Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

С точки зрения устойчивости, определенности функций и взаимоотношений субъектов власти можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах.

Стабильный процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политической мобилизации и поведения граждан, а также функционально отработанными механизмами принятия политических решений. Как правило, такой политический процесс основывается на сформированной социальной структуре, легитимном режиме правления и высокой эффективности, господствующих в обществе культурных норм (доверие, взаимоуважение прав участниками политического процесса). В силу этого настрой на сотрудничество значительно сильней, чем потребность в конфликтном развитии отношений. Отличительным признаком стабильности политических процессов является высокий уровень институализации осуществления демократических прав и свобод. Стабильность политических процессов велика там и тогда, где и когда гражданское общество обладает высоким уровнем независимости от властей, где даже при конфликтных ситуациях государство не вмешивается в развитие событий, отдавая предпочтение механизмам саморегулирования противоречий. При этом правительство постоянно реагирует на запросы общественного мнения, что дает людям уверенность в своих возможностях влиять на власть.

Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса власти как проявление необходимости изменения политического курса. К этому может привести осложнение международных отношений, спад материального производства, социальные конфликты, вызванные изменившимися условиями вертикальной и горизонтальной мобильности населения. Разрыв между новыми потребностями общества или групп и неспособностью режима отреагировать на них адекватным изменением механизмов политического участия и вызывает нестабильность политического процесса. Нередко нестабильность возникает и в обществах, где у власти постоянно находятся представители одних и тех же сил, партий, союзов, что неизбежно создает явное или скрытое противоборство, концентрацию всех конфликтов вокруг одной линии противоречий. Постоянная политическая дискриминация даже сравнительно небольшой социальной группы, ее устойчивая неудовлетворенность своим политическим статусом могут стать причиной острых и ожесточенных конфликтов. Особую форму нестабильности политическим процессам придает переход традиционных обществ к формам индустриального развития. Такая нестабильность носит достаточно длительный характер, нередко на протяжении жизни целых поколений.

В современной казахстанской действительности решающим при согласовании интересов для принятия государственных решений становится групповой сговор административно-элитарных кругов, клиентарный тип кооперирования интересов, приоритет персональной лояльности над интересами дела. Раскол между властью и обществом углубляется: политико-управленческая сфера становится еще менее понятой и принятой рядовыми гражданами, что способствует их отчуждению от власти. Перебороть устоявшиеся ментальные реакции на процесс преобразований и на условия профессиональной деятельности чиновничества возможно лишь в процессе радикального изменения институциональной среды, формирования нового типа организации властных отношений.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Обоснуйте режим протекания политического процесса.

2. Перечислите формы политического участия.

3. В чем суть нормативного и поведенческого подходов в процессе принятия решений?

4. Дайте характеристику следующих понятий: митинг, демонстрация, забастовка.   Назовите их отличия.

 

Список рекомендуемой литературы:

 

              Булатова А.Н. Политология: Учебное пособие/ Булатова А.Н.,             Исмагамбетова З.Н. - Алматы: Ғылым, 1998

              Коротец И.Д. Теория политологии: 100 экзаменационных ответов: Экзаменационный экспресс-справочник студента -Ростов на Дону: Мир Т., 1998

              Политология: учебник / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД России. - М.: ООО Изд-во "Проспект", 2005

              Джунусова Ж.Х., Булуктаев Ю.О., Акимова A.M. Введение в политологию.-Алматы: «Жеті Жарғ ы », 1998

              Политология: Учеб.пособие. - СПб, 1996.

              Балгимбаев А.С. Политология Саясаттану: - Алматы. - 2003 1 ч.

 

 

 

 

Лекция № 11.

Политическое сознание и политическая культура

 

Содержание темы:

Сущность политического сознания. Пути формирования политического сознания. Формообразование политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание. Структура политического сознания. Общественное мнение.

Политика и культура. Понятие политической культуры. Концепции политической культуры. Субъекты и факторы формирования политической культуры. Структурные элементы политической культуры: политическое сознание, политическое поведение, политический опыт. Политические субкультуры: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.

Функции   политической   культуры:   регулятивная,   интеграционная, познавательная, коммуникативная, воспитательная и др. Традиции и их роль в становлении политической культуры.

Типология политической культуры. Три типа политической культуры: патриархальная,     подданическая,     активистская.     Авторитарный, демократический типы политической культуры.

Понятие политической социализации. Формирование демократической политической культуры.

Особенности современной казахстанской политической культуры и проблемы социализации в Республике Казахстан.

 

План лекции:

1.      Политика и культура. Понятие политической культуры.

2.      Структурные элементы политической культуры

3.      Функции   политической   культуры

4.      Типология политической культуры.

5.      Особенности современной казахстанской политической культуры

 

Введение

 

Политика формируется в том числе и нашими идеями, ценностями, представлениями о том, как должно быть организовано общество, нашими ожиданиями, надеждами и опасениями в отношении государства

Все это, вместе взятое, может быть даже более важным, чем то, как в обществе распределены власть, ресурсы и возможности

Убеждения и ценности людей формируют их отношение как к политике вообще, так и к тому государственному строю, при котором они живут, так как важнейшими остаются вопросы:

справедлив ли этот строй?

