проблемами безопасности
перед угрозой ядерной войны,
международного терроризма и преступности;
революцией в средствах
коммуникаций: созданием всемирной
сети телевидения, Интернета, доступностью
воздушного транспорта для широких
слоев населения, развитием туризма,
информационно-культурных обменов. Новые
средства коммуникации сделали государственные
границы прозрачными. Например, СМИ
сформировали общее информационное
пространство и сделали достоянием
мировой общественности события
в любом регионе мира. Тем самым
возникает возможность привлечь
к "суду" общественного мнения
любую "провинившуюся" страну или
политического лидера.
Последствия глобализации
весьма противоречивы. Остановимся
на некоторых из них.
Противоречие
между универсализацией (гомогенизацией)
общественной жизни и стремлением
народов сохранить свою самобытность.
Утверждение единых рыночных моделей,
демократических институтов и ценностей
распространяется на культуру и стиль
жизни. Люди потребляют одни и те же
товары и информацию. Например, известно,
что три четверти фильмов, которые
смотрят в разных странах мира
в кинотеатрах и на видеокассетах
- американского производства. Символом
гомогенизации культуры стал "Макдональдс",
имеющий филиалы более чем в 100
странах. Не все согласны с подобной культурной
экспансией Запада. Поэтому многие народы,
в целом приняв рыночную модель, пытаются
сохранить свою самобытность и культурную
идентичность, прибегая для этого к мобилизации
этнического самосознания и защитному
национализму.
Геоэкономическое
размежевание мира: углубление разрыва
по технико-экономическим показателям
и уровню жизни стран Севера (развитые
страны) и Юга (страны "периферии").
О поляризации мирового сообщества
говорят следующие цифры: в середине
90-х гг. 80% мирового ВВП присваивалось
24 странами, в которых проживало
14,5% населения. Если многие страны Запада
ориентируются на доход в 30000 долл.
в год на душу населения, то в другой
части мира этот доход не превышает
950 долл. Разделяющее мир неравенство
обнаруживается и в продолжительности
жизни и в сфере образования,
например 78% населения Эфиопии, Танзании,
Бангладеш, Конго неграмотны или
полуграмотны. Для ряда исследователей
и политиков развивающихся стран
подобная маргинализация "периферии"
мировой системы есть непосредственное
последствие глобализации. С их стороны
звучат протесты против подобной модели
международных экономических связей
и предсказания конфликта между
"бедным" Югом и "богатым" Севером.
Хотя с такой радикальной оценкой
глобализации согласны далеко не все,
следует признать, что подобная экономическая
поляризация чревата международной
нестабильностью и возможными взрывами
национализма.
Составной частью
глобализации является миграция, которая
имеет противоречивые последствия
как для "принимающих", так и
для "отдающих" стран. Западный капитал
бывает заинтересован в притоке
двух групп иммигрантов: высокопрофессиональных
специалистов и низкоквалифицированной
дешевой рабочей силы. "Отдающие"
страны таким образом решают проблему
снижения безработицы, но в тоже время
их экономика и наука страдают
от "утечки умов". Но и "принимающие"
страны сталкиваются с целым рядом
проблем. Миграционные процессы трансформируют
социальную структуру этих обществ,
создавая новые этнические общины,
порождают новые дискуссии о
гражданских правах этнических меньшинств
и о культурной идентичности народа.
В некоторых странах серьезной
проблемой стал рост антимиграционных
выступлений, подчас носящих расистскую
окраску, обострение противоречий между
разными этническими диаспорами.
Это заставляет правительства многих
стран ужесточать иммиграционный контроль,
что противоречит логике глобализации,
которая предусматривает не только
свободное перемещение капиталов
и товаров, но и рабочей силы.
Усиление
взаимозависимости в мире идет параллельно
с процессами регионализации международного
пространства и дезинтеграции отдельных
территорий. Процессы региональной хозяйственной
и политической интеграции наблюдаются
не только в Европе, но и в Латинской
и Северной Америке (Андское соглашение,
Североамериканская зона свободной
торговли - MERCOSUR), в Азии и Африке.
В то же время наблюдается фрагментация
ряда регионов мира: постсоветского пространства,
Югославии и др. По мнению С. Хантингтона,
дезинтеграция современного мирового
пространства осуществляется не столько
по экономическим, сколько по цивилизационным
границам. Речь идет о выделении
разных культурных суперрегионов (исламского,
христианского и др.), между которыми,
согласно позиции ученого, и наблюдаются
главные конфликты современности.
