Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
План лекции:
Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики.
Политическое решение: подготовка, разработка и реализация.
Введение
Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.
Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества.
Понятие политического процесса, его сущность и основные характеристики.
Осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности групп и граждан. Причем не только признаваемые и поощряемые правящим режимом, но и обладающие не легитимным характером. Поэтому в политический процесс включены и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и проч. Все формы политического поведения субъектов, в конечном счете, объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому центральная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации политических решений, которые должны интегрировать различные интересы граждан и быть выражены в соответствующей им сложной системе общеколлективных целей – политической воле общества.
Выработка политической воли происходит как бы на пересечении действий официальных органов и институтов власти, влияния групп интересов, а также механизмов общественности. Центральную роль в данном отношении играют высшие институты государственной власти, которые выступают главным механизмом принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Благодаря своей устойчивости и мобильности в политическом процессе, институты способны поддерживать и насаждать даже те нормы и цели, которые не отвечают потребностям развития общества, расходятся с политическими традициями населения и противоречат менталитету граждан. Характер деятельности институтов определяет тональность взаимоотношений политических субъектов, ритмы и темпы политических изменений.
Деятельность институтов обычно задает и характерные для конкретных обществ циклы политического процесса. Например, в демократических странах политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. При уходе законодателей на «парламентские каникулы» политическая жизнь затихает. В тоталитарных режимах такие циклы может задавать деятельность правящих партий. В авторитарных режимах циклы политического процесса часто связаны с изменением прежних институциональных структур, происходящих в результате военных переворотов.
Первым элементом политического процесса является представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Здесь содержание политического процесса характеризует деятельность различных ассоциаций, многообразные формы политического участия индивидуумов, артикулирующих и агрегирующих свои властно значимые интересы.
Второй элемент политического процесса представляет собой этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели политической системы и общества в целом. В данном аспекте политический процесс предстает как сфера деятельности правящих и оппозиционных элит, в своем взаимодействии вырабатывающих общегосударственные постановления и директивы.
Третий элемент политического процесса – этап реализации политических решений, характеризующий сложное взаимодействие «верхов» и «низов» по организации масс и мобилизации властных ресурсов, регламентации и регулированию политического поведения населения, осуществлению контроля за деятельностью элит, подведению итогов и корректировке политического курса.
Выработка и реализация выбранных правящим режимом целей общественного развития выражает также и характер самого политического процесса. Чаще всего различают три режима его существования.
Первый – режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. В этом случае политический процесс отражает способность структур и механизмов власти лишь к простому воспроизводству рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством. Традиции и преемственность в развитии политических связей обладают здесь неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями и подвижками в осуществлении функций основными политическими субъектами.
Второй режим протекания политического процесса – это режим развития. Здесь структуры и механизмы власти выводят политику государства на новый уровень движения, позволяющий адекватно ответить на вызовы времени. Такой ритм политических изменений означает, что правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре и меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием микро - и макрофакторов власти, борьбой разнообразных течений и тенденций, которые, в конечном счете, ведут к повышению соответствия социальных и политических явлений. Т. Парсонс считал, что развитие политического процесса отражает нарастание сложности и структурированности его содержания, ведущее к повышению адаптивности властных структур к внешним социальным условиям.
И, наконец, третьей разновидностью режима существования политического процесса является режим упадка, распада политической целостности или, по выражению П. Б. Струве, «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае направленность динамики политического процесса имеет негативный по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы характер. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят здесь необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают управляющую способность, а сам режим – свою легитимность. Классическим примером режима упадка является политический процесс в ряде социалистических стран на рубеже 80 – 90 – х годов, где правящие круги так и не смогли отыскать адекватных мер, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени.
Одной из важнейших характеристик политического процесса и его первым этапом является политическое участие. Индивиды и социальные группы далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Одни безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Но даже среди тех, кто активно занимается политической деятельностью, лишь некоторые азартно стремятся к власти. По степени возрастания политической активности можно выделить следующие группы: аполитичная группа; голосующие на выборах; участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций; искатели политической карьеры и политические лидеры.
Все эти виды политической активности относятся к конвенциальному, т.е. легальному, регламентированному законом политическому участию. Однако существуют определенные виды неконвенциального участия, т.е. незаконного политического поведения. Это различные формы протеста (участие в публичных уличных демонстрациях, пикетах, митингах, не разрешенных властями); протесты против «безнравственных» действий политического режима (голодовки, самосожжения и пр.); гражданское неповиновение.
