«Идеальное» государство Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 11:10, контрольная работа

Описание работы

Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага.

Платона считают автором первой коммунистической утопии. И это действительно так. Более того, в его представлениях присутствуют черты военного коммунизма с его казарменной идеологией и психологией.

Цель данной контрольной работы — раскрытие основных положений учения Платона о

государстве и праве, а также обобщение и систематизация материала по теме.

Работа содержит 1 файл

Аскера.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

Социально-экономический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

«Идеальное» государство Платона 

Выполнил

Баков А.

Гр.15-0903 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань 2010

Введение.

    

  Творчество  Платона  играет огромную роль не только для его современников, но и

оказавалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.

      Многие ученые и философы признают, что Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих  из  них  отмечена печатью его творческого гения.  Многие  положения  о  государстве  и  праве, высказанные Платоном в его учении, остаются актуальными  и  современными  до наших дней.

      В истории философской мысли   после  Платона  еще  не  было  ни  одного столетия, когда бы не спорили о Платоне,  то  непомерно  его  восхваляя,  то принижая в каком-либо отношении.

      Изучению жизни, творчества и  учения  Платона  о  государстве   и  праве посвящено большое количество литературы.  Значение  его в истории   столь   велико,   что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.

     Учение  Платона есть философский идеализм. И Платона по праву считают  основателем этого направления  в философии. Философский идеализм - это признание первенства идеального по отношению к материальному.

     Идеальное государство - вот что стоит в  центре всей философии Платона. Идеальным  государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это  идея Всеобщего Блага.

Платона считают автором первой коммунистической утопии. И это действительно так. Более того, в его представлениях присутствуют черты военного коммунизма с его казарменной идеологией и психологией.

     Цель данной контрольной работы — раскрытие основных положений учения  Платона о

государстве и праве, а также  обобщение и систематизация  материала по теме. 
 
 
 
 
 

Философские взгляды Платона.

       Платон говорит: «Мир — это  не просто телесный космос, и  не отдельные предметы и явления:  в нем общее совмещено с  единичным, а космическое — с человеческим. Космос — это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте.

       По Платону, мир по природе  двойствен: в нем различается  видимый мир изменчивых предметов  и невидимый мир идей. Так, отдельные  деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное  бытие, а конкретные, чувственно  воспринимаемые вещи — нечто  среднее между бытием и небытием: они только тени  идей, их слабые копии.

     Идея  — центральная категория в  философии Платона. Идея вещи есть нечто  идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергииностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. paradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в христианстве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому наказанию «нечестивцев». [4;55]

       Платон был настолько умен, что  понимал невозможность полного  отделения небесного царства  идей от самых обыкновенных  земных вещей. Ведь теория идей  и возникла у него только  на путях осознания того, что  такое вещи и что возможно  их познавание. Греческая мысль  до Платона  не знала понятия «идеальное» в собственном смысле этого слова. Платон же выделил этот феномен как нечто самосущее. Он приписал идеям изначально отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это, в сущности, является удвоением бытия, что составляет суть объективного идеализма.

Идея  души. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает  в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную  землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминает  о мире идей». Здесь Платон имел в  виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы  своей жизни душа разрешает  еще до рождения; появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом, Душа, по Платону, — бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души — основа добродетели и мудрости, пылкая — мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. «Мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая, утверждая и отрицая» . Гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным началом разума дает гарантию справедливости как неотъемлемого свойства мудрости .[4 56].

О познании и диалектике. В своем учении о  познании Платон недооценивал роль чувственной  ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Он даже советовал для познания истины « закрыть глаза и заткнуть уши », дав простор разуму. Платон подошел к познанию с позиций  диалектики. Что такое диалектика? Это понятие происходит от слова  «диалог» — искусство рассуждать, притом рассуждать в общении, значит — спорить, оспаривать, что-то доказывать, а что-то опровергать. В  общем диалектика — это искусство «поисково думать», при этом думать строго логично, распутывая всевозможные противоречия в столкновении разных мнений, суждений, убеждений.

