Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:56, реферат
В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже
для наших дней.
Оглавление
Введение
В процессе
исторического развития нет
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность
его личности и лучшее
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже
для наших дней.
Время жизни
Платона античные источники
– с 427 (по некоторым сведениям – 429) по 347 г. до н. э. Происхождения
он был очень знатного. Его отец, Аристон, происходил из рода Кодридов,
его мать, Периктиона, - из дома Солона. Подлинное его имя – Аристокл,
Платон – прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за
физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платос»
в переводе
с греческого означает «
О жизни Платона достоверно известно немногое. Как и все юноши его
сословия, он получил
хорошее воспитание и
в его биографии связывают с именем Сократа. В 20 лет Платон стал
слушателем сократовских бесед, обратился к диалектике и философии. После
казни своего учителя (399 г. до н. э.) Платон был вынужден бежать из
Афин. Скитаясь по миру, побывал в Мегаре, Кирене, Сиракузах, Египте,
приобщаясь к мудрости знаменитых ученых. По возвращении в Афины Платон
основал школу,
получившую в честь героя
Последние годы
его преподавания в школе
сотрудничеством с Аристотелем, его гениальным учеником. После себя
Платон оставил
огромное количество
числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как
«Государство»,
«Законы», «Федр», «Протагор» и другие.
Даже из столь
скудных сообщений о
этой личности
незаурядную одаренность,
искусствам, неуемный
политический темперамент и
идеалу. Неудивительно,
что слава сопутствовала
после смерти его имя с благодарностью и восторгом передавалось из
поколения в
поколение.
Центром того, что Платон создал в области науки, он сам всегда называл
свое учение
об идеях. Многие
данное учение – своеобразное «ядро» всей философии Платона.
Первоначально представляя собой логическую теорию, оно обратилось в
мировоззрение и общий принцип философской науки. Вместе с тем,
идеалистическая
диалектика Платона не
остальных учений великого философа, а наоборот, являясь в принципе их
основой, она
гармонирует и дополняет все
стороны платоновской
Глава 1. Мотивы
и предпосылки возникновения
учения об идеях
Платоновская
идеалистическая диалектика
материализма Демокрита и гераклитовской диалектики логоса и мира вещей,
а также против
античной софистики.
Как и всякая
великая эпоха в истории
обусловлена постановкой гносеологической проблемы, – размышлением о
сущности знания.
Этот поворот мышления в
себя совершается
здесь впервые, и великое
заключается именно в том, что он в этом повороте увидел существенную и
самую важную
сторону деятельности Сократа.
В «Хармиде», где речь идет о понятии самообладания, Платон развивает ту
мысль, что
нравственное требование
вид знания, объектом которого служат не другие предметы, как у
обыкновенного знания, а оно само, т.е. имеет в виду знание о знании. Это
заимствованный
Платоном без всяких урезок
принцип Сократа.
Ядром научной
доктрины Платона является
знания, и в
ответе на этот вопрос он
превзошел Сократа.
Сократ всегда ограничивался тем, что для всякого вопроса практической
жизни искал общего правила, на основании которого данный вопрос должен
быть решен. Его жизненным идеалом было хотение по правилам.
Философствование
Сократа, по содержанию
прочных нравственных
принципов, приняло форму
понятиях.
Эта же задача
была руководящей и для
большие размеры
и разветвилась в нескольких
направлениях.
Известную роль играло при этом прежде всего то обстоятельство, что в
Платоне, рядом с этико-политическим, возник и чисто научный интерес к
математическому
познанию.
Несомненно, что в своей философии Платон в такой же сильной степени
находился под
влиянием математических
способствовал развитию греческой математики. Платон увидел в
математических проблемах благодатную почву для исследования при помощи
понятий, - область
точных определений и
доказательств.
Сократовское требование, чтобы знание выражалось понятиями, у Платона
распространилось с практических на теоретические проблемы, а это должно
было вызвать изменения в самом процессе образования понятий. Сократ
старался вывести
общие правила и понятия
представлений,
отыскивая и сравнивая
индуктивный прием
был недостаточен для
Платон должен был осознать недостаточность сократовской схемы, как
только его задача – знание, выражаемое в понятиях – предстала перед ним
в более широких
размерах.
Знание, выражающееся в понятиях, должно проследить также и подразделение
родовых понятий на видовые; оно должно сделать своей задачей изложение
порядка и связи всех понятий между собой. Для подразделения Платон
перенял метод элейцев: исследование вопроса, рассматривая сначала одно
возможное решение,
а затем другое – прямо
метод гипотетического
исследования понятий,
пригодность и
достоверность добытого
правильностью
следствий, которые из него
можно вывести.
Все эти действия,
- отыскивание понятий, их
определенном порядке, их гипотетическое исследование, Платон соединил
общим именем диалектики; понятия же, которыми занимается последняя, он
назвал идеями.
Глава 2. «Мир
идей» и «мир вещей»
Суть философской концепции Платона состоит в том, что первоосновой мира
является не материальная, а идеальная сущность – «идея». Согласно этому
учению, мир вещей,
воспринимаемых посредством
истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают,
изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного. И
все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то
образом они «причастны» ему. А именно: всем, что в них есть истинно
сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны причинам. Эти
причины –
формы вещей, не
умом, бестелесные и нечувственные. Платон называет их видами и – гораздо
реже – идеями. Виды, идеи – зримые умом формы вещей. Каждому классу
предметов чувственного мира, например классу коней, соответствует в
бестелесном мире некоторый вид, или идея, - вид коня, идея коня. Этот
вид уже не может быть созерцаем чувствами, как обычный конь, но может
быть лишь созерцаем умом, к тому же умом, хорошо подготовленным к такому
постижению.
Многие современники Платона не понимали, что, по учению Платона, виды
может созерцать только ум, и потому возражали против платоновской
гипотезы идей. Например, глава школы киников Антисфен вступил с
философом в спор: «Этого коня перед собой я вижу, а вот «идеи» коня,
«конности», «лошадности», о которой ты, Платон, твердишь, я не вижу».
Платон отвечал ему, и смысл его возражений был таков: «Да, «идеи» коня
ты не видишь,
но это происходит только
увидеть ее
обычными глазами. Я же
«глазами ума»,
с помощью «интуиции ума» ».
Платон думал, что идея – бестелесна, что ее нельзя видеть при помощи
чувственного зрения, потому, что идея – общее для всех обнимаемых ею
предметов. Коней в чувственном мире множество, а идея коня в
умопостигаемом мире – некоторая целостность, и, как такая целостность,
она – только одна. Эта идея – то, что всякого чувственно воспринимаемого
коня делает именно конем, и ничем другим. Но общее для многих предметов
не может открыться чувствам. По своей природе оно бестелесно,
запредельно по
отношению ко всему
Таким образом, Платон отделил созерцаемое чувствами от созерцаемого
умом, перенес «умопостигаемые» предметы в какую-то «занебесную», по его
собственному
выражению, область. В
который первоначально обозначал лишь созерцаемую умом форму или причину
чувственных вещей,
стал обозначать бытие
сверхчувственное.
Гипотеза постигаемых умом
учением философского
идеализма.
Ход мыслей
Платона был таков. По