Лекции по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Политология как наука
• Объект и предмет политологии.
• Законы и категории, методы и функции политологии.
• Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Работа содержит 1 файл

семинары по политологии.docx

— 315.10 Кб (Скачать)

         o институциональная подсистема, состоящая  из различных государственных  и общественно-политических институтов  и неполитических организаций,  СМИ (применительно к этой подсистеме  ряд исследователей использует  понятие "политическая организация  общества");

         o коммуникативная подсистема, представляющая  собой совокупность отношений  и принципы взаимодействия, складывающиеся  как внутри политической системы,  так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать  как принуждение, конфликт, нейтрализация,  изоляция или сотрудничество;

         o нормативная подсистема, выступающая  как совокупность различных политико-правовых  норм и других средств регулирования  взаимосвязей между субъектами  политической системы (Конституция,  законы, нормативные акты, исторические  и национальные традиции и  обычаи, мораль);

         o культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность  политических взглядов, теорий и  концепций, политическую и правовую  культуру. Политическая культура  оказывает огромное влияние на  функционирование политической  системы. На ее основе формируются  политические взгляды и убеждения  личности, от которых зависит  участие человека в политической  жизни. Политическая культура, с  одной стороны, определяет устойчивость  и жизнеспособность любой политической  системы, с другой - придает своеобразие  политическим системам, делая нормативно  одинаковые формы политического  устройства многовариантными;

         o функциональная подсистема объединяет  способы реализации власти, которые  определяют характер взаимоотношений  власти и гражданского общества, способы поддержания его единства  и целостности.

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной  подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует  нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством  институтов (большая часть функций  была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система  отличается более сложной структурной  дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному  признаку.     

Составляющие эту подсистему институты и организации условно  подразделяются на следующие группы.

      • 1. Собственно  политические:

            o государство - фундаментальный  элемент политической системы;

            o политические партии и отдельные  общественные организации, имеющие  политический характер, причем сюда  включаются и оппозиционные партии  и организации.

Государство и партии имеют  непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление  власти являются непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции  выявления интересов различных  групп общества и преобразование их в конкретные программы действий.      

2. Несобственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские,  предпринима-тельские союзы, экологические  движения, СМИ и др. Хотя политика  не является прямой целью их  создания, они выступают как группы  давления на государственную  власть и оказывают существенное  влияние на избирательные кампании. Несмотря на то, что в большинстве  современных стран светская и  духовная власть разделены, активную  политическую роль в обществе  может выполнять церковь. В  условиях теократии она превращается  в центральный элемент политической  системы.     

3. Неполитические организации  представлены обществами различного  любительского типа (культурные, спортивные  и др.). Незначительный политический  оттенок в своей деятельности  они приобретают как объекты  воздействия со стороны государства  и иных политических организаций,  так и в силу своей способности  оказывать давление на власть.

 

3. Функции политической  системы

 

   Любая политическая  система многофункциональна. К ее  основным функциям, относятся следующие:

            o политическое руководство обществом,  в том числе определение стратегических  целей и перспектив общественного  развития;

            o консолидация общественно-политического  строя на базе ценностей, идеалов,  символов;

            o регулятивная функция - выработка  определенных правил поведения,  придерживаться которых обязаны  субъекты политики;

            o мобилизация ресурсов. Эта функция  призвана обеспечить максимальное  использование ресурсов общества  для осуществления поставленных  целей;

            o функция распределения материальных  и духовных ценностей и др.

   Есть и другие  подходы. Г. Алмонд разделил  функции политической системы  на два вида:

        a. "Входящие" функции:

              i. политическая социализация, направленная  на формирование определенного  типа как участника политической  жизни, и рекрутирование - подбор  людей для заполнения статусов  в политических институтах;

             ii. артикуляция интересов;

            iii. агрегирование интересов;

             iv. политическая коммуникация - деятельность  по согласованию, достижению компромиссов.

        b. "Исходящие"  функции:

              i. нормотворчество;

             ii. использование правил и норм;

            iii. контроль со стороны государства  за соблюдением правил и норм.

В осуществлении этих функций, по мнению ученого, проявляется механизм саморегуляции системы, позволяющий  ей сохранить устойчивость и единство.      

Существуют и другие подходы  к классификации функций2 политической системы.

         1. Выделяют следующие функции политической  системы:

          a. авторитарное распределение ценностей  (предполагает контроль над процессом  распределения общественных ценностей  между различными общественными  группами);

          b. упорядочение политических процессов  (эта функция определена самой  природой политики);

          c. обновление (развитие) - приспособление  к изменениям в общественной  жизни;

          d. стабилизация, сохранение социальной  целостности.

 

4. Типология политических  систем

 

Политические системы  можно классифицировать, применяя определенную типологию.

   1. В зависимости  от политического режима различают  следующие политические системы:

        a. тоталитарные;

        b. авторитарные;

        c. демократические.

   2. По характеру  взаимодействия с внешней средой  выделяют:

        a. открытые  системы;

        b. закрытые  системы.

