Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

Функциями национальной политики являются: 1) функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельность в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны; 2) организационно-регулятивная функция: функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.; 3) функция интеграции: сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей; 4) функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов; 5) прогностическая функция: разработка превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе; 6) функция воспитания в духе уважения национального достоинства, высокой культуры межнационального общения.

Национализм – явление многоликое и многогранное. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся национальное самосознание, национальная гордость, национальный стыд, дающий возможность самоочищения, стремление к национальному саморазвитию. К отрицательным – признание собственной национальной исключительности, противопоставление своей этнической группы другим, стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов, национальный нигилизм.  

Из изложенного можно сделать общий вывод: нации, как субъекты политической жизни, играют чрезвычайно важную роль в стабилизации (или дестабилизации) всей политической системы общества. Национальная политика государственных органов, политических партий и организаций должны базироваться на общепризнанных мировым сообществом принципах, ибо только на этой основе можно достичь оптимизации межнациональных отношений на всех уровнях.

 

Вопросы для самоконтроля

1.           Как Вы понимаете интернационализм и демократизм в национальных отношениях?

2.           Причины возникновения национальных конфликтов.

3.           Что такое национальная политика и в чем особенности ее проведения?

4.           Какое значение имеют этнические факторы в политике?

5.           На чем основан, на ваш взгляд, феномен нации - на объективных или субъективных факторах?

6.           По каким признакам определяется национальность личности? В чем разница между внутренней и внешней национальной идентификацией?

7.           Перечислите основные подходы к объяснению феномена нации.

8.           Как соотносятся понятия нация и государство?

9.           Каковы исторические типы национализма? В чем отличие национализма от расизма?

10.      Чем отличается многонациональное государство от государства моноэтнического?

11.      Что такое «национальный вопрос» и какими путями он может быть решен?

 

Список рекомендуемой литературы:

              Балгимбаев А.С. Политология Саясаттану: - Алматы. - 2003 1 ч.

           Иванова Л.М. Миграционные процессы и политика Республики Казахстан. -Алматы: «Карасай» , 2006. - 172с.

              Ирхин Ю.В. Политология: Учб. - М.: Юрист, 2001

              Основы политологии: Учебно-мет.пособие:Крат.учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2000

              Зеленов Л.А. Основы политологии: Учеб.пособие/-М.: ВЛАДОС, 2000

              Панарин А.С. Политология: Учебник/ А.С.Панарин. - М.: Проспект, 1997

              Пугачев В.П. Введение в политологию: Учебник для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 1997

              Политология: Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет 2000

 

 

Лекция 5.

Власть как политический феномен

 

Содержание темы:

Понятие власти. Концепции власти. Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти. Государственная власть как высшая форма политической власти.

Структура власти: институты власти, функции и ресурсы власти.

Принципы организации и функционирования власти. Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный, патриархальный, подданический и активистский.

Необходимость политической конкуренции и оппозиции в обществе.

Власть и оппозиция, их взаимодействие в РК.

 

План лекции:

        Понятие власти. Концепции власти.

        Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти.

        Структура власти: институты власти, функции и ресурсы власти.

        Легитимность власти

 

Введение

 

Проблема власти – центральная проблема курса политологии. Происхождение власти, ее сущность, формы – все это и многое другое с давних пор является предметом дискуссий ученых самых различных гуманитарных наук. До сего времени не существует общепризнанного определения власти. Некоторые исследователи говорят даже о невозможности строго научного определения понятия «власть», о своеобразной «вечной таинственности» этого социального феномена. Эти сложности связаны, прежде всего, с многомерностью, всеохватностью самого явления власти. И действительно, с момента своего рождения и до самой смерти (а иногда и после своей смерти) человек сталкивается с ее разнообразными ликами, оказывается включенным в сложные хитросплетения субъектно-объектных отношений власти. Немало проблем вызвано также и спецификой гуманитарных наук. Ученые-политологи, как и все обществоведы, исследуя свой предмет, прибегают к абстракции, к построению моделей тех или иных явлений. При этом неизбежно сказываются различия мировоззренческих и методологических подходов, несовпадения идеологических пристрастий и пр.

Рассматривая многообразие властных отношений, политология сосредоточивает главное внимание на выявлении специфики политической власти. Различные научные школы стремятся объяснить ее содержание, источники, ресурсы, формы, механизм, исходя из своих методологических подходов к пониманию общественной жизни. Особое значение изучение проблем власти имеет в демократическом обществе, где каждый человек имеет возможность быть не только объектом, но и субъектом политики, а, следовательно, должен делать свой политический выбор осознанно, с пониманием сути явлений, происходящих в политике.

 

 

1. Понятие власти. Концепции власти.

Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.

 В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:

o                          силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;

o                          волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);

o                          власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);

o                          телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;

o                          инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;

o                          конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;

o                          структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.

Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.
     Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.

1. Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого.

1.                      Этот подход представлен несколькими вариантами:

a.                       теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;

b.                       теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов, занимает более высокое социальное положение;

c.                       теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.

2. Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство любой социальной системы.

 В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:

o                          власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;

o                          мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;

o                          микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса и выполняемых субъектом ролей;

o                          коммуникативный подход (Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Подлинное проявление власти заключается в способности прийти к определенному соглашению и обеспечить интеграцию общества;

o                          постструктуралистский подход, представленный теориями М. Фуко и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектна и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношение между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие "поле" и из экономики - "капитал", конструирует понятие "символической власти", которая представляет собой совокупность капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в "политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут изменяться.

3. Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.

 Выделяется несколько вариантов трактовок:

o                          силовая модель (Г. Лассуэлл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс - стремление (воля) к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;

o                          рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;

o                          игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.

Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта.

Природа власти - первоисточник власти

Информация о работе Лекции по политологии