Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:33, реферат
Политика это не наука, а искусство (Бисмарк) Это сфера жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратеги, нормы функционирования общества, в соответствие с интересами тех или иных классов, наций, соц групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств на достижение целей общества.
№33 Марксизм-ленинизм предпринял попытку научно объяснить и обосновать:
1. Неизбежность
и историческую
2. Историческую
неизбежность социалистической
3. Необходимость переходного периода от капитализма к социализму. В этот период в обществе сохраняются, сочетаются принципы, экономические отношения как капитализма (товарно-денежные отношения, многоукладная экономика и др.), так и зарождающегося социализма.
4. Необходимость нахождения в переходный период политической власти и государства в руках рабочего класса и трудового крестьянства, установления их политического господства -- диктатуры пролетариата. Диктатура пролетариата -- необходимое условие и средство для построения социализма и перехода к полному коммунизму, при котором данные политические институты отомрут.
5. Всемирно-историческую роль (миссию) рабочего класса и его коммунистической партии как главной созидательной силой общества в переходный период.
6. Сущностные черты, принципы социализма и коммунизма как двух фаз коммунистического общества.
Марксизм-ленинизм
связывает осуществление
Коммунистическое общество, по мнению К. Маркса и его последователей, есть общество с полным социальным равенством всех его членов. Труд на благо общества становится для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью. Распределение материальных и духовных благ осуществляется по принципу: от каждого — по способностям, каждому — по потребностям. При коммунизме завершается переход от государственных форм управления к самоуправлению. Общество, его производительные силы и общественные услуги, являющиеся единой общенародной собственностью, функционируют и развиваются сознательно и планомерно. Для коммунизма характерны общественный характер труда, несобственнические общественные отношения, отсутствие классов. Всестороннее развитие людей позволяет применять способности каждого с наибольшей пользой для народа. На современном этапе определены след сущностные черты социализма на завершающем этапе его развития: социализм – это общ на знамени которого написано – все во имя человека, все для блага человека, средства производства – в руках человека, навсегда покончено с эксплуатацией чел чел, население пользуется такими соц благами как бесплатная медицина, просвещение, жилье с мин оплатой, утверждается нерушимый союз раб класса, крестьянства и интеллигенции, мужчины и женщины имеют равные права и гарантии их осуществления, устранено нац неравноправие, установлена и развивается подлинная демократия – власть осущ для народа и самим народом.
№34 Политическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человечества. Большинство теоретиков рассматривает культуру как создание, распределение и потребление материальнх и духовных ценностей, прежде всего в области искусства, науки и просвещения. По образному выражению известного русского ученого и богослова П. Флоренского, культура есть среда, растящая и питающая личность. Особенность политической культуры состоит в том, что она представляет собой создание, распределение и потребление политических ценностей. Это — комплекс представлений о мире политики, всей политической жизни ,законах и правилах ее функционирования. В настоящее время известно более 40 определений политической культуры. Суть большинства из них сводится к тому, что политическая культура — это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, взглядов, знаний, убеждений, представлений, навыков, умений, моделей поведения, которыми руководствуются субъекты политики в своей политической деятельности. Политическая культура есть совокупность средств, предназначенных для обеспечения политической жизни общества, своеобразная форма ее организации. Структура: исторический опыт и политические традиции, культуру политического сознания и культуру политического участия, политическая символика. Язык. Мифы. Этика. Функции: познавательная (усвоение знаний о политике и политической власти, политических системах и режимах, явлениях политической жизни), коммуникативная (передача из поколений в поколения политического опыта и традиций), Интегративная (достижение согласия в обществе на основе общепринятых политических ценностей), нормативна-регулятивная (регулирование политических отношений на основе политических решений государственных органов и сформировавшихся у граждан политических ценностей), воспитательная (целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение граждан со стороны политических институтов). Политическая социализация • - непрерывный процесс усвоения индивидом накопленных обществом политических знаний, норм, привычек, ценностей, ориентиров, формирующим его политическое сознание и политическую культуру. Политическая социализация есть побуждение граждан участвовать в политической жизни общества. Это • - процесс становления личности. Люди с высоким уровнем политической социализации активно и действенно участвуют в политической жизни общества, обеспечивая развитие общественных отношений.
Показателем эффективности политической социализации личности является наличие у нее высокого уровня трех составляющих: политической информированности (устойчивых политических воззрений, сформированных на основе свободного выбора политических ориентиров, первоисточников информации); политической компетентности (совокупности имеющихся у личности знаний с тем, чтобы она имела возможность реализовать свои потребности и устремления); политической активности (непосредственной вовлеченности человека в сферу политики, характера его институционального взаимодействия с властью, направленного или на поддержание и укрепление существующего общественно-политического порядка, или наоборот). Политически социализированный человек есть ответственный гражданин, обладающий развитым политическим сознанием и высокой политической культурой.
№35 В основу типологизации были положены два критерия: 1) политическая осведомленность граждан и их осознанная или неосознанная вовлеченность в политический процесс; 2) взаимоотношения между властью и обществом, правительством и народом.
Отличительной чертой патриархальной политической культуры является полное отсутствие у граждан интереса к политической жизни. Большие группы людей не имеют представления о правительстве, не имеют отношения к управлению государством, у них нет широких прав. Между населением и правительством существует почти полный вакуум. Развитые политические институты отсутствуют. В обществе нет специализированных политических ролей. Власть носит авторитарный характер. Такой тип политической культуры характерен для развивающихся стран.