О категориях. Ранняя греческая мысль в качестве философских категорий рассматривала  стихии: землю, воду, огонь, воздух, эфир. Затем категории приобретают  вид обобщенных, отвлеченных понятий. Так они выглядят и поныне. Первая система из пяти основных категорий  предложена Платоном: сущее, движение, покой, тождество, различие. Мы видим  здесь вместе и категории бытия (сущее, движение) и логические категории (тождество, различие). [4; 57] 
 

«Идеальное  государство» Платона.

3.1.Воззрения на общество и государство.

     С учением о человеке и душе тесно  связана теория государства Платона. Антропология и этика греческого философа, так же как и его онтология, имели целью создание совершенного человеческого общества, а поскольку  жизнь греческих сообществ протекала в полисах - городах-государствах - создание идеального государства. Платоновская этика ориентирована не на формирование совершенной личности, а скорее на формирование совершенного человеческого рода, совершенного общества. Она имеет не индивидуальную направленность, как, например, у стоиков или эпикурейцев, а социальную и потому органически сращена с политической теорией Платона.

     Платон  делит людей на три разных типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них  преобладающей: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Если преобладает разумная, то это люди, которые стремятся созерцать красоту и порядок идей, устремлены к высшему благу. Они привержены правде, справедливости и умеренности во всем касающемся чувственных наслаждений. Их Платон зовет мудрецами, или философами, и отводит им роль правителей в идеальном государстве. При преобладании аффективной части души человек отличается благородными страстями - храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу. Это качества, необходимые для воинов, или "стражей", которые заботятся о безопасности государства. Наконец, люди "вожделеющего" типа должны заниматься физическим трудом, ибо они с самого начала принадлежат к телесно-физическому миру: это - сословие крестьян и ремесленников, обеспечивающих материальную сторону жизни государства.

     Есть, однако, добродетель, общая для всех сословий, которую Платон ценит очень  высоко: это мера. Ничего сверх меры - таков принцип, общий у Платона  с большинством греческих философов; к мере как величайшей этической  ценности призывал своих сторонников  Сократ: умеренность как добродетель  мудреца чтили Аристотель, стоики и эпикурейцы.

     Согласно  Платону, справедливое и совершенное  государство - это высшее из всего, что  может существовать на Земле. Поэтому  человек живет ради государства, а не государство - ради человека. В  учении об идеальном государстве  мы находим ярко выраженное господство всеобщего над индивидуальным.[5; 53] 

3.2. Цели  и задачи государства Платона.

      Многие  считают,  что  целью  идеального  общества  является  максимальное  удовлетворение  желаний  каждого  человека,  при  условии,  что  они  не  противоречат  желаниям других людей. Для Платона же все эти желания и стремления не имеют никакой ценности, так как направлены на достижение тех или иных целей в материальном, то есть призрачном, мире. В знаменитом отрывке о пещере (Государство) он уподобляет этот мир искаженным теням на одной из стенок этой пещеры, лицом к которой прикованы узники. По  одним  лишь  этим  теням  нельзя  получить  представление  о  том,  что  на  самом  деле происходит, как в самой пещере, так и  за ее пределами. Для того чтобы постичь истину необходимо  освободиться  от  оков  и  выйти  наружу,  навстречу  божественному  свету. Оковами же, по Платону, являются чувства и ощущения. Когда душа пользуется телом, -

говорит  он, -  исследуя  что-либо  с  помощью  зрения,  слуха  или  какого-нибудь  иного 

чувства (ведь  исследовать  с  помощью  тела  и  с  помощью  чувства  одно  и  то  же!),  тело

влечет  ее  к  вещам,  непрерывно  изменяющимся,  и  от  соприкосновения  с  ними  душа

сбивается  с  пути,  блуждает,  испытывает  замешательство  и  теряет  равновесие  точно 

пьяная.

      Смерть,  как  считает Платон,  освобождает  душу  от  этой  порочной  зависимости,  но

лишь  на некоторое время. Потому что, по мнению философа, душа обремененная тягой  к

материальному все равно будет возвращаться на землю в различных телесных оболочках.

Отсюда  следует  вывод  о  том,  что  приблизится  к  божественному  можно только  через

правильное  воспитание души. И такое воспитание является главной целью платоновского

государства.  Поскольку  душе  предстоит  освободиться  от  привязанности  ко  всему 

телесному,  и в наибольшей  степени от  желаний,  то  основной  задачей идеального

Информация о работе «Идеальное» государство Платона