Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Общественные организации не имеют властных отношений и не могут выносить обязательных решений и требовать их выполнения.
В отличие от политических партий, они не ставят целью овладеть государственной властью, но их деятельность может приобретать политический характер.
Это добровольные организации граждан, возникшие по их инициативе.
Государство не вмешивается в их деятельность, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством.
Общественно-политические объединения действуют на основе следующих принципов :
добровольность;
сочетание личных и общественных интересов;
самоуправление;
равноправие участников;
законность;
гласность.
Общественно-политические движения - объединения, коалиции, союзы различных общественных групп для совместного решения интересующих их проблем.
Общественное движение:
может структурно не оформляться;
может объединять организации различной политической ориентации;
как правило, носит временный характер (для решения определенных задач).
В развитии общественного движения выделяются следующие стадии:
I стадия
зарождения идей;
появление активистов;
выработка общих взглядов;
II стадия
1. пропаганда взглядов;
2. агитация;
3. привлечение сторонников;
III стадия
более четкое формирование идей и требований;
развитие общественно-политической активности;
затем:
оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической жизни и борьбе за власть;
если цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения, движение затухает.
Общественно-политические движения можно подразделять на:
национальные (в рамках одной страны);
региональные;
континентальные;
мировые.
Среди общественно-политических организаций особое место занимают профсоюзы.
Профессиональный союз - это негосударственная общественная организация людей труда одной и той же профессии или занятых в одной отрасли производства.
Основные функции профсоюзов :
защита экономических и социальных интересов трудящихся;
культурное просвещение и воспитание;
социализация трудящихся;
представление интересов наемных работников по вопросам их труда и быта.
Наиболее активными общественно-политическими и демократическими движениями являются следующие:
В этом движении объединены женщины различных возрастов, национальностей, профессий, социальных слоев. Основная цель женского движения - защита прав женщин.
Женское движение неоднородно. Либерально-реформистское (умеренное) крыло движения выступает за реформы в пользу женщин, перестройку общественного сознания в отношении "слабого пола".
Радикально-экстремистское течение акцентирует внимание на вопросах брака, семьи, сексуальных отношениях. Первопричиной всех женских зол они считают извечный "мужской шовинизм". По их мнению, освобождение женщин возможно путем разрушения всех институтов, которые создали мужчины-угнетатели: государства, армии, партии, церкви, профсоюзов и т.д.
Первым требованием феминистской революции является требование уничтожения семьи и представление сексуальной свободы.
Объединяет в своих рядах миллионы представителей, практически, всех слоев населения. Главная цель - ликвидация угрозы войны.
Это движение в защиту окружающей среды.
"Зеленые" выступают:
за совершенствование законодательства в пользу охраны природы;
за использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;
за закрытие вредных производств;
против различных форм загрязнения окружающей среды.
Главная цель экологического движения - предотвращение глобального экологического кризиса.
Объединяет организации, борющиеся против ущемлений прав личности.
Выступает за права молодежи, активно участвует в борьбе за мир против войны, проводит акции в защиту окружающей среды и т.п.
Набирает силу в последние годы. Участники этого движения выдвигают требования возрождения национальной культуры, языка, традиций и т.д.
Кроме того, существуют:
движение неприсоединения;
движение против расовой и национальной дискриминации;
движение за установление нового экономического порядка;
движение крестьян за землю и социальные права;
пацифистские движения ученых, врачей, юристов и другие движения.
Таким образом, политическая жизнь общества богата и многообразна. Важная роль в нем принадлежит партиям и общественно-политическим движениям и организациям.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое политическая партия? Каковы факторы ее формирования?
2. В чем специфика марксистской трактовки сущности политических партий? В чем смысл ленинского учения о партии нового типа?
3. Возможна ли демократия в условиях однопартийной системы? Является ли многопартийность непременным условием демократического общества?
4. Что такое политический плюрализм? Каковы его функции?
5. Каковы особенности политических и массовых демократических движений современности? Их перспективы на будущее.
6. Дайте общую характеристику альтернативных движений. Какие типы подобных движений Вы можете назвать? Каковы место и роль принципа ненасилия в деятельности данных движений?
7. Назовите особенности многопартийности в Казахстане. Каковы ее перспективы на будущее?
8. Чем характеризуется оппозиция в США и странах Европы? Особенности оппозиции в Казахстане.
Список рекомендуемой литературы:
Булатова А.Н. Политология: Учеб.пособие/ Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н.. - Алматы: гылым, 1998
Малько А.В. Основы политологии: Краткий учебник для вузоа - М.: Норма, 2000
Политология: Учеб.пособие. - СПб, 1996.