Усиление
неконтролируемых процессов в международной
сфере, что связано с фрагментацией
мира, ростом религиозного фундаментализма
и национализма, распространением оружия
массового уничтожения и обычных
вооружений, формированием центров
международного терроризма и организованной
преступности. Эти процессы стали своеобразной
"изнанкой" глобализации. С одной
стороны, распад СССР и социалистического
лагеря привел к окончанию мирового конфликта
между Западом и Востоком. Но с другой
- на смену этому конфликту пришли малые
гражданские и локальные войны. Так, после
окончания "холодной войны" разразилось
более 40 новых войн. Это говорит о том,
что современный мир стал более непредсказуем.
Не лишено основания утверждение, что
двухполюсное деление мира на два лагеря
и угроза конфронтации сверхдержав - США
и СССР - в прошлом выступали сдерживающим
фактором для локальных конфликтов, а
сама относительная мировая стабильность
способствовала экономическому подъему
ряда стран Азии и Латинской Америки, которые
сегодня оказывают влияние на глобальную
динамику. Другое негативное последствие
для международной безопасности имеет
снижение роли ООН в регулировании конфликтов
(неудачи операций в Сомали и Руанде, Югославии),
а также обозначившаяся с 1999 г. тенденция
использования военной силы НАТО без санкций
Совета Безопасности ООН.
Одним из последствий
современных глобальных перемен
стало формирование асимметричной
многополярности. Это своего рода переходный
этап от однополярной модели с доминированием
США к новому перераспределению
власти и возможному формированию новых
центров силы и стратегических союзов,
призванных сдерживать эту державу.
К традиционному соперничеству
в треугольнике США - Западная Европа
- Япония присоединяется соперничество
с Китаем, Индией и Россией, пытающимися
утвердить свое влияние в определенных
регионах.
Вопросы
для самоконтроля
1. Дайте развернутое
определение понятия «мировая
политическая система».
2. Назовите основные
международные организации и
цели их деятельности.
3. Какую роль играют
международные организации при
решении глобальных проблем?
4. Какова роль средств
массовой информации в мировой
политике? Каковы основные формы
внешнеполитический деятельности.
5. Дайте характеристику
современных интеграционных процессов
международного характера.
6. Каковы глобальные
проблемы человечества и пути
их разрешения?
7. Дайте характеристику
роли традиций в развитии мировой
политической системы.
Список рекомендуемой
литературы:
• Демидов А.И.
Политология в вопросах и ответах:
Учебно-методическое пособие/-М.: Юристь,
1998
• Нысанбаев
А.Н. Политология : Учебник для
студ. Вузов-Алматы: Ақыл кітабы, 1998
• Тавадов Г.Т.
Политология: Учебное пособие
- М.: Фаир-Пресс, 2000
• Балгимбаев
А.С. Политология Саясаттану: - Алматы.
- 2003 1 ч.
• Политология:
учебник / Моск. гос. ин-т междунар.
отношений (Университет) МИД России.
- М.: ООО Изд-во "Проспект", 2005
• Марченко
М.Н. Политология: Курс лекций
- 3-е изд. Перераб. И доп.- М.:
Изд-во Зерцало, 2000
• Зеркин Д.П.
Основы политологии: Курс лекций
- 2-е изд., доп. Ростов на Дону:
Феникс, 1999
Лекция
№ 15.
Политическое
прогнозирование. Политические проблемы
суверенного Казахстана
Содержание темы:
Понятие, сущность
и особенности политического
прогнозирования. Сферы применения
и основные принципы
политического прогнозирования.
Цель, объективные основы и задачи
политического прогнозирования.
Этапы и типы
прогнозирования. Методы и средства
научного прогноза. Основные методы
политического прогнозирования
и их критерии.
Функциональное
назначение политического
прогноза. Основные функции:
нормативная, ориентировочная, предупредительная.
Cocтояние и проблемы политического
прогнозирования в современном
Казахстане
Политические проблемы
суверенного Казахстана
Формирование и
развитие суверенного Казахстана
как политической реальности. Республика
Казахстан как светское, правовое,
социальное, демократическое государство
и как субъект международных
отношений. Этапы становления
суверенитета и демократии в
Казахстане: проблемы и трудности.
Особенности политической модернизации
в контексте тенденций современного
этапа развития казахстанского
общества. Проблемы разработки национальной
идеи и государственной идеологии.