есть ли у него право на существование?

Политическая культура выражает суть политической системы, определяет «правила игры» в политике, базовые политические ценности и общественные цели. Политическая культура отражает многообразие политической жизни: многообразие интересов и предпочтений граждан и социальных групп, степень осознания людьми их общественных задач, многообразие политических ролей и статусов

 

Политическая культура как бы воплощает противоречивое единство настоящего, прошлого и будущего, которое может быть разрешено лишь за счет творческих способностей человека, его умения критически переосмысливать общественное и личное, искать выходы из нетипичных ситуаций, проектировать будущее. Особое внимание политическая культура акцентирует на степени усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций, реализация которых обеспечивает преемственность политической жизни.

Внутренним источником политической культуры является по-человечески мучительный и даже алогичный поиск личностью гражданских позиций и ориентиров, постепенное отфильтровывание взглядов и суждений, несущих ей смысл и прояснение политики, медленное апробирование и закрепление тех или иных форм его политического участия в управлении государством. Поэтому в процессе становления политической культуры неизбежны и даже естественны многочисленные противоречия между убеждениями и поступками гражданина, его идеалами и конкретными установками политического поведения.

При этом человек вырабатывает не только разнообразные методы политического мышления и поведения, отображающие его принадлежность к социальной группе, но и приобретает свойства, связанные с выполняемыми им в политике ролями. Например, человек может приобретать политико-культурные качества «агитатора», «администратора», «теоретика», отражающие его способности соответственно либо к возбуждению политических эмоций, либо манипулированию делами, либо к созданию теоретических конструкций; «бюрократа», воплощающего интерперсональные свойства личности делового свойства; «индифферентного к политическим обязанностям человека» и др.

 

1. Политика и культура. Понятие политической культуры.

    Развитие современной цивилизации, экономики, науки, техники предъявляет необычно высокие требования к профессионализму во всех сферах человеческой деятельности. Профессионализм подразумевает компетентность, высокую квалификацию человека не только в конкретной, узкой сфере деятельности, но и в смежных областях; другими словами, его высокую профессиональную культуру.

    А подлинная культура личности невозможна без политической культуры.

    Политическая культура - это система исторически сложившихся, относительно устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений людей установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

    Термин " политическая культура " впервые был использован в западной литературе в 1956 году американским политологом Г. Алмондом.

    В совместной с С. Вербой работе "Культура гражданина" он так определяет сущность политической культуры: "Политическая культура нации есть особое распределение образцов ориентации в отношении политических объектов среди представителей данной нации".

    А по мнению политолога М. Башира, политическая культура - это" тип верований, превалирующий среди членов общества, а также образцы, по которым эти верования формируются, будучи функционально взаимосвязанными в интегральные системы ".

    Характерные черты политической культуры :

        Фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта.

        Является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества.

        Имеет тотальный характер, политические отношения "пронизаны, насыщены, пропитаны" политической культурой.

        Характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

    Политическая культура находит свое выражение в деятельности государства, политических партий и политических движений, общественных организаций, отдельных граждан.

    Структурно политическая культура представляет собой единство политического сознания, политического поведения, культуры функционирования политических институтов.

    Политическая культура - явление не однородное, ее можно классифицировать по следующим основаниям:

    По уровню общности:

        Общая политическая культура - наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения.

        Субкультуры - совокупность политических ориентации и моделей политического поведения, характерная для определенных социальных групп и регионов и отличающаяся от доминирующей в обществе. Обычно выделяют следующие субкультуры:

        социально-классовые;

        национально-этнические;

        религиозно-политические;

        региональные.

    По отношению к власти:

        Господствующая.

        Контркультура.

    Политическая культура - это не только знания, но и конкретная деятельность человека.

    Процесс политического становления личности, вовлечение человека в политику принято называть политической социализацией.

    Разумеется, политическую социализацию невозможно ограничить строгими рамками, это творческая многогранная деятельность, но некоторые наиболее существенные направления этой деятельности можно определить.

    Основные направления политической социализации, поведения и действий политически культурного человека:

1.      участие в работе высших и местных выборных органов (законодательной или исполнительной власти) в качестве штатного работника или на общественно-добровольных началах, работа в различных

2.      комиссиях, комитетах, экспертных группах при органах власти;

1.      членство в политических партиях и общественных организациях, деятельность в них в качестве функционера;

2.      участие в выборах депутатов органов всех ветвей власти, референдумах;

3.      участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетировании и т. п.;

4.      постоянная забота о приобретении навыков в умении вести политическую борьбу, политические дискуссии цивилизованными методами;

5.      активное участие в обсуждении и принятии Конституции страны, дополнений и изменений в ней, а также основных законодательных актов, участие в опросах и других формах изучения общественного мнения.

В качестве субъектов формирования политической культуры обычно выделяют:

        Государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов.

        Политические партии и общественно-политические организации.

        Средства массовой информации.

Информация о работе Лекции по политологии