Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
В тоталитарной культуре доминируют следующие признаки:
1. дихотомичное восприятие мира, которое проявляется в противопоставлении "своих" и "чужих". В качестве "чужих" выступают другие классы, нации, расы и идеологические противники. "Чужие" воспринимаются как враги;
2. отсутствие терпимости (толерантности) к другому мнению, образу жизни;
3. отрицание компромисса и ставка на силовое разрешение конфликтов;
4. сакрализация вождей, создание их культов. В массовом сознании вожди теряют свойства живых людей и приобретают символические черты, становятся носителями харизмы;
5. доминирование в общественном сознании мифов, например о коммунистическом или расовом рае;
6. фанатичное служение идеям, ощущение единства с властью.
Для авторитарной культуры характерно отсутствие активной поддержки власти, последняя теряет сакральность. В основе авторитарной культуры лежат либо патриархальные, либо подданнические ориентации населения.
1. Характерные признаки демократической политической культуры:
1. толерантность к инакомыслию, признание за инакомыслящими права отстаивать свою точку зрения;
2. склонность к поиску компромисса как главного средства разрешения конфликтов;
3. согласие (консенсус) в отношении базовых либеральных ценностей: автономность личности, неотчуждаемости ее прав.
5. Особенности современной казахстанской политической культуры
Рассматривая феномен политической культуры в целом, мы не можем пройти мимо особенностей казахстанской политической культуры, характер которой во многом предопределил и предопределяет направление развития страны. Следует отметить, что в Казахстане на протяжении всей ее многовековой истории сложилась уникальная политическая культура, формирование которой стало результатом влияния следующих факторов:
1) Особенности геополитического положения страны - традиционно враждебное внешнее окружение, постоянная угроза либо состояние войны и обширные размеры территории;
2) Преобладание коллективного образа и форм жизни под влиянием традиции и культуры;
3) Многовековая отстраненность граждан от рычагов власти и их отчуждение от государства;
4) Как результат административно - бюрократической опеки и ограничений - низкая способность общества к самоуправлению и саморегуляции при решении проблем обыденной жизни, и одновременно - его высокая способность к мобилизации в ситуации войны и иных масштабных бедствий.
Влияние всех вышеперечисленных и ряда других факторов предопределили следующие общие особенности казахстанской политической культуры:
1) Приоритет интересов государства и коллектива перед интересами отдельного индивида;
2) Признание решающей роли государства в решении общественных проблем, надежда на защиту и опеку с его стороны;
3) Традиционное патриархальное отношение к власти, персонифицированнное ее восприятие (т.е. в связи с определенными фигурами - носителями), высокие требования к моральному облику руководителей (честность, бескорыстие, самоотверженность и др.);
4) Надежда на призванного разрешить все проблемы сильного лидера;
5) Недооценка и недопонимание роли парламента и иных представительных органов в общественной жизни, подсознательное отождествление власти только с исполнительными органами (президент, правительство, и т.д.) - как следствие этого низкий уровень культуры самих парламентариев;
6) Неуважение к единым законам государства, предпочтение им местных законов, традиций и обычаев;
7) Характерная для представителей практически всех политических сил и идеологий непоколебимая уверенность в правоте собственных идей и принципов, и нетерпимость, агрессивное неприятие чужих;
8) Склонность к стихийным формам политического протеста и бунтам, и одновременно - неспособность к сознательному и организованному гражданскому действию.
Очевидно, что подобный тип политической культуры вряд ли может способствовать нормальному и устойчивому функционированию и развитию политической системы, а также цивилизованному протеканию политического процесса.
1. Почему появляется необходимость исследования понятия "политическая культура"?
2. Какие сферы политической жизни общества охватывает политическая культура?
3. Что вкладывается в понятие "политическая культура"?
4. Какие факторы способствуют формированию политической культуры?
5. Что является агентами формирования политической культуры? Какие общественно - политические силы формируют политическую культуру?
6. Какие типы политической культуры Вы могли бы назвать и как они характеризуются?
7. Как проходит процесс трансформации политической культуры? Каков его механизм?
8. В чем состоит соотношение понятий "господствующая", "субкультура", "контркультура"?
9. На каких переменных может быть основан процесс дифференциации политической культуры?
Список рекомендуемой литературы:
Введение в политологию/ Джунусова Ж.Х.Булуктаев Ю.О.Акимова A.M.. - Алматы: "Жети жаргы", 1998
Марченко М.Н. Политология: Курс лекций - 3-е изд. Перераб. И доп.- М.: Изд-во Зерцало, 2000
Политология: Учеб.пособие. - З.изд.. - СПб.: Издат.дом."Бизнес-Пресс", 2000
Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций - 2-е изд., доп. Ростов на Дону: Феникс, 1999
Политология: Учеб. пособие для студ. Вузов. -Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1997
Байдельдинова Л.А. Политология-Алматы: Экономика, 1996
Панарин А.С. Политология: Учебник/ А.С.Панарин. - М.: Проспект, 1997
Лекция № 12.