Политическое участие – это действия, предпринимаемые частными лицами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти. Политическое участие может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы.
В современной политологии нет единой точки зрения по вопросу, какие конкретные действия можно отнести к политическому участию, а какие нет. М. Вайнер считает, что политическое участие имеет три аспекта: 1) вербальное действие, а не личные переживания или политические предпочтения; 2) добровольные действия частных граждан (исключаются служба в армии или уплата налогов); 3) действия, основанные на возможности выбора при избрании государственных должностных лиц. Т.е. он ограничивает политическое участие лишь добровольными и осознанными действиями.
Однако в реальной жизни вовлеченность людей в политический процесс не обязательно связана с их высокой информированностью и использованием демократической процедуры альтернативных политических выборов. Различают два вида политического участия: автономное и мобилизованное.
Автономное участие – сознательная активность граждан, более или менее осведомленных в области политической жизни, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков. Стимулом автономного участия является понимание степени важности политического решения. Этот вид участия распространен в основном в стабильных, демократических странах.
Мобилизованное участие, – вынужденное действие, когда участие в политике зависит от неполитических стимулов (страх, подкуп, долг). Мобилизованное участие характерно для традиционных обществ и тоталитарных политических режимов.
Характер влияния на государственную политику и государственное управление зависит не только от степени активности самих граждан, но и от взаимоотношений между электоратом и избранными в органы государственной власти представителями народа.
Исторически сложились две основные концепции этих взаимоотношений. Первая концепция восходит своими истоками к Великой Французской революции и идее Руссо о тождественности интересов правителей и управляемых. Соответственно, отрицается принцип представительства интересов: «волю народа нельзя представлять». Эта концепция нашла свое воплощение в Советах народных депутатов, где депутаты являлись лишь передатчиком жестких наказов населения для формирования общенародной воли.
Суть второй концепции была отражена Э. Берком в знаменитом выступлении перед избирателями в Бристоле в 1776 г.: 1) политик, избираемый в парламент, выше по своему интеллектуальному уровню и компетенции, чем средний житель его избирательного округа; 2) невозможно написать наказы на все случаи жизни; электорат может формулировать наказы, которые касаются только данного региона, но политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны; он сам должен находить ту степень сочетания интересов регионов и страны, которую он считает необходимой в данной конкретной ситуации. Согласно этому подходу, между народными представителями и теми, кого они представляют, устанавливаются определенные отношения, основанные на полномочиях и доверии. Данный подход больше внимания уделяет реализации принципа ответственности избранников народа, чем непосредственному соучастию населения в исполнении государственной власти.
Политическое решение: подготовка, разработка и реализация.
Смыслом и целью участия является влияние на принятие и осуществление политических решений.
Политический процесс как формулирование политической воли общества представляет собой определенную сумму технологий выработки и принятия политических решений и это является как бы вторым этапом политического процесса.
Политическая элита общества из реального социального контекста, требований групп и граждан выделяет конкретные проблемы, обладающие политическим характером; проводит сбор информации, рассматривает возможные альтернативы действий, осуществляет выбор и корректировку принятого плана действий. Анализ политического процесса учитывает как макрофакторы (конституционно закрепленный порядок принятия и процедуры решений), а также и микрофакторы – сведения о конкретных лицах и группах, говорящих от лица государства, информацию, которой они обладают, конкретную ситуацию, в которой вырабатывается общая воля социума.
Каждая из ветвей государственной власти (и в центре, и на местах), каждый институциональный субъект политики располагают собственными (или пользуются услугами наемных) экспертными советами, группами консультантов, другими структурами интеллектуальной поддержки, которые, выполняя самостоятельные функции научно-аналитического характера, способствуют принятию оптимальных решений. Правда, степень и характер учета их рекомендаций зависит от сложившихся традиций в тех или иных органах власти, от конкретной ситуации, от отношения к этим структурам политических руководителей.
Возможности выработки политических решений, адекватных реальным потребностям общества зависят от целого ряда факторов: от уровня централизации (децентрализации) власти; от соотношения прав и прерогатив центральных и местных органов государственной системы; от взаимодействия партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений; от степени разделения и уравновешенности ветвей власти; от степени контроля со стороны общества процесса принятия политических решений и пр.
Сильное влияние на содержание данного этапа политического процесса оказывают и взаимосвязи внутри правящей элиты, отношения между правящей и оппозиционной элитами, связи политического руководства и аппарата управления, то, кто на самом деле принимает принципиальные решения; отношения между отраслевыми сегментами правящей элиты (военной, административной, аграрной, хозяйственной и др.); отношения между формально-