Примером закрытой системы  является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для  которой было характерно отсутствие широких международных экономических  и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение  о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. К. Поппер, впервые при описании культурно-исторических и политических систем использовавший понятия "открытое" и "закрытое" общество, под первым понимал демократические системы, которые легко приспосабливаются к изменениям внешней среды, пронизаны духом критики и рациональным постижением мира, под вторым - тоталитарные системы, для которых характерен догматизм, магическое мышление.      

3. В историческом анализе  используется описание систем  с позиций формационного подхода.

    • Соответственно  выделяются системы:

         o рабовладельческие;

         o феодальные;

         o капиталистические;

         o социалистические.

4. Весьма распространено  выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических  систем. Для первых характерно  неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная  политическая культура, власть в  форме диктатуры (примером выступает  большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует  развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования  власти, дифференциация политических  ролей.     

 

  В зависимости от  типа общества развивавшие веберовский  подход американский социолог  У.Ростоу и французский философ  Р.Арон выделили следующие типы  политических систем:

а) традиционные - основанные на обычаях, с наследственной авторитарной властью, инерционные и застойные - монархии Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар), Непал и др.);

б) модернизированные демократии - развитые страны Европы и Северной Америки, достигшие высокого уровня социально - экономического развития;

в) тоталитарные системы - в  бывших странах социалистического  лагеря.

 

      В зависимости  от режима и характера развития (индийский политолог П.Шаран):

а) динамичные, т.е. осуществляющие изменения во всех областях жизни;

б) статичные - ориентированные  на традиции и существующий порядок  вещей (статус - кво).

5. Выделяют политические  системы переходного типа, которые  включают в себя элементы нарождающейся  модернизированной системы и  элементы старой системы. Политическая  система современной России носит  черты подобной переходности, что  проявляется в сочетании либерализма  с авторитаризмом, в отсутствии  рациональной, т.е. ответственной  и компетентной, бюрократии, в слабости  институтов гражданского общества.      

6. Существуют разные типологии  политических систем, выделенные  по типу политической культуры, доминирующей в обществе, и состоянию  политической структуры. Одна  из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности выделяются примитивные, традиционные и современные системы.     

В примитивной системе  преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной  дифференциации.

Традиционные системы  характеризуются слабой дифференциацией  политических структур и "культурой  подчинения". Подчиняясь власти, человек  ожидает от нее благ, гарантий.

Современные системы являются еще более дифференцированными  в структурном плане, в них  функционирует культура участия, когда  человек ориентирован на активное участие  в политике. Такие системы могут  быть демократическими, в которых  доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых  имеют место управление подсистемами и культура "подчинение-участие". В свою очередь, авторитарные системы  могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными  и авторитарно-модернизирующимися.

Политологи обратили внимание на то, что политическая культура США  по характеру ценностей отличается от культуры, сложившейся в Европе.

   Это позволило Д.  Алмонду и С. Вербе выделить  следующие типы политических  систем:

         o англо-американскую с секулярной, плюралистической и гомогенной  культурой, что означает: большинство  граждан разделяют общие базовые  ценности и нормы;

         o континентально-европейскую, которая  характеризуется фрагментарной  политической культурой;

         o доиндустриальные или частично  индустриальные с дифференцированной  политической культурой;

         o тоталитарную с гомогенной политической  культурой, причем сама гомогенность  определяется отсутствием плюрализма  и возможности реализации частного  интереса.

      По характеру  осуществляемых целей (классификация  американского политолога Зб.Бжезинского):

а) инструментальные, т.е. стремящиеся  к политической и экономической  эффективности (либеральные демократии и реформаторские авторитарные режимы);

б) идеологические - т.е. нацеленные на претворение в жизнь определенной идеологии (коммунистической, фашистской, и т.д.).

6) В зависимости от характера  отношений с обществом российский  политолог

      Ж. Блондель  предложил в качестве критерия  классификации политических систем  рассматривать содержание и формы  управления. В соответствии с  этим он выдели пять основных  типов:

    • либеральные  демократии;

    • коммунистические (авторитарно-радикальные);

    • традиционные;

    • популистские;

    • авторитарно-консервативные.

      С.Н. Айзенштадт  рассматривает шесть типов политической  системы:

    • примитивные  системы;

    • патримониальные  империи;

    • кочевые или  завоевательные империи;

    • феодальные  системы;

    • централизованные  бюрократические империи;

    • современные  системы (демократические, автократические,  тоталитарные).

      Итак, политическая  система общества представляет  собой подсистему совокупной  общественной системы; её положение  определяется ведущей организационной  и регулятивно-контрольной ролью  самой политики. Политическая система  конкретного общества определяется  политическим режимом, формой  правления, типом государства  и другими параметрами. Её центральным  элементом является государство  – органы государственной власти  и государственного управления. Раскрытие его места и роли  – в последующих лекциях.

Информация о работе Лекции по "Политологии"