Идеальное государство Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:05, реферат

Описание работы

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип государства.

Работа содержит 1 файл

Идеальное государство платона.doc

— 39.00 Кб (Скачать)
 

        Идеальное государство Платона.

    В истории  политических учений утопия Платона  является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и  отражение ряда реальных черт современных  Платону государств, например, Египта, и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип государства.

    Платону рисовалось идеальное государство  во главе с философами, созерцателями  чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные  ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники.

    Наилучшая государственная система должна обладать силой собственной организации и средствами защиты, во-вторых, она должна осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, она должна руководить духовной деятельностью и творчеством.

    В утопическом  государстве Платона необходимые  для общества виды работ разделены  между специальными разрядами граждан, за основу для распределения Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нравственным задаткам и свойствам.

    При этом основная мысль Платона состоит  в утверждении, что потребности граждан, разнообразны, но способности каждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. Отсюда выводится необходимость возникновения общежития или города.

    Для Платона характерно, что разделение труда он рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей.

    Доблести: мудрость, мужество, сдерживающая мера, справедливость.

    Под мудростью  Платон понимает высшее знание. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столько талант руководства государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей.

    Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем настоящее время зла.

    Вторая  доблесть - мужество. Оно так же свойственно  лишь небольшому кругу лиц, хотя в  сравнении с мудрыми этих лиц  больше.

    В отличие  от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного государства, или сдерживающая мера, есть доблесть, принадлежащая всем членам государства. Все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государстве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряющее дурные порывы.

    Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в государстве и  обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и  каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.

    В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться, прежде всего, на потребностях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочисленные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального труда.

    Потребность во ввозе необходимых продуктов  и товаров из других стран требует  производства в государстве излишка  товаров для внешней торговли ими, а также увеличения числа  рабочих, изготавливающих соответствующие товары.

    В свою очередь, развитая торговля требует  деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу (торговцев). Также возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.

    Торговля, обмен товарами и продуктами необходим  государству не только для внешних  сношений, но и внутри государства. Отсюда Платон выводит необходимость  рынка и чеканки монеты как  единицы обмена.

    Государством  у Платона руководят, как и  в олигархии, немногие. Но в отличие от олигархии, где правителями отнюдь не бывают ни самые одаренные, ни наилучшим образом подготовленные, в государстве Платона правителями могут стать только лица, способные хорошо управлять государством. Во-первых, в силу природных задатков, во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки.

    Платон  был уверен, что некоторым людям  по самой их природе подобает быть философами и правителями государства, а всем прочим надо заниматься не этим, а следовать за теми, кто руководит. Люди, наделенные высшими нравственными и умственными задатками, могут родиться и в низшем общественном классе, и, наоборот, рожденные от граждан обоих высших классов могут оказаться с низкими душами.

    Поэтому в обязанности правителей входит обязанность и право исследовать нравственные задатки детей и распределять их между тремя основными классами государства.

    Полная  обособленность классов платоновского  утопического государства сказывается  даже во внешних условиях их существования. Так, воины не должны проживать в местах, где живут работники производительного труда. Питание воинов происходит в общих столовых. Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег.

    Для стражей  возможно лишь соединение мужчин с  женщиной для рождения детей, семья  для них, в сущности, невозможна.

    Как только рождается младенец, его отбирают у матери и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных  направляют  к кормилицам, а худших обрекают на гибель в скрытом месте. Впоследствии матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рождены ими, а какие - другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины - общими женами всех стражей.

    Общность  достояния, отсутствие личной собственности  делает невозможным и возникновение  судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений.

    Многие  исследователи Платона ломали себе голову по поводу положения класса земледельцев и ремесленников в идеальном государстве. Многие полагали, что это рабы, что это означает у Платона увековечивание рабовладельческого государства. Однако его ремесленники не рабы, они свободны. Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности. В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.

    В идеальном  государстве Платона не только работники  напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы.

    Прошедшие тысячелетия показали, что последующие  утопии недалеко ушли от прародительницы, созданной гением Платона, который  ярко проявился и в создании основ  объективного идеализма и разработке его в целостном виде.

Информация о работе Идеальное государство Платона