Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций
15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.
Функциями национальной политики являются: 1) функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельность в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны; 2) организационно-регулятивная функция: функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.; 3) функция интеграции: сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей; 4) функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов; 5) прогностическая функция: разработка превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе; 6) функция воспитания в духе уважения национального достоинства, высокой культуры межнационального общения.
Национализм – явление многоликое и многогранное. Он имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся национальное самосознание, национальная гордость, национальный стыд, дающий возможность самоочищения, стремление к национальному саморазвитию. К отрицательным – признание собственной национальной исключительности, противопоставление своей этнической группы другим, стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов, национальный нигилизм.
Из изложенного можно сделать общий вывод: нации, как субъекты политической жизни, играют чрезвычайно важную роль в стабилизации (или дестабилизации) всей политической системы общества. Национальная политика государственных органов, политических партий и организаций должны базироваться на общепризнанных мировым сообществом принципах, ибо только на этой основе можно достичь оптимизации межнациональных отношений на всех уровнях.
Вопросы для самоконтроля
1. Как Вы понимаете интернационализм и демократизм в национальных отношениях?
2. Причины возникновения национальных конфликтов.
3. Что такое национальная политика и в чем особенности ее проведения?
4. Какое значение имеют этнические факторы в политике?
5. На чем основан, на ваш взгляд, феномен нации - на объективных или субъективных факторах?
6. По каким признакам определяется национальность личности? В чем разница между внутренней и внешней национальной идентификацией?
7. Перечислите основные подходы к объяснению феномена нации.
8. Как соотносятся понятия нация и государство?
9. Каковы исторические типы национализма? В чем отличие национализма от расизма?
10. Чем отличается многонациональное государство от государства моноэтнического?
11. Что такое «национальный вопрос» и какими путями он может быть решен?
Список рекомендуемой литературы:
Балгимбаев А.С. Политология Саясаттану: - Алматы. - 2003 1 ч.
Иванова Л.М. Миграционные процессы и политика Республики Казахстан. -Алматы: «Карасай» , 2006. - 172с.
Ирхин Ю.В. Политология: Учб. - М.: Юрист, 2001
Основы политологии: Учебно-мет.пособие:Крат.учебни
Зеленов Л.А. Основы политологии: Учеб.пособие/-М.: ВЛАДОС, 2000
Панарин А.С. Политология: Учебник/ А.С.Панарин. - М.: Проспект, 1997
Пугачев В.П. Введение в политологию: Учебник для студ. Вузов - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс, 1997
Политология: Учебное пособие. - Алматы: Газа- университет 2000
Лекция 5.
Власть как политический феномен
Содержание темы:
Понятие власти. Концепции власти. Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти. Государственная власть как высшая форма политической власти.
Структура власти: институты власти, функции и ресурсы власти.
Принципы организации и функционирования власти. Типы легитимности: традиционный, харизматический и рационально-легальный, патриархальный, подданический и активистский.
Необходимость политической конкуренции и оппозиции в обществе.
Власть и оппозиция, их взаимодействие в РК.
План лекции:
Понятие власти. Концепции власти.
Понятие политической власти и ее особенности. Формы политической власти.
Структура власти: институты власти, функции и ресурсы власти.
Легитимность власти
Введение
Проблема власти – центральная проблема курса политологии. Происхождение власти, ее сущность, формы – все это и многое другое с давних пор является предметом дискуссий ученых самых различных гуманитарных наук. До сего времени не существует общепризнанного определения власти. Некоторые исследователи говорят даже о невозможности строго научного определения понятия «власть», о своеобразной «вечной таинственности» этого социального феномена. Эти сложности связаны, прежде всего, с многомерностью, всеохватностью самого явления власти. И действительно, с момента своего рождения и до самой смерти (а иногда и после своей смерти) человек сталкивается с ее разнообразными ликами, оказывается включенным в сложные хитросплетения субъектно-объектных отношений власти. Немало проблем вызвано также и спецификой гуманитарных наук. Ученые-политологи, как и все обществоведы, исследуя свой предмет, прибегают к абстракции, к построению моделей тех или иных явлений. При этом неизбежно сказываются различия мировоззренческих и методологических подходов, несовпадения идеологических пристрастий и пр.
