Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:23, реферат
Платон - древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. Одна из основных тем учения Платона - справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде "Государство" и развита"Законах". Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает в афинской школе для своих учеников условия идеального государства.
«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя» (Платон)
Введение ……………………………………………………………………….3
Учения Платона………………………………………………………………..5
Идеальное государство Платона……………………………………………...7
- цели и задачи платоновского государства……………………………..8
- различные типы государства…………………………………………...9
- основы реального государства…………………………………………11
- второе по совершенству государство………………………………….16
- воспитание стражей и правителей……………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….21
Список литературы……………………………………………………………23
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Уральский государственный горный
университет»
Инженерно–экономический
факультет
Кафедра
философии
РЕФЕРАТ
Учение
Платона об идеалах
в аналоге «О государстве
»
Екатеринбург
2010
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….3
Учения
Платона……………………………………………………………
Идеальное
государство Платона……………………………
- цели и задачи платоновского государства……………………………..8
- различные типы государства…………
- основы реального государства……
- второе по совершенству
- воспитание стражей и
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Платон - древнегреческий философ, классик
философской традиции. Учение Платона
пронизывает не только мировую философию,
но и мировую культуру. Одна из основных
тем учения Платона - справедливое (идеальное)
государство. Она претерпевала изменения
от момента несправедливого осуждения
Сократа в Афинах и до конца жизни Платона.
Теория идеального государства наиболее
полно представлена Платоном в труде "Государство"
и развита"Законах". Убежденный в
том, что достойную жизнь можно вести только
в совершенном государстве, Платон создает
в афинской школе для своих учеников условия
идеального государства.
«Справедливость столь
же хранит государство,
сколь и человеческую
душу, поэтому раз невозможно
всегда сохранять правильное
государственное устройство,
необходимо построить
его внутри себя» (Платон)
В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Совсем не случайно двумя самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы . В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу. Политико-правовая тематика исследуется и в других многочисленных платоновских диалогах, таких как Антология Сократа , Политик , Критий , Протагор , Горгий .
С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Им были впервые поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. Одни из них, такие как К.Поппер и Б.Рассел подвергли Платона резкой критике как защитника тоталитарного строя. Другие, как например, В.Ф.Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости. А третьи, как Р.Пельман, видели в Платоне антикоммуниста призывавшего к борьбе против народных масс.
Характерно, что почти все исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку. И в этой работе мы попробуем доказать ошибочность этого мнения.
Хотелось
бы также опровергнуть распространенный
тезис о противоречивости суждений
Платона на тему общества и государства.
У многих исследователей вызывает недоумение
соседство в его работах
И для
того, чтобы оценить то грандиозное
сооружение, каким является идеальное
государство Платона, необходимо выяснить,
какие задачи ставит перед собой
такое общество. И потом уже, исходя
из этого, изучить мнение Платона, как
об идеальном государстве, так и о других
типах государств. Примерно такому же
плану мы будем следовать и в этой работе.
Учения
Платона
О философии
Философия для Платона - это не только познавательный процесс, но и стремление души к сверхчувственному миру идей, и потому она тесно связана с Любовью. По мнению Платона, не занимаются философией только Боги или те, кто полностью невежествен и самонадеянно считает, что знает все. И, напротив, философией занимается только тот, кто чувствует потребность в знании и охвачен желанием познать мудрость. Это напряжение, порожденное недостатком знания и огромным желанием его, Платон определяет как Эрос, Любовь, стремление к Красоте, понимавшейся им как порядок и гармония.
Учение
Платона об идеях
Учение об идеях - центральный элемент
философии Платона. Он трактовал идеи
как некие божественные сущности. Они
- вечные, неизменные, не зависящие от условий
пространства и времени. В них обобщена
вся космическая жизнь: они управляют
Вселенной. Это архетипы, вечные образцы,
по которым из бесформенной и текучей
материи организуется все множество реальных
вещей. Идеи обладают своим собственным
существованием в особом мире, и вещи существуют
только постольку, поскольку они отражают
ту или иную идею, поскольку та или иная
идея в них присутствует. По отношению
к чувственным вещам, идеи являются одновременно
и их причинами, и целью, к которой стремятся
существа чувственного мира. При этом
между идеями существуют отношения координации
и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного
Блага, источник истины, красоты и гармонии.
Теория
познания
Теория
познания Платона строится как теория
воспоминания, руководящим началом при
этом выступает разум или разумная часть
души. По Платону, душа бессмертна, причем
до рождения человека она пребывает в
запредельном мире, где она наблюдает
блистательный мир вечных идей. Поэтому
в земной жизни души человека оказывается
возможным постижение идей как припоминание
о виденном прежде.
«И раз все в природе друг другу родственно,
а душа все познала, ничто не мешает тому,
кто вспомнил что-нибудь одно - люди называют
это познанием - самому найти и все остальное,
если только он будет мужествен и неутомим
в поисках: ведь искать и познавать - это
как раз и значит припоминать (Менон).
Человек получает истинные знания, когда
душа вспоминает то, что она уже знает.
Знание как припоминание того, что было
до рождения человека, является у Платона
одним из доказательств бессмертия души.
О душе
Принимая идею бессмертия души и понимая,
что в таком случае смерть отнимает у человека
все, кроме души, Платон приводит нас к
мысли о том, что основной заботой человека
в жизни должна быть забота о душе. Эта
забота означает очищение души, освобождение
от чувственного в стремлении к соединению
с духовным - умопостигаемым миром.
