Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

 

 

 

        Вопросы  для самоконтроля

 

   1. Какую роль играет  в политологии понятие "политическая  система"?

   2. Какова структура  политической системы и как  взаимосвязаны ее элементы?

   3. Какой из элементов  политической системы выступает  определяющим по отношению к  остальным компонентам системы  и почему?

   4. Какие существуют  подходы к анализу политических  систем в современном политологическом  знании?

   5. Какая типология  политических систем существует  в современной политологии? Кратко  охарактеризуйте каждый из типов  политических систем.

   6. Какие функции  выполняет политическая система  в общественной жизни?

   7. Какие виды политических  институтов (организаций) Вы могли  бы перечислить?

   8. Охарактеризуйте  процесс становления и функционирования  политической системы в современном  Казахстане.

 

Список рекомендуемой  литературы:

    • Белов Г.А.  Политология: Учебное пособие/  Белов Г.А.. - М.: ЧеРо, 1996

    • Панарин А.С.  Политология: Учебник/ Панарин  А.С. -2.изд.,перераб.и доп.. - М.: ПБОЮЛ  С.М.Грачев, 2000

    • Политология:  Словарь-справочник. - Алматы: КазГУ, 1993

    • Малько А.В.  Основы политологии: Краткий учебник  для вузоа - М.: Норма, 2000

    • Нысанбаев  А.Н. Политология : Учебник для  студ. Вузов-Алматы: Ақыл кітабы, 1998

    • Тавадов Г.Т.  Политология: Учебное пособие  - М.: Фаир-Пресс, 2000

 

 

 

 

    Лекция № 7.

    Политический процесс  и политическая деятельность

 

 

    Содержание темы:

    Понятие политического  процесса, его сущность и основные  характеристики. Структура политического  процесса. Режимы функционирования  политического процесса. Стадии (фазы) политического процесса.

    Типология политического  процесса. Внешнеполитические и  внутренние политические процессы. Открытый и скрытый (теневой)  политические процессы.

    Политический  процесс  как  совокупная     деятельность  субъектов. Характеристика  политических действий. Виды политических  действий. Политическое поведение  и его формы. Соотношение стихийности  и организованности в поведении  социальных групп. Политическое  решение: подготовка, разработка  и реализация. Роль политических  институтов в определении и  осуществлении политического курса.

    Политические процессы  в Республике Казахстан.

 

 

    План лекции:

 

 

    • Понятие политического  процесса, его сущность и основные  характеристики.

    • Политическое  решение: подготовка, разработка  и реализация.

 

 

 

  Введение

 

 

 

 

    Политический процесс  раскрывает движение, динамику, эволюцию  политической системы, изменение  ее состояний во времени и  пространстве.

    Политический процесс  представляет собой совокупность  действий институализированных  и неинституализированных субъектов  по осуществлению своих специфических  функций в сфере власти, ведущих  к изменению и развитию (или  упадку) политической системы общества.

 

 

 

    • Понятие политического  процесса, его сущность и основные  характеристики.

     Осуществление  политическими субъектами своих  функций выражает происходящее  в обществе распределение и  перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации  граждан, принятие решений, контроль  за элитами и другие формы  политической активности групп  и граждан. Причем не только  признаваемые и поощряемые правящим  режимом, но и обладающие не  легитимным характером. Поэтому  в политический процесс включены  и такие формы политической  активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных  партий и проч. Все формы политического  поведения субъектов, в конечном  счете, объединены одной и той  же внутренней потребностью: повлиять  на принимаемые государственной  властью политические решения.  Поэтому центральная проблема  политического процесса состоит  в принятии и реализации политических  решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей им сложной системе общеколлективных целей – политической воле общества.

    Выработка политической  воли происходит как бы на  пересечении действий официальных  органов и институтов власти, влияния групп интересов, а  также механизмов общественности. Центральную роль в данном  отношении играют высшие институты  государственной власти, которые  выступают главным механизмом  принятия и осуществления решений.  От их деятельности зависит  степень централизации власти  и распределения полномочий между  группами, участвующими в выработке  целей политического развития. Благодаря  своей устойчивости и мобильности  в политическом процессе, институты  способны поддерживать и насаждать  даже те нормы и цели, которые  не отвечают потребностям развития  общества, расходятся с политическими  традициями населения и противоречат  менталитету граждан. Характер  деятельности институтов определяет  тональность взаимоотношений политических  субъектов, ритмы и темпы политических  изменений.

    Деятельность институтов  обычно задает и характерные  для конкретных обществ циклы  политического процесса. Например, в демократических странах политический  процесс формируется и функционирует,  как правило, в связи с избирательными  циклами. Пик политической активности  населения приходится на время  выборов в высшие законодательные  и исполнительные органы государственной  власти. При уходе законодателей  на «парламентские каникулы»  политическая жизнь затихает. В  тоталитарных режимах такие циклы  может задавать деятельность  правящих партий. В авторитарных  режимах циклы политического  процесса часто связаны с изменением  прежних институциональных структур, происходящих в результате военных  переворотов.

    Первым элементом  политического процесса является  представление политических интересов  групп и граждан институтам, принимающим  политические решения. Здесь содержание  политического процесса характеризует  деятельность различных ассоциаций, многообразные формы политического  участия индивидуумов, артикулирующих  и агрегирующих свои властно  значимые интересы.