Политические элиты и политическое лидерство
Содержание темы:
Понятие политической элиты. Классические теории элиты. Факторы функционирования политической элиты. Функции политической элиты: стратегическая, организационная, интегративная и др. Классификации политической элиты. Современные теории элит. Бюрократия как политический феномен.
Элиты и лидеры как субъекты политики. Способы рекрутирования политической элиты. Теории политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, психологические концепции, интерактивный подход.
Типология политического лидерства. Виды политического лидерства. Типы политических лидеров.
Институт политического лидерства и политическая элита в современном Казахстане.
Институт президентства в РК как исторически необходимая форма государственного правления. Политические лидеры современного Казахстана.
План лекции:
Понятие политической элиты. Современные теории элит.
Функции политической элиты
Способы рекрутирования политической элиты.
Политическое лидерство
Типология политического лидерства.
Г. Алмонд различает три группы субъектов политики: 1) субъекты парохиальные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли; 2) субъекты-подданные, понимающие свою роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь; 3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).
На политический процесс оказывают влияние многочисленные социальные группы: классы, этнические, религиозные, профессиональные, территориальные и др. Все изменения в политической жизни осуществляются в результате взаимодействия, переплетения интересов социальных групп.
Большое влияние на современную политическую науку оказывают подходы Г. Моски, В. Парето и М. Вебера. Г. Моска первым подчеркнул необходимость анализа роста, состава и организации правящих классов для понимания политики. Он полагал, что власть правящего класса, в конечном счете, основана на том, в какой степени его качества соответствуют конкретным потребностям общества. Эти потребности в свою очередь отражают характерные изменения в религии, в политическом мышлении, экономическом развитии. Таким образом, различия во власти и политическом авторитете основаны на определенных социальных условиях.
Согласно В. Парето, стратификация, в конечном счете, зависит от биологической неоднородности, поскольку не все люди от рождения наделены особо ценными психологическими качествами («ресидуэ»), т.е. пониманием действительных мотивов человеческих действий. Парето считал, что социальные условия служат причиной того, что только часть из тех, кто от рождение наделен элитарными качествами, действительно добиваются руководящего положения. Результатом противоречия между психологическими качествами людей и требованиями социальной структуры является циркуляция элит.
Если другие мыслители рассматривали социальное неравенство как зло и ограничение, а социальную мобильность как способ его преодоления, то Моска и Парето рассматривали неравенство и мобильность как неразрывно связанные аспекты одного и того же явления циркуляции индивидов между правящим классом, элитой и низшим классом, пассивными подчиненными. Без мобильности, по их мнению, невозможна стабильность правящей элиты.
М Вебер обосновал необходимость различения трех аспектов социальной стратификации – экономического, социального и политического. Факторами, определяющими неравенство в распределении основных общественных ресурсов, Вебер считал богатство, социальный престиж и власть.
Экономический аспект стратификации связан с понятием класс, отражающим экономические различия между людьми. Маркс считал, что разделение общества на классы связано с отношениями собственности на средства производства, которые определяют все остальные свойства классов. Вебер полагал, что классовая принадлежность определяется не только контролем над средствами производства, но и экономическими различиями, не вытекающими из отношений собственности, например, персональными и квалификационными.
Социальный аспект стратификации, согласно Веберу, представлен понятием статуса, который зависит от уважения и престижа, получаемых индивидом в данном сообществе. Статус может характеризовать объективные возможности индивида добиться жизненного успеха, например, возможность получать высокий доход не всегда определяется собственностью: инженер, врач, адвокат могут иметь больше возможностей, чем мелкий бизнесмен. Одновременно статус характеризует субъективную оценку социального положения, т.е. важное значение имеет самоидентификация и сопоставление своего социального положения с социальным положением других групп и индивидов.
Вебер отмечал, что почет и престиж дефицитны сами по себе: количество товаров может возрастать, и каждый повысит собственное благополучие, но престиж всегда относителен. Статусная иерархия поддерживает постоянное напряжение в обществе с открытой социальной мобильностью. Источником власти могут быть как классовые характеристики, так и статусные позиции.
Политический аспект стратификации характеризуют институты, определяющие привязанности людей: партии, профсоюзы, религии и т.д.
В соответствии с подходом Вебера к социальной стратификации выделяются три вида социальной дифференциации, которые представляют разные формы и механизмы влияния социальных групп и их взаимоотношений на политическую власть: 1) экономико-технологическая дифференциация и отражающие ее индустриальные, профессиональные и коммерческие организации; 2) различия статусов, влияющие на межличностные отношения и играющие особо значимую роль в процессах политической социализации и политического участия; 3) институциональные различия, влияющие на способы взаимодействия личностей и групп с различными политическими структурами.
1. Понятие политической элиты. Современные теории элит.
Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.
В советском обществоведении теория элит на протяжении многих лет рассматривалась как псевдонаучная, антидемократическая и буржуазно-тенденциозная. Сам термин "элита" заменялось произвольными и аморфными синонимами: "власть имущие", "влиятельные слои общества", "сливки нации" и др.
Что же такое "политическая элита"?
"Элита" в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.