Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

          Государство - особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.

    • Монополия  на легальное применение силы.

    • Право на  взимание налогов и сборов.    

Налоги необходимы для  содержания государственного управленческого  аппарата и материального обеспечения  деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).    

В развитии теоретических  представлений о государстве  всегда существовали и противоборствовали две линии:

    • этатическая  - положительное отношение к государству,  признание его общественной пользы;

    • антиэтатическая  - государственный негативизм, отношение  к государству как к социальному  и нравственному злу.    

Вплоть до 19-го века преобладала  этатическая тенденция, связывающая  цели государства с усилением  государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество  справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной  власти. По отношению к гражданам  государство наделялось исключительными  правами. Не была признана и развита  идея обязанностей государства перед  гражданами и идея контроля общества над государством.    

Представители антиэтатической  линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу  и содействующую рабству.    

Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града  божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится  всякое начальствование и власть человеческая ".    

Антиэтатические идеи органически  присущи социализму.    

Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это  заговор богатых... чтобы можно  было заставить бедняков трудиться  за самую низкую плату и угнетать их как угодно".    

Выдающийся французский  мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть  к разорительным удовольствиям  составляют удел главарей общества, а  способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в  качестве орудий". Приемлемым, с его  точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а  не людьми.    

Дальнейшее развитие эта  линия получила у К. Маркса, который  считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).    

В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может  быть социально нейтральным, что  оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно  справедлива. Государство не может  одинаково удовлетворять потребности  всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные  решения.    

Однако в марксизме  была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного  класса. Явно преувеличена роль насилия  в осуществлении государственной  власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.    

Предельно завершенная антигосударственная  позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к  безгосударственному строю.    

Науке известны различные  концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.

 

Теократическая концепция

 

 

    Cвязывает возникновение государства  с божьим установлением.

 

Патриархальная теория (Р. Фильмер)

 

 

    Предполагает возникновение государственной  власти как власти опекунской, отеческой  в результате соединения родов в  племена, племен в общности и государства.

 

Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо)

 

 

    Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка  и организации общественной жизни.

     “Контрактная”  теория происхождения государства,  среди приверженцев которой были  английские философы Т.Гоббс и  Д.Локк, а также французский мыслитель  18 в. Ж. - Ж. Руссо, опирается  на т.н. “теорию общественного  договора”, согласно которой  государство возникает в результате  договора всех членов общества  об его учреждении при выходе  из “естественного” (родоплеменного) состояния.

 

Теория завоевания

 

 

    Объясняет возникновение государства  завоеванием одних групп населения  другими.

Конфликтная теория, приверженцами  которой выступают американские политологи М.Фрид и Р.Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся  на родоплеменной стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно  усиливается конкуренция в борьбе за жизненно важные ресурсы, что порождает  большое количество внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния -  учреждение государственной власти, способной  обеспечить порядок.

Весьма своеобразная “торговая  теория” (автор - американский политолог  М.Уэбб) исходит из того, что существующие еще до создания государств торговые обмены между племенами на больших  расстояниях способствуют усилению власти вождей племенных союзов - получая  из - за пределов своих владений диковинные товары, они неизбежно усиливают  свою власть и влияние, постепенно создавая вокруг себя государственный аппарат.

 

Психологическая теория

 

 

    Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.

 

Социально-экономическая  концепция возникновения государства

 

 

    Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в  разделении труда, в обособлении  деятельности по руководству обществом.     

По мнению Маркса, государство  возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела  общества на классы. Но государство  отомрет с исчезновением классов.     

Однако история и современность  не дают оптимистических оснований  надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства  в бесклассовом обществе можно считать  лишь гипотезой.

С точки зрения марксизма, государство появилось в результате общественного разделения труда, возникновения  частной собственности, классов  и эксплуатации. В силу этого оно  является ничем иным, как “машиной подавления в руках господствующего  класса” (рабовладельцев, феодалов или  буржуазии).

      Наконец,  “гидравлическая” или “ирригационная”  теория происхождения государства,  которую американский историк  и социолог К.Виттфогель изложил  в своей книге “Восточный деспотизм”, рассматривает происхождение государства на примере Древнего Египта. Агроклиматические условия этой страны, известные нам по учебникам истории - пустыня, узкая полоса обрабатываемых земель, орошаемых во время сезонных разливов Нила - требовали регулируемого и равномерного распределения воды между земледельческими общинами. Таким образом, очевидной стала необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство.

 

 

    Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как  совокупность нескольких этапов.      

1 этап - античный. Он характерен  следующими моментами:

    • сохраняются  остатки первобытной демократии (особенно военной);

    • чередуются  республиканские и монархические  формы правления;

    • существует  деление населения на свободных  (граждан) и несвободных (рабов);

    • экономическая  деятельность - удел несвободных.    