    Второй элемент  политического процесса представляет  собой этап выработки и принятия  политических решений, выражающих  коллективные цели политической  системы и общества в целом.  В данном аспекте политический  процесс предстает как сфера  деятельности правящих и оппозиционных  элит, в своем взаимодействии  вырабатывающих общегосударственные  постановления и директивы.

    Третий элемент  политического процесса – этап  реализации политических решений,  характеризующий сложное взаимодействие  «верхов» и «низов» по организации  масс и мобилизации властных  ресурсов, регламентации и регулированию  политического поведения населения,  осуществлению контроля за деятельностью  элит, подведению итогов и корректировке  политического курса.

    Выработка и  реализация выбранных правящим  режимом целей общественного  развития выражает также и  характер самого политического  процесса. Чаще всего различают  три режима его существования.

    Первый – режим  функционирования, не выводящий  политическую систему за рамки  сложившихся взаимоотношений граждан  и институтов власти. В этом  случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь к простому воспроизводству рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и преемственность в развитии политических связей обладают здесь неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями и подвижками в осуществлении функций основными политическими субъектами.

    Второй режим  протекания политического процесса  – это режим развития. Здесь  структуры и механизмы власти  выводят политику государства  на новый уровень движения, позволяющий  адекватно ответить на вызовы  времени. Такой ритм политических  изменений означает, что правящие  круги нащупали цели и методы  управления, соответствующие происходящим  изменениям в социальной структуре  и меняющемуся соотношению политических  сил внутри страны и на международной  арене. Политическое развитие  сопровождается интенсивным взаимодействием  микро - и макрофакторов власти, борьбой разнообразных течений  и тенденций, которые, в конечном  счете, ведут к повышению соответствия  социальных и политических явлений.  Т. Парсонс считал, что развитие  политического процесса отражает  нарастание сложности и структурированности  его содержания, ведущее к повышению  адаптивности властных структур  к внешним социальным условиям.

    И, наконец, третьей  разновидностью режима существования  политического процесса является  режим упадка, распада политической  целостности или, по выражению  П. Б. Струве, «регрессивная метаморфоза»  политики. В данном случае направленность  динамики политического процесса  имеет негативный по отношению  к нормам и условиям целостного  существования политической системы  характер. Энтропия и центробежные  тенденции преобладают здесь  над интеграцией, атомизация политических  субъектов и распад режима  правления носят здесь необратимый  характер.  В результате принимаемые  режимом решения утрачивают управляющую  способность, а сам режим –  свою легитимность. Классическим  примером режима упадка является  политический процесс в ряде  социалистических стран на рубеже 80 – 90 – х годов, где правящие  круги так и не смогли отыскать  адекватных мер, чтобы отреагировать  на социально-экономические и  духовные запросы времени.

    Одной из важнейших  характеристик политического процесса  и его первым этапом является  политическое участие. Индивиды  и социальные группы далеко  не одинаково вовлечены в политический  процесс. Одни безразличны к  политике, другие участвуют в  ней время от времени, третьи  увлечены политической борьбой.  Но даже среди тех, кто активно  занимается политической деятельностью,  лишь некоторые азартно стремятся  к власти. По степени возрастания  политической активности можно  выделить следующие группы: аполитичная  группа; голосующие на выборах;  участвующие в деятельности политических  партий и других политических  организаций; искатели политической  карьеры и политические лидеры.

     Все эти виды  политической активности относятся  к конвенциальному, т.е. легальному, регламентированному законом политическому  участию. Однако существуют определенные  виды неконвенциального участия,  т.е. незаконного политического  поведения. Это различные формы  протеста (участие в публичных  уличных демонстрациях, пикетах,  митингах, не разрешенных властями); протесты против «безнравственных»  действий политического режима (голодовки,  самосожжения и пр.); гражданское  неповиновение.

    Политическое участие  – это действия, предпринимаемые  частными лицами и имеющие  целью повлиять на государственную  политику, управление государственными  делами или на выбор политических  лидеров на любом уровне политической  власти. Политическое участие может  быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы.

    В современной  политологии нет единой точки  зрения по вопросу, какие конкретные  действия можно отнести к политическому  участию, а какие нет. М. Вайнер  считает, что политическое участие  имеет три аспекта: 1) вербальное  действие, а не личные переживания  или политические предпочтения; 2) добровольные действия частных  граждан (исключаются служба в  армии или уплата налогов); 3) действия, основанные на возможности выбора  при избрании государственных  должностных лиц. Т.е. он ограничивает  политическое участие лишь добровольными  и осознанными действиями.

    Однако в реальной  жизни вовлеченность людей в  политический процесс не обязательно  связана с их высокой информированностью  и использованием демократической  процедуры альтернативных политических  выборов. Различают два вида  политического участия: автономное  и мобилизованное.

    Автономное участие  – сознательная активность граждан,  более или менее осведомленных  в области политической жизни,  целью которых является влияние  на позицию и деятельность  избираемых электоратом политиков.  Стимулом автономного участия  является понимание степени важности  политического решения. Этот вид  участия распространен в основном  в стабильных, демократических странах.

    Мобилизованное  участие, – вынужденное действие, когда участие в политике зависит  от неполитических стимулов (страх,  подкуп, долг). Мобилизованное участие  характерно для традиционных  обществ и тоталитарных политических  режимов.

Информация о работе Лекции по "Политологии"