Подданническая политическая культура отличается высокой политической осведомленностью граждан, их сильной ориентацией на политическую систему и результаты ее деятельности. Они знают довольно много о своем правительстве и возлагают на него определенные надежды. Но сами ведут себя как пассивные наблюдатели, как подданные, это — культура подчинения. Между правительством и народом существует связь, но она односторонняя, исходящая от правительства. Граждане верят власти, верят в то, что она неспособна ни на какие необдуманные «перестройки» и «реформы», которые могли бы отрицательно сказаться на их социальном статусе. Вот почему сами граждане активного участия в политических действиях не принимают.
Активистская политическая культура характеризуется тем, что граждане хорошо политически осведомлены и активно вовлечены в определение государственной политики, активно участвуют в управлении государством, пытаются влиять на политику. Одни граждане верят власти и убеждены в эффективности политической системы, стремятся сами играть в ней активную роль. Другие, наоборот, не верят власти, находятся к ней в непримиримой оппозиции и стремятся заменить правящий режим. Отдельные из них сознательно не участвуют в политической жизни, например, байкотируют выборы (протестный электорат). Существуют также 1-2, 2-3, 1-3. В качестве оптимальной в цивилизационном плане выделили гражданскую культуру (вера граждан в законность политических институтов, верность основным направлениям гос политики, терпимость к проявлениям в политике различных интересов и вера в то, что эти интересы можно применить и гармонизировать). На рубеже 20 —30-х гг. XX в. с переходом к командным методам управления, огосударствлением всех сторон общественной жизни в Беларуси складывается патриархально-авторитарный тип политической культуры. В условиях доминирования данного типа политической культуры сформировалась личность, для которой была характерна социальная апатия, покорность, привычка повиноваться, желание жить под «твердой рукой».
Современная политическая культура основной массы населения формируется на традиционных для белорусов ценностях, социальных и политических установках, сориентирована на возрождение исчезающих принципов социалистического общества. К их числу можно отнести: порядок и стабильность общественной жизни; ориентацию на социальную справедливость и равенство; социальную защищенность и уважительные отношения государства и народа; ориентацию на коллективистские формы профессиональной деятельности; осторожное отношение к индивидуальному и частному предпринимательству; невосприятие абсолютизации частной собственности, особенно на землю; способность трудиться для блага общества, коллектива, других людей; потребность в идеалах и высоких целях; взаимопомощь, коллективизм, интернационализм; приоритетную ориентацию внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности на традиционные направления; неприятие инакомыслия и оппозиции.
№36 Политический процесс — целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и последовательных общественных событий, явлений, действий, поведений, выступлений, отражающих динамику борьбы и соперничества различных общностей за статусы и ресурсы власти, характер и степень участия политических сил. социальных групп и индивидов в общественно-политической жизни, формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества в целом. Политический процесс имеет определенную структуру, основные элементы которой характеризуют различные стороны его жизнедеятельности. Структура Политического процесса представляет собой систему, включающую в себя политическую элиту в качестве субъекта процесса (реальная власть или ее носитель, которому власть делегирована), социальную среду в качестве объекта процесса, его цели, средства, методы, ресурсы, исполнителей, которые связывают субъект/(власть) и объект (цель) процесса.
Выделяют несколько типов политического процесса. По структуре в самой общей форме политические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические. По значимости для общества политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. По организации политической власти различают политические процессы демократические, где сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия, и недемократические, характерные для тоталитарных, авторитарных режимов. С точки зрения публичности можно выделить открытый и скрытый (теневой) политический процесс". Например, в демократических странах принятие политических решений осуществляется не в тайне от народа, а в недемократических —наоборот. В зависимости от характера преобразований, темпов и длительности изменений политические процессы делятся на революционные и эволюционные. С точки зрения устойчивости можно говорить о стабильных (созидательных) и нестабильных (разрушительных) политических процессах. В каждом обществе одновременно могут происходить и созидательные, и разрушительные процессы. Стадии: конструирование политической системы, функционирование, развитие, деградация и распад системы.
№37 Политическая деятельность есть совокупные действия субъектов политики по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов больших общностей людей посредством использования властного, механизма. Политическое действие - - осознанная (или неосознанная) готовность субъекта к определенному поведению в фиксированной политической ситуации. Эти действия осуществляются в определенных формах. Обычно выделяют две формы политического действия - - мирную (ненасильственную) и насильственную. Для их реализации в практике политической жизни применяют целый набор разнообразных способов и средств.
Важнейшим мирным политическим действием является реформа, под которой понимается изменение, преобразование, переустройство общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Реформы (в отличие от революций) не предполагают принципиальных перемен в способах осуществления власти. Вместе с тем они являются эффективным средством совершенствования общественных отношений, способствуют экономическому и социальному прогрессу. К мирным способам политического действия примыкает конформизм. Конформизм характеризуется пассивным поведением граждан в сложившейся политической ситуации. По отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям он не предполагает активного участия индивида в выработке и осознании интересов и потребностей различных общностей людей, соотношение собственного поведения с их интересами. Конформисты покорно следуют за любым политическим курсом. Соглашательский тип поведения -- тоже форма политического действия. Наиболее характерными насильственными действиями являются война, революция, контрреволюция, восстание, заговор, путч, переворот. Революция -- это качественное зменение в развитии природы, общества и познания (например, революция геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). Социальная революция предполагает коренной переворот во всех сферах жизни общества. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Вопрос о завоевании власти • главный вопрос любой революции.
Контрреволюция представляет собой реакцию свергаемого или свергнутого класса на социальную революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. Поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию.
Вооруженное восстание - крайнее средство завоевания политической власти. Это - форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти, один из способов насильственного завоевания государственной власти (восстание Спартака в Риме, городские восстания в средневековье, Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в России, Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде в 1917 г. и др.).
Информация о работе Политика -- сложное общественное явление