Пути формирования плюралистической
демократии в Республике Казахстан.
Международное
значение опыта
политического развития посттоталитарного
общества.
План лекции:
1. Понятие,
сущность и особенности политического
прогнозирования.
2. Этапы
и типы прогнозирования. Методы
и средства научного прогноза.
Понятие, сущность
и особенности политического
прогнозирования.
Люди всегда
стремятся узнать, какое будущее
их ожидает. Это знание стимулирует
их деятельность. Практика управления
социально-политическими процессами
подтверждает, что чем выше уровень
прогнозирования, тем эффективнее,
результативнее планирование и
управление. Для органов политического
руководства иметь научно обоснованные
прогнозы – значит предвидеть
ход развития политических событий.
Прогнозирование
– это опережающее отражение
действительности. Способность прогнозирования
является интеллектуальной деятельностью
человека, одной из функций человеческого
сознания. Основная причина, побуждающая
человека заниматься прогнозированием,
состоит в том, что существуют
явления, будущего которых он
не знает, но они имеют важное
значение для решений, принимаемых
им сегодня. Всякая будущая
ситуация в той или иной
мере является неопределенной. И
естественно стремление человека
снизить уровень этой неопределенности.
Политические прогнозы
– весьма распространенное явление,
в том числе и в России: «Программа
500 дней», «Как нам обустроить
Россию» А. Солженицына, «Конституция»
А. Сахарова, программы политических
партий и движений и т.п.
Все они едины в утверждении
одной истины: именно реализация
той или иной программы приведет
к стабилизации обществу и
экономическому процветанию. Какая
из них оптимальна? Уже сегодня
субъект политического управления
может определить, какая из них
наиболее оптимальна с помощью
такого инструмента, как прогноз.
Под прогнозом
понимается научно обоснованное
суждение о возможных состояниях
объекта в будущем, об альтернативных
путях и сроках его осуществления.
Прогнозирование – процесс разработки
прогнозов, специальные научные
исследования конкретных процессов,
явлений, событий, в итоге которых
из одних, уже известных знаний
о прошлом и настоящем получают
представление о возможных состояниях
прогнозируемого объекта.
Каждый прогноз
разрабатывается с целью избежать
нежелательных результатов вероятного
развития событий и ускорить
вероятное развитие в желательном
направлении. Прогноз как новое
знание существует как бы в
двух формах: 1) знания о свойствах
объектов, существующих в действительности,
наблюдаемых или ненаблюдаемых
в период прогнозирования; 2) знания
о свойствах объектов, существующих
в действительности в период
прогнозирования. Это идеальный
образ, модель. Параметры их потенциально
возможны, хотя реально не существуют.
Прогноз – это описание вероятных процессов,
событий.
Прогнозирование
стремится к конкретизации. Необходимо
выделить два ее аспекта: предсказательный,
подразумевающий описание возможных
или желательных перспектив, состояний,
решений, и предуказательный, предусматривающий
собственно решение этих проблем,
использование информации о будущем
в целенаправленной деятельности.
Следовательно, в проблеме прогнозирования
можно выделить две стороны:
теоретико-познавательную и управленческую,
связанную с возможностью принятия
на основе прогностического знания
политического решения.
Объектом политического
прогнозирования выступает внутренняя
и внешняя политика, а предметом
– познание возможных состояний
политических событий, явлений,
процессов. В связи с этим
различают внутриполитическое и
внешнеполитическое прогнозирование.
Сложный характер политического
развития делает особенно актуальной
необходимость прогнозных разработок
с целью выявления, с одной
стороны, перспективных политических
проблем и оптимальных путей
их решения в интересах оптимизации
управления политическими процессами,
а с другой – предвидения
тех или иных политических
событий, как желательных, так
и нежелательных.
В сфере внутриполитического
прогнозирования входит все содержание
внутренней политики. Необходимо
выделить два аспекта в области
прогнозирования внутренней политики.
Один из них связан с прогнозными
оценками конкретных политических
событий. Этот аспект имеет
прикладной характер и на практике
обычно осуществляется в процессе
самой политической деятельности.
Субъектами прогноза при этом
выступают, как правило, государственные
и политические органы. Другой
аспект охватывает деятельность
политических институтов общества
и политические процессы, происходящие
в нем. Разработчиком прогноза
здесь обычно выступает тот
или иной научный коллектив,
специализирующийся на изучении
политической системы общества.