формирование общественного мнения; политическое образование общества либо его части; политическая социализация граждан.

 

№28 Партийная система - совокупность относительно стабильных межпартийных отношений и взаимосвязей партий друг с другом, а также с государством и иными политическими институтами при реализации политическим партиями своих функций.  Однопартийная система (система неконкурирующих партий) характеризуется доминированием одной партии. При наличии многопартийности и альтернативных выборов власть принадлежит в тот или иной период только одной из партий. Она находится вне конкуренции. .Например, социал-демократическая партия Швеции находилась у власти 44 года подряд без перерыва. Многопартийная система с монопольно правящей партией характерна для Японии, Сирии, Испании и ряда других стран. Двухпартийная система характеризуется тем, что власть одновременно находится в руках двух партий. При этом одна из них может господствовать в нижней палате парламента, другая • в верхней. Возможно и легальное существование наряду с господствующей других политических партий. Но правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий. Многопартийность бывает двух видов: без-монопольно господствующая коалиция, когда ни рдна из партий не может победить в одиночку, ни одна из партий не в состоянии править самостоятельно (характерна для Франции, Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии); двухпартийная система в условиях многопартийности предполагает наличие двух главных политических партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти. Они чередуются у власти. Другие партии ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают (США, Англия, Канада, Польша, Словения, Чехия, Болгария, Румыния).  Как показывает исторический опыт многих стран, процесс формирования многопартийности и партийных систем является довольно длительным и сложным, проходит ряд этапов, связанных как с количественными изменениями внутри партии, так и с взаимодействием разных партий внутри государства. Процесс формирования многопартийности идет и в РБ. Он обусловлен рядом причин: вызревание и воздействие широкого общ мнения на необходимость политического плюрализма, убежденность в непригодности однопартийной системы, кризис политической и экономической системы советского общ, развал ССССР и КПСС, провозглашение суверенитета РБ, постепенный переход к рыночным отношениям. Особенности: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий. Группы политических партий: партии правого толка – неолиберальной, антикоммунистической направленности (Белорусский народный фронт), демократические партии центристского характера (Белорусская социал-демократическая партия «Народная грамада»), партии левого крыла политических сил( Коммунистическая партия Беларуси).

Информация о работе Политика -- сложное общественное явление