Рассматривая многообразие властных отношений, политология сосредоточивает главное внимание на выявлении специфики политической власти. Различные научные школы стремятся объяснить ее содержание, источники, ресурсы, формы, механизм, исходя из своих методологических подходов к пониманию общественной жизни. Особое значение изучение проблем власти имеет в демократическом обществе, где каждый человек имеет возможность быть не только объектом, но и субъектом политики, а, следовательно, должен делать свой политический выбор осознанно, с пониманием сути явлений, происходящих в политике.
Осью, вокруг которой вращается вся политическая жизнь, является власть. Она вездесуща и пронизывает все структуры общества, выступая его цементирующим элементом, поддерживая внутреннюю целостность, организованность и иерархичность общественных отношений. Общество, лишенное власти, пронизано хаосом.
В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
o силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
o волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению (М. Вебер);
o власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: "власть А над Б есть способность добиваться того, чтобы Б никогда не сделал бы без воздействия А" (Р. Даль);
o телеологическое, в соответствии с которым власть - это достижение определенных целей;
o инструменталистское, трактующее власть как способность к мобилизации ресурсов для достижения определенных целей;
o конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанной со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
o структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.
Приведенные определения не являются взаимоисключающими. Акцентируя внимание на различных аспектах власти, они взаимно дополняют друг друга.
Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько концептуальных подходов в рассмотрении сущности власти.
1. Реляционистские теории (от англ. relation - отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого.
1. Этот подход представлен несколькими вариантами:
a. теория сопротивления рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие "сила власти", которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
b. теория обмена трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Это подчеркивает асимметричный характер отношений власти: тот, кто обладает излишками ресурсов, занимает более высокое социальное положение;
c. теория раздела сфер влияния (Д. Ронг) ставит под сомнение вопрос относительно асимметричности отношения власти. Власть - это взаимодействие, где участники периодически меняются ролями. Например, профсоюз контролирует найм рабочей силы, наниматель же диктует время и место работы. Таким образом, в ряде ситуаций подчиненные имеют власть над руководителями.
2. Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство любой социальной системы.
В рамках этой концепции выделяют несколько направлений:
o власть как атрибут макросоциальной системы. Так, для Т. Парсонса власть - это обобщенный посредник в политической системе. Он сравнивал ее с деньгами, которые выступают обобщенным посредником экономического процесса. Власть понимается как реальная способность системы аккумулировать свои интересы, достигать поставленных целей;
o мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;
o микроподход трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других. Сама способность влиять вытекает из статуса и выполняемых субъектом ролей;
o коммуникативный подход (Х. Аренд, К. Дойч, Ю. Хабермас) понимает власть как средство многостороннего институционального общения. Подлинное проявление власти заключается в способности прийти к определенному соглашению и обеспечить интеграцию общества;
o постструктуралистский подход, представленный теориями М. Фуко и П. Бурдье. Фуко отказался от традиционного рассмотрения сущности власти через проблему насилия и соотношения ее субъекта и объекта. Власть бессубъектна и ее нельзя присвоить. Она выступает не как отношение между субъектами, а как действие в ответ на действие. Это действие трансформирует поведение других. Соотношение сил будет постоянно видоизменяться. Бурдье, взяв из физики понятие "поле" и из экономики - "капитал", конструирует понятие "символической власти", которая представляет собой совокупность капиталов (экономический, культурный капитал, репутация, престиж), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в "политическом поле". Сами позиции и капиталы субъектов могут изменяться.
3. Бихевиоралистские концепции власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Сущность власти коренится в природе человека: его биологических или психологических особенностях.
Выделяется несколько вариантов трактовок:
o силовая модель (Г. Лассуэлл) основывается на том, что первопричиной власти является психологический импульс - стремление (воля) к власти. Из столкновений и взаимодействий индивидуальных воль к власти строится вся политическая материя. Сама же власть проявляется в принятии решений и в контроле над ресурсами;
o рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, конкуренция, стремление к выгоде;
o игровая модель (Ф. Знанецкий) предполагает, что на политическом рынке субъекты различаются не только различными запасами власти, но и способностями, гибкостью стратегии, азартом. Борьба за власть может мотивироваться "игровым" характером, доставляющим удовлетворение участникам. Политика - это поле игры, театр, где успех зависит от ловкости, от актерства и способности субъекта к перевоплощению.
Разнообразие научных подходов подтверждает многозначность проявлений власти. В приведенных выше подходах власть трактуется либо как характеристика индивидуума (персональная власть), либо как ресурс или товар. Наиболее популярно рассмотрение власти как взаимодействия (отношения), структурными компонентами которого будут субъект и объект. Субъект - активная сторона, выступающая причиной изменения действий другого - объекта.