Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии и политологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс. Другой американский политолог Д. Истон  в 1953 г. вводит в науку и само понятие "политическая система".

Сущность системного описания общества наибольшее выражение получила в теоретических построениях Т. Парсонса. Он подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию.

        Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и целостность общества:

o         экономическая подсистема играет роль связующего звена между обществом и природой (функция адаптации);

o         политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция целеполагания);

o         социетальная ("общностная") подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля - от законов до неформальных правил (функция интеграции);

o         подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).

Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы.

С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как систем

        Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:

o         состоять из множества взаимосвязанных структурных элементов. Эта взаимосвязь обеспечивает свойство целостности и единство системы;

o         существовать в рамках внешнего окружения или среды;

o         иметь границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;

o         носить открытый характер (т.е. она подвержена воздействиям, идущим из внешней среды);

o         характеризоваться такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.

        Что выступает внешней средой политической системы? Д. Истон выделил две среды (окружения):

o         интрасоциетальную - другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная;

o         экстрасоциетальную - другие общества, международные институты и отношения.

Но любое общество, в том числе и его политическая подсистема, испытывает влияние внесоциальной - природной - среды. Перечисленные факторы будут детерминировать изменения политической системы. Только реагируя на импульсы, идущие из внешнего окружения, система сохраняет способность к стабильному функционированию и развитию.

        В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем:

o         системная;

o         структурно-функциональная;

o         информационно-кибернетическая.

1. Системная модель впервые была разработана Д. Истоном. Сущность политической системы, в трактовке ученого, раскрывается в ее функции - авторитарном распределении ценностей в обществе. Процесс функционирования системы описывается через отношения обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если найден определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакцию системы на полученную информацию.

"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования общественности (повышение заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, активного участия в политической жизни. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения (законы, указы) и производит действия по их реализации ("выход"). "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".
     Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности.

 

Среда ---                                                                                               ---  Среда

                   Требования        Политическая                             

“Вход” ---                        ---                         ---  Решения и действия --”Выход”    

                   Поддержка              система

Среда ---                                                                                               ---  Среда

 

В данной модели “вход” - это то, что питает систему, а “выход” - это то, что она производит.

      В соответствии с этой концепцией политическая система выполняет две основных функции. Во - первых, функции преобразования, и, во - вторых, функции сохранения и адаптации системы.

      Функции преобразования разделяются на функции “входа” и функции “выхода”.

      Функции “входа”:

1) Выражение (артикуляция) интересов, посредством чего индивиды и социальные группы формулируют свои требования к тем, кто принимает решения;

2) агрегация интересов, т.е. их суммирование и сведение в систему;

      Функции “выхода”:

1) Разработка норм;

2) Применение норм;

3) Применение норм в судебном порядке;

4) Политическая коммуникация (передача политической информации от управляющих к управляемым).

     Функции сохранения и адаптации системы включают в себя:

1) Политическое рекрутирование (процесс, посредством которого отбирается и готовится персонал, выполняющий главные политические роли);

2) Политическая социализация (усвоение индивидом социокультурных элементов среды); освоение, включение во внутренний мир личности социальных и политических норм и стандартов).

 

        Истон выделяет два вида легитимности:

1.      диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;

2.      инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат и поощрение.

И наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.
     2. Структурно-функциональную модель политической системы разработал Г. Алмонд. Политическая система, по его мнению, представляет собой типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений. Главная функция системы - обеспечение легитимного принуждения, что позволяет сохранить общественную стабильность.

        Анализ системы должен осуществляться на двух уровнях:

o         институциональном (исследование политических институтов);

o         ориентационном (исследование политической культуры).

В структурном плане она включает в себя формальные (правительственные органы) и неформальные институты (групповые объединения), поведенческие аспекты этих институтов, активность отдельных граждан.

1.      На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:

o         все политические системы имеют собственную структуру;

o         политическая система многофункциональна;

o         все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными институтами (структурами) системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;

o         все политические системы являются смешанными в культурном смысле;

o         отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.

3. Информационно-кибернетическую модель. К. Дойч предложил информационно-кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей.

        Процесс функционирования системы складывается из нескольких этапов:

o         этап 1: получение информации и формирование блока данных;

o         этап 2: селекция информации: отбор и оценка полученной информации;

o         этап 3: принятие решений;

o         этап 4: реализация поставленных целей.

Принятие решений и их коррекция осуществляются с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.

2. Структура политической системы

Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов):

o         институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций, СМИ (применительно к этой подсистеме ряд исследователей использует понятие "политическая организация общества");

o         коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и принципы взаимодействия, складывающиеся как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

o         нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

o         культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура оказывает огромное влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - придает своеобразие политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

o         функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку.
     Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы.

      1. Собственно политические:

o        государство - фундаментальный элемент политической системы;

o        политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации.

Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти являются непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий.
     2. Несобственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринима-тельские союзы, экологические движения, СМИ и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.
     3. Неполитические организации представлены обществами различного любительского типа (культурные, спортивные и др.). Незначительный политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.

Информация о работе Лекции по политологии