Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Конструктивное взаимодействие гражданского общества с государством предполагает:
o инициирование принятия политических решений органами власти, что тем самым побуждает к активности само государство;
o укрепление частной инициативы, позволяющей решить ряд экономических и социальных проблем без вмешательства государства (организация общественно-полезных видов деятельности, благотворительных фондов, негосударсвенных учебных учреждений и т.д.);
o формирование политической культуры граждан, в том числе гражданских форм поведения.
Американский политолог Ф. Шмиттер указывает на еще одно важнейшее назначение гражданского общества - выступать источником "потенциального сопротивления произволу и тирании правителей, будь то незаконные узурпаторы или фанатичное большинство"6.
Итак, гражданское общество представляет собой внегосударственную сферу социума. Исследователи обычно помещают его между государством и экономической сферой.
В структурном плане оно будет включать в себя:
o во-первых, семейно-родственные, этнические, религиозные и моральные отношения, а также неопосредованные государством политические отношения между партиями и общественными движениями;
o во-вторых, социальные институты: семья, церковь, негосударственные СМИ, культурные, религиозные, спортивные ассоциации, партии, органы местного общественного самоуправления, профсоюзы, торговые палаты, союзы предпринимателей.
5. Понятие правового государства и его отличительные признаки.
Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.
Правовому государству присущи следующие признаки:
верховенство закона во всех сферах жизни;
разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
разделение государственных и негосударственных политических институтов;
взаимная ответственность государства и личности.
Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.
Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.
Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.
Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии.
Видимо, можно сказать, что Казахстану еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.
Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.
1. Назовите основные теории происхождения государства.
2. Что такое государство? Допустимо ли отождествлять государство и общество?
3. Почему государство является наиболее важным политическим институтом?
4. Перечислите основные признаки государства.
5. Какие функции призвано выполнять государств? От каких факторов зависит возможность их осуществления?
6. В чём сущностные отличия государства от других политических институтов: политических партий, движений, и т.д.?
7. Назовите и охарактеризуйте основные формы правления.
8. Каковы основные признаки гражданского общества?
9. Что является основой гражданского общества? Чем различаются гражданское общество и государство?
10. Почему развитие государства зависит от зрелости гражданского общества?
11. Назовите основные характеристики правового государства.
12. Выделите и охарактеризуйте принципы правового государства.
13. Что общего и в чем различие между социальным и правовым государством?
14. Почему в правовом государстве необходимо разделение властей?
Список рекомендуемой литературы:
Булатова А.Н. Политология: Учебное пособие/ Булатова А.Н., Исмагамбетова З.Н. - Алматы: Данекер, 2002
Кривогуз И.М. Политология: Учебное пособие для студентов вузов.-М.: Владос, 2001
Политология: Учеб. пособие для студ. Вузов. -Мн.: НТООО ТетраСистемс, 1997
Политология: Курс лекций. - Алматы: Творч.объед.»Журналист», 1994
Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов - 2-е изд., доп. — М.: ИТРК РСПП, 1997.
Шилобод М.И. Основы политологии: Учеб.пособие/ Шилобод М.И.. - М.: ВЛАДОС, 2001
Введение в политологию: Словарь-справочник. - М.: Аспект Пресс, 1996
Лекция № 8.
Политические партии и общественные движения
Содержание темы:
Группы интересов: понятие, функции, типология. Группы давления. Особенности казахстанского лоббизма.
Понятие политической партии. Генезис партий и партийных систем. Основные цели, задачи и функции политической партии. Этапы генезиса политических партий: аристократические котерии, политические клубы, массовые партии. Типология партий. Критерии типологизации партий.
Понятие партийной системы. Классификация партийных систем. Однопартийность, двухпартийность, многопартийность. Особенности и тенденции развития партийной системы Казахстана. Законодательное регулирование деятельности политических партий в РК.
Общественные организации и движения. Место и роль общественных движений в политической жизни казахстанского общества.
Проблемы взаимоотношений между политическими партиями и общественными движениями.
План лекции:
Понятие политической партии.
Понятие партийной системы. Классификация партийных систем.
Общественные организации и движения.
1. Понятие политической партии.
Партии - весьма своеобразный феномен политической жизни. Они непосредственно связаны с интересами той или иной социально-классовой общности, этнических или религиозных образований.
По существу партии выполняют роль посредников между группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов.
Такой процесс проходит в острой политической борьбе, в чем находят конкретное отражение перипетии социально-классовых отношений.
Партии, как политический институт, не только объективно обусловлены, но и являются отражением политической жизни общества.
Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.
Политическая партия - это часть населения, класса, социального слоя или слоев. Ее появление политологи относят к периоду становления буржуазной демократии.
В учебной, монографической, справочной литературе встречается более 200 определений и называется более 30 различных разновидностей партии. Это обусловлено сложностью вычленения наиболее сущностных характеристик партии.
Этимологически понятие "партия", как мы отметили ранее, означает часть, сторону целого, элемент. Аристотель говорит о партии долины, партии горы и т.п., имея при этом в виду не партии в современном смысле слова, но ранние политические союзы.
Либеральное понимание партии трактует ее как идеологическое объединение.
Традиционное определение партий связывается с избирательным процессом, выдвижением кандидатов, предвыборной борьбой, стремлением овладеть законодательной и исполнительной властью. Естественно, это определение уязвимо для критики - ведь партии существуют и при отсутствии выборов.
Марксисты подошли к определению партии с классовых позиций, считая ее наиболее сознательной и организованной частью класса, отстаивающей его интересы. Партия наделяется функцией вести за собой не только класс, но все общество и даже все "прогрессивное человечество".
Партия владеет точным знанием будущего, путей и способов его достижения, способностью избавить человечество от эксплуатации, нищеты, неравенства и вражды, привести его к счастью. Партия - мессия, считают последователи марксизма-ленинизма.
Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Особо следует отметить юридическое определение партий . Оно регламентирует:
политический статус и функции партии;
постоянный характер деятельности;
непременное участие в выборах;
степень политического участия;
уровень организации;
возможности в сравнении с другими политическими институтами;
число членов партии и даже название.
С точки зрения юридической не считаются партиями непостоянно действующие организации типа союзов избирателей, различных ассоциаций и т.п.
Важнейшей государственной процедурой, представляющей официальное признание партии, дающей ей государственную защиту, является регистрация. Пройдя официальную государственную регистрацию, партия получает право на участие в выборах, на налоговые льготы, государственное финансирование и т.п.
Наиболее важной характерной чертой партии, как политического института, отличающей ее от других общественных организаций, является стремление к власти.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях:
Социальные функции партии:
представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов;
обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп;
смягчение, примирение конфликтных интересов;
коммуникация между социальными группами и государством.
Теоретические функции партии:
разработка стратегии и тактики;
выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп;
анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества;
уточнение и коррекция политической доктрины.
Идеологические функции партии:
распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения;
пропаганда своих программных целей и политики;
привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;
социально-политическое просвещение.
Политические функции партии:
борьба за власть;
прямое или опосредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства;
подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);
выполнение предвыборной программы;