Объясняя природу души, то,
какова душа сейчас и какой была до своего
нисхождения в мир чувственный, Платон
символически отождествляет ее с морским
божеством Главком, к телу которого за
долгое время пребывания в морских глубинах
прикрепилось много грязи. Он весь покрыт
ракушками, водорослями и песком, а тело
его изломано и изуродовано волнами…
Душа пребывает в подобном состоянии,
и она должна стряхнуть с себя все лишнее
- все, что, делая ее тяжелой и бесформенной,
не позволяет ей узнать себя. Она нуждается
в очищении от всего, с чем срослась в течение
многих перевоплощений.
Внешне душа кажется одним
существом, но на самом деле она является
соединением троих - человека, льва и химеры,
которые накрепко срослись друг с другом.
Каждой из трех частей души присуща своя
добродетель: разумному началу - мудрость,
яростному - храбрость, а вожделеющему
- умеренность.
Очищение души у Платона
связано с телесной и умственной дисциплиной,
которая внутренне трансформирует человека,
уподобляет его божеству.
«Благоразумие, справедливость, мужество
и мудрость являются средствами такого
очищения» (Федон).
Все эти достоинства являются
целью философского поиска.
Идеальное
государство Платона
Теория идеального государства
полнее всего представлена Платоном в
„Государстве” и развита в „Законах”.
Истинное политическое искусство есть
искусство спасения и воспитания души,
а потому Платон выдвигает тезис о совпадении
истинной философии с истинной политикой.
Только если политик становится философом
(и наоборот), можно построить подлинное
государство, основанное на высшей ценности
Правды и Блага. Построить Город-Государство
означает познать до конца человека и
его место в универсуме.
Государство, по Платону,
как и душа, имеет трехчастную структуру.
В соответствии с основными функциями
(управление, защита и производство материальных
благ) население делится на три сословия:
земледельцы-ремесленники, стражи и правители,
и мудрецы-философы. Справедливое государственное
устройство должно обеспечить их гармоничное
сосуществование. Первое сословие образовано
из людей, в коих преобладает вожделеющее
начало. Если в них преобладает добродетель
умеренности, своего рода любовь к порядку
и дисциплине, то это достойнейшие люди.
Второе сословие образовано из людей,
в коих преобладает волевое начало, долг
стражника - бдительность по отношению
как к внутренней, так и к внешней опасности.
Согласно Платону, государством призваны
управлять только аристократы как лучшие
и наиболее мудрые граждане. Правителями
должны быть те, кто умеет любить свой
Город более других, кто способен исполнить
свой долг с наибольшим усердием. А всего
важнее, если они умеют познавать и созерцать
Благо, то есть в них преобладает рациональное
начало и их можно по праву назвать мудрецами.
Итак, совершенное государство - это такое
государство, в первом сословии преобладает
умеренность, во втором - мужество и сила,
в третьем - мудрость.
Концепция справедливости
заключается в том, что каждый делает то,
что ему надлежит делать; это касается
граждан в Городе и частей души в душе.
Справедливость во внешнем мире проявляется
только тогда, когда она есть в душе. Поэтому
в совершенном Городе должно быть совершенным
образование и воспитание, причем для
каждого сословия оно имеет свои особенности.
Большое значение придает Платон воспитанию
стражей как активной части населения,
из которой выходят правители. Воспитание,
достойное правителей, должно было сочетать
практические навыки с освоением философии.
Цель образования - через познание Блага
дать образец, которому должен уподобиться
правитель в своем стремлении воплощать
Благо в своем государстве.
В финале IX книги «Государства»
говорится, что «не так важно, как должно
или как может быть» в идеальном государстве,
достаточно уже, если кто-то один живет
по законам этого Города, то есть по закону
Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде,
чем возникнуть в реальности внешне, то
есть в истории, платоновский Город родится
внутри человека
«...ты говоришь
о государстве, устройство которого мы
только что разобрали, то есть о том, которое
находится лишь в области рассуждений,
потому что на земле, я думаю, его нигде
нет.
— Но быть может, есть на небе его образец,
доступный каждому желающему; глядя на
него человек задумается над тем, как бы
это устроить самого себя. А есть ли такое
государство на земле и будет ли оно —
это совсем неважно. Человек этот занялся
бы делами такого — и только такого —
государства»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЛАТОНОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Многие считают, что целью идеального
общества является максимальное удовлетворение
желаний каждого человека, при условии,
что они не противоречат желаниям других
людей. Для Платона же все эти желания
и стремления не имеют никакой ценности,
так как направлены на достижение тех
или иных целей в материальном, то есть
призрачном, мире. В знаменитом отрывке
о пещере (Государство) он уподобляет этот
мир искаженным теням на одной из стенок
этой пещеры, лицом к которой прикованы
узники. По одним лишь этим теням нельзя
получить представление о том, что на самом
деле происходит, как в самой пещере так
и за ее пределами. Для того чтобы постичь
истину необходимо освободиться от оков
и выйти наружу, навстречу божественному
свету. Оковами же, по Платону, являются
чувства и ощущения. Когда душа пользуется
телом, - говорит он, - исследуя что-либо
с помощью зрения, слуха или какого-нибудь
иного чувства (ведь исследовать с помощью
тела и с помощью чувства одно и то же!),
тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся,
и от соприкосновения с ними душа сбивается
с пути, блуждает, испытывает замешательство
и теряет равновесие точно пьяная.(Федон79)
Информация о работе Учение Платона об идеалах в аналоге «О государстве»