Политология: Словарь-справочник. М.Гардарики, 2000
Политология: Учеб.пособие.-Алматы «Қазақ Университеті», 2000
Ирхин Ю.В. Политология: Учб. - М.: Юрист, 2001
Белов Г.А. Политология: Учебное пособие/ Белов Г.А.. - М.: ЧеРо, 1996
Лекция № 9.
Политические режимы. Демократизация и политическая модернизация общества
Содержание темы:
Понятие политического режима. Типы политических режимов.
Тоталитаризм как политический феномен. Тоталитаризм, его основные типы и разновидности. Исторические формы диктатуры. Формы тоталитарной системы. Политическая практика тоталитарных режимов. Основные черты тоталитарных систем.
Авторитаризм. Отличие авторитарной политической системы от тоталитарной. Объективные основы авторитарных систем. Основные типы и формы авторитарных систем. Традиционные абсолютные монархии, олигархические и военные режимы. Пути перехода от авторитаризма к демократии.
Понятие демократии. Демократизация на современном этапе как одна из главных проблем политической науки и практики.
Демократизация и политическая модернизация общества
Демократия как форма государственного устройства и режим. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная.
Индивидуалистическая, коллективистская и плюралистическая демократия. Всеобщие принципы и институты демократии. Прямая и представительная демократия. Недостатки и достоинства демократии. Уроки демократии. Основные этапы и особенности демократизации в Казахстане. Проблемы становления казахстанской модели демократии.
Проблемы модернизации политической системы. Понятие политической модернизации. Модернизация и переход от тоталитаризма к демократии. Традиционная политическая культура и проблемы ее модернизации. Формирование демократической политической системы как сущность процесса модернизации политических систем.
Проблемы политической модернизации казахстанского общества.
План лекции:
Понятие политического режима.
Тоталитаризм, его основные типы и разновидности.
Авторитаризм. Отличие авторитарной политической системы от тоталитарной.
Понятие демократии.
Функциональный и динамический аспекты политической системы раскрываются в политическом режиме. Политический режим (в самом общем плане) - это совокупность методов и средств осуществления политической власти. Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о реализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности в конкретной стране в определенный исторический период времени. Так, политический режим конца 80-х гг. отличался от режима 70-х-начала 80-х гг. (так называемая эпоха "застоя", ассоциируемая с именем Л.И. Брежнева) и тем более отличался от режима, установленного в 30-х гг. Подобная эволюция политического режима осуществлялась в рамках советской политической системы.
В политологии существует несколько трактовок политического режима.
1. Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический режим с формами правления и государственного устройства и акцентирует внимание на формально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственной власти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур. Прослеживается тенденция отождествления политического режима с формой правления. Односторонность подобного подхода заключается в том, что реальная практика реализации власти может противоречить закрепленным в конституциях нормам, а сам политический режим представляет собой более широкое явление, чем форма правления. Провозглашенная республиканская форма правления еще не означает установление реальной демократии, о чем свидетельствуют примеры СССР и Германии 30-х гг. Между тем европейские конституционные монархии рассматриваются как классические проявления либеральной демократии.
2. Социологический подход ставит акцент на характере отношений между государством и обществом, "которые сложились реально и не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения". В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основания власти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.
3. Широкая трактовка политического режима выходит за рамки только политико-правового или только социологического анализа и рассматривает его через соотношение ряда компонентов, что позволяет отличать одни типы политических режимов от других.
Политический режим включает в себя:
o политические структуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
o методы осуществления государственной власти: каким методам управления и господства отдается предпочтение - прямым или косвенным, насильственным или методам убеждения;
o реальный уровень свобод человека, объем его прав;
o методы выработки политических решений;
o способы урегулирования конфликтов;
o плюрализм, в том числе наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
o конфигурацию партийной системы: однопартийные или многопартийные системы;
o идеологию и то место, которое отводится ей в мобилизации общества;
o формы отношения населения к политическому участию (политическая пассивность, мобилизованное или автономное участие);
o тип легитимности: харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
o структурированность правящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналы рекрутирования.
Режим указывает на социальную природу власти: какие группы господствующего класса находятся у власти, на поддержку каких социальных слоев опирается эта власть.
Вышеназванные признаки служат критериями для выделения разных типов политических режимов. Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, и гражданского общества - с другой. Характер взаимоотношений определяется силой либо слабостью гражданского общества. В условиях демократии общество имеет рычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Большинство политологов трактует тоталитаризм как слияние государства с гражданским обществом, что практически ставит под сомнение саму возможность существования последнего.