Государства этого этапа  имели четко выраженные две функции:

    • руководство  (господство, подавление) трудом порабощенных;

    • регулирование  отношений в сообществе свободных.     

2 этап - средние века. Этот  этап характеризуется следующим:

    • сохраняется  сильная монархическая власть;

    • население  - собственность монарха ("государевы  люди");

    • государство  доминирует в обществе;

    • формируются  предпосылки и основы государства  Нового времени. В это время  в научной литературе появляются  понятия: владения, земли, княжества,  королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - вещь, и "публика" - общественное).    

3 этап - Новое время (с  17-го в.). На этом этапе:

    • на Востоке  закреплялись монархические и  имперские формы государства;

    • в Европе  завершился процесс образования  наций, формирования общенационального  рынка, языковой и культурной  консолидации большинства стран;

    • изживаются  остатки неэкономического принуждения  в труде;

    • формируется  личность нового типа;

    • образуется  общество суверенного народа - противовес  государству;

    • образуются  централизованные государства - метрополии. К этому времени относится  появление теорий о федеральном  или конфедеративном устройстве  государства.    

4 этап - современный. Этот  этап характерен:

    • расширением  федеративных и конфедеративных  процессов;

    • углублением  демократических процессов;

    • стабильностью  государства благодаря равновесию  власти и общества;

    • распадом  государств-метрополий и образованием  молодых государств (так называемые  государства третьего мира);

    • распадом  государственных объединений типа  СССР, Югославия.    

Такова история возникновения  и эволюции государства.   

2.  Признаки государства, его функции и цели.

      Государство,  как институт политической власти, структурно состоит из следующих  основных систем:

 

1. Властные системы:

 

    • органы законодательной  власти;

    • органы исполнительной  власти;

    • органы судебной  власти.

 

2. Надзорно-контрольные органы:

 

    • прокуратура;

    • полиция, милиция;

    • таможня служба, таможенные органы;

    • налоговая  инспекция и налоговая полиция;

    • счетная палата;

    • органы надзора  (экологический, лесной, рыбоохраны  и т.п.).

 

3. Органы защиты:

 

    • вооруженные  силы;

    • национальная  гвардия, внутренние войска, жандармерия,  карабинеры и т. п.;

    • органы безопасности;

    • пограничная  служба, пограничные войска, пограничная  стража.    

Государство обладает рядом  функций, основными направлениями  работы. Традиционно функции государства  подразделяются на внутренние и внешние.     

Внутренние функции государства.     

1. Политическая, которая включает:

    • обеспечение  политической стабильности;

    • осуществление  властных полномочий;

    • выработка  политического курса.    

2. Экономическая - организация,  координация и регулирование  экономических процессов.    

3. Правовая , которая включает:

    • создание  и установление правовых норм;

    • обеспечение  правопорядка;

    • регулирование  общественных отношений и поведения  граждан;

    • охрана общественного  строя от экстремизма.    

4. Организаторская, которая  состоит в осуществлении следующих  властных полномочий по реализации  выработанной политики:

    • исполнение  решений;

    • формирование  государственного управленческого  аппарата и его использование;

    • контроль  за исполнением законов;

    • координация  деятельности различных субъектов  политической системы.    

5. Социальная - удовлетворение  жизненно важных потребностей  людей (работа, жилье, здоровье, социальное  обеспечение, отдых и т.д.).    

6. Культурно-воспитательная - создание условий для удовлетворения  культурных потребностей людей  и самореализации в творчестве, а также воспитание граждан.    

Внешние функции государства.     

1. Внешнеполитическая, которая  включает:

    • сотрудничество  с другими странами в экономической,  политической, военной, социальной  и прочих сферах;

    • обеспечение  участия государства в международных  организациях.    

2. Оборонительная - обеспечение  безопасности, суверенитета и территориальной  целостности страны.    

Таким образом, государство - это сложный, многофункциональный  организм, имеющий многовековую историю  и постоянно развивающийся.

1) Оборонная - защита границ  и территории страны;

2) Дипломатическая - поддержание  и развитие интересов страны  в системе международных отношений;

3) Внешнеэкономическая - осуществление  внешней торговли, сохранение и  укрепление позиций страны на  внешних рынках;

4) Глобальные функции - т.е. участие государств в экономических,  военных, демографических, экологических  программах на уровне международных  организаций и союзов (ООН, ОБСЕ, НАТО, и т.д.).

 

 

3. Типология государства

 

 

    Методы, которыми осуществляются функции  государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных  в государстве отношений позволяют  типологизировать, классифицировать разные виды государств.    

Информация о работе Лекции по "Политологии"