Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Длительное время отсутствовало содержательное и терминологическое разграничение понятий общества и государства. Первые шаги в их разграничении сделал Н. Макиавелли, введя для обозначения государства особый термин "стато".
Основательное теоретическое разграничение гражданского общества и государства впервые провел Гегель, отдав безусловный приоритет последнему.
Традиция отождествления общества и государства сохраняется и поныне, но уже не в теоретическом, а обыденном сознании. Часто термин "государство" используется в одном смысле с такими понятиями, как страна, нация, отчизна, общество. Надо помнить, что в этой лекции мы рассматриваем государство как орган, как институт политической власти, в отличие от государства - страны.
В этом отношении можно выделить следующие признаки государства:
Наличие права.
Гражданами признается за государством исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения на всей территории страны. С помощью права государство закрепляет определенный порядок общественных отношений, порядок формирования, структуру и организацию государственного аппарата управления.
Суверенитет.
Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых властей внутри страны или других государств.
Отделение публичной власти от общества.
Государство - особая управляющая система, руководящая всеми сферами общественной жизни и опирающаяся на силу закона и аппарат принуждения.
Монополия на легальное применение силы.
Право на взимание налогов и сборов.
Налоги необходимы для содержания государственного управленческого аппарата и материального обеспечения деятельности государства (социальная, военная политика, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
В развитии теоретических представлений о государстве всегда существовали и противоборствовали две линии:
этатическая - положительное отношение к государству, признание его общественной пользы;
антиэтатическая - государственный негативизм, отношение к государству как к социальному и нравственному злу.
Вплоть до 19-го века преобладала этатическая тенденция, связывающая цели государства с усилением государственного же могущества. Даже забота о благе подданных, торжество справедливости и гуманности обосновывалось необходимостью укрепления государственной власти. По отношению к гражданам государство наделялось исключительными правами. Не была признана и развита идея обязанностей государства перед гражданами и идея контроля общества над государством.
Представители антиэтатической линии видели в государстве деспотическую, угнетающую силу, ограничивающую свободу и содействующую рабству.
Св. Августин считал, что земной град должен быть преодолен ради града божьего, царства небесного, в котором "пройдет неправда, упразднится всякое начальствование и власть человеческая ".
Антиэтатические идеи органически присущи социализму.
Т. Мор в "Утопии" утверждал, что "все остальные правительства, которые я вижу или знаю, - это заговор богатых... чтобы можно было заставить бедняков трудиться за самую низкую плату и угнетать их как угодно".
Выдающийся французский мыслитель Сен-Симон критически оценивает государство, в котором "невежество, суеверие, лень и страсть к разорительным удовольствиям составляют удел главарей общества, а способные, бережливые, трудовые люди подчинены им и используются в качестве орудий". Приемлемым, с его точки зрения, является управление, а не политика, управление вещами, а не людьми.
Дальнейшее развитие эта линия получила у К. Маркса, который считал государство аппаратом насилия, создаваемым и используемым эксплуататорами, экономически господствующим классом для охраны и закрепления своего господства. Согласно марксисткой теории "Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина чтобы держать в повиновении одному классу прочие угнетенные классы" (Ленин В. И.).
В принципе, мысль Маркса о том, что государство не может быть социально нейтральным, что оно всегда обслуживает и защищает определенные социальные интересы, абсолютно справедлива. Государство не может одинаково удовлетворять потребности всех социальных групп. Соответственно и сами эти группы оказывают неодинаковое воздействие на государственные решения.
Однако в марксизме была преувеличена служебная, инструментальная роль государства, которое, по Марксу, находится на службе определенного класса. Явно преувеличена роль насилия в осуществлении государственной власти и недооценены другие средства: убеждение, стимулирование, воодушевление, информирование и др.
Предельно завершенная антигосударственная позиция была сформирована анархистами, которые считали социалистическую революцию рубежом перехода к безгосударственному строю.
Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.
Cвязывает возникновение государства с божьим установлением.
Предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.
Выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.
“Контрактная” теория происхождения государства, среди приверженцев которой были английские философы Т.Гоббс и Д.Локк, а также французский мыслитель 18 в. Ж. - Ж. Руссо, опирается на т.н. “теорию общественного договора”, согласно которой государство возникает в результате договора всех членов общества об его учреждении при выходе из “естественного” (родоплеменного) состояния.
Объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.
Конфликтная теория, приверженцами которой выступают американские политологи М.Фрид и Р.Карнейро, основывается на том, что в уже находящемся на родоплеменной стадии человеческом обществе на определенном моменте неизбежно усиливается конкуренция в борьбе за жизненно важные ресурсы, что порождает большое количество внутренних конфликтов и войн. Единственный же выход из подобного состояния - учреждение государственной власти, способной обеспечить порядок.
Весьма своеобразная “торговая теория” (автор - американский политолог М.Уэбб) исходит из того, что существующие еще до создания государств торговые обмены между племенами на больших расстояниях способствуют усилению власти вождей племенных союзов - получая из - за пределов своих владений диковинные товары, они неизбежно усиливают свою власть и влияние, постепенно создавая вокруг себя государственный аппарат.
Видит корни государства в идее, рожденной человеческим гением.
Занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом.
По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов.
Однако история и современность не дают оптимистических оснований надеяться на отмирание государства, и суждение об отмирании государства в бесклассовом обществе можно считать лишь гипотезой.
С точки зрения марксизма, государство появилось в результате общественного разделения труда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации. В силу этого оно является ничем иным, как “машиной подавления в руках господствующего класса” (рабовладельцев, феодалов или буржуазии).
Наконец, “гидравлическая” или “ирригационная” теория происхождения государства, которую американский историк и социолог К.Виттфогель изложил в своей книге “Восточный деспотизм”, рассматривает происхождение государства на примере Древнего Египта. Агроклиматические условия этой страны, известные нам по учебникам истории - пустыня, узкая полоса обрабатываемых земель, орошаемых во время сезонных разливов Нила - требовали регулируемого и равномерного распределения воды между земледельческими общинами. Таким образом, очевидной стала необходимость в централизованной системе орошения, для существования которой, в свою очередь, требовалось специализированное чиновничество; бюрократия же постепенно создает централизованное государство.
Генезис государства в историческом плане можно рассмотреть как совокупность нескольких этапов.
1 этап - античный. Он характерен следующими моментами:
сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);
чередуются республиканские и монархические формы правления;
существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);
экономическая деятельность - удел несвободных.
Государства этого этапа имели четко выраженные две функции:
руководство (господство, подавление) трудом порабощенных;
регулирование отношений в сообществе свободных.
2 этап - средние века. Этот этап характеризуется следующим:
сохраняется сильная монархическая власть;
население - собственность монарха ("государевы люди");
государство доминирует в обществе;
формируются предпосылки и основы государства Нового времени. В это время в научной литературе появляются понятия: владения, земли, княжества, королевства, империи и республика. (от лат. "рес" - вещь, и "публика" - общественное).
3 этап - Новое время (с 17-го в.). На этом этапе:
на Востоке закреплялись монархические и имперские формы государства;
в Европе завершился процесс образования наций, формирования общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран;
изживаются остатки неэкономического принуждения в труде;
формируется личность нового типа;
образуется общество суверенного народа - противовес государству;
образуются централизованные государства - метрополии. К этому времени относится появление теорий о федеральном или конфедеративном устройстве государства.
4 этап - современный. Этот этап характерен:
расширением федеративных и конфедеративных процессов;
углублением демократических процессов;
стабильностью государства благодаря равновесию власти и общества;
распадом государств-метрополий и образованием молодых государств (так называемые государства третьего мира);
распадом государственных объединений типа СССР, Югославия.
Такова история возникновения и эволюции государства.
2. Признаки государства, его функции и цели.
Государство, как институт политической власти, структурно состоит из следующих основных систем:
органы законодательной власти;
органы исполнительной власти;
органы судебной власти.
прокуратура;
полиция, милиция;
таможня служба, таможенные органы;
налоговая инспекция и налоговая полиция;
счетная палата;
органы надзора (экологический, лесной, рыбоохраны и т.п.).
вооруженные силы;
национальная гвардия, внутренние войска, жандармерия, карабинеры и т. п.;
органы безопасности;
пограничная служба, пограничные войска, пограничная стража.
Государство обладает рядом функций, основными направлениями работы. Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства.
1. Политическая, которая включает:
обеспечение политической стабильности;
осуществление властных полномочий;
выработка политического курса.
2. Экономическая - организация, координация и регулирование экономических процессов.