Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:07, доклад
Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии и объединившим их в единую систему.Учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Платон, будучи учеником Сократа, логически развил и дополнил философию своего учителя, уделив особое внимание знанию и поиску его оснований, а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска
Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии и объединившим их в единую систему.Учение Платона об идеях является одной из важнейших составных частей его творчества. Платон, будучи учеником Сократа, логически развил и дополнил философию своего учителя, уделив особое внимание знанию и поиску его оснований, а само учение об идеях явилось естественным завершением этого поиска.
Материальный
мир и мир идей
в философии Платона
Признав идею первопричиной
всего сущего, Платон определил и основную
задачу философии и предмет науки :познание
мира идей, которое возможно лишь посредством
диалектического процесса мышления (образования
и разделения понятий, и выявление их совместимости
(или несовместимости) с предметным миром).
Платон признает два метода познания:
чувственный (неподлинный) и понятийно-мысленный
(подлинный). У Платона объект познания
распадается на два: мир изменчивых и конечных
во времени предметов и мир вечных неизменных
идеальных сущностей — идей.
Основной вопрос философии решается идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь "тенью" и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен.
Все явления
и предметы материального мира
преходящи, возникают, гибнут и изменяются
(и поэтому не могут быть подлинно сущими),
идеи же являются неизменными, неподвижными
и вечными: «вещи можно видеть, но не мыслить,
идеи же, напротив, можно мыслить, но не
видеть». За эти свойства Платон признает
их подлинным, действительным бытием и
возводит в ранг единственного предмета
подлинно истинного познания.
Платон объясняет,
например, подобие всех существующих
в материальном мире столов
наличием идеи стола в мире
идей. Все существующие столы
- лишь тень, отблеск вечной и неизменной
идеи стола. В действительности идея стола
возникает как абстракция, как выражение
определенного подобия (т. е. абстрагирование
от отличий) многих отдельных, конкретных
столов. Идею Платон отрывает от реальных
предметов (единичных), абсолютизирует
и провозглашает априорной(не зависящий
от опыта, предшествующий опыту) (АПОСТЕРИО́РНЫЙ-приобретенный
из опыта, основывающийся на опыте) по
отношению к ним же. Идеи - подлинные сущности,
существуют вне материального мира и не
зависят от него, материальный мир им лишь
подчинен. В этом - ядро объективного идеализма
Платона (и рационального объективного
идеализма вообще).
В досократовской
философии вопрос о познаваемости
мира или вообще не упоминался, или
познаваемость мира напрямую связывалась
с возможностями чувственного восприятия.
Заслуга Платона в том, что он в отличие
от своих предшественников обратил особое
внимание на недостатки чувственного
восприятия (и соответственно основанного
на нем обыденного сознания). По Платону,
восприятие представляет нам вещи не такими,
какими они есть «на самом деле», а такими,
какими они кажутся нам (или нашим органам
чувств). Но, выявив недостаточность чувственного
восприятия, Платон пошел не по пути установления
диалектической связи ощущений (чувств)
и теоретического мышления (разума), а
по пути их противопоставления, утверждая,
что чувства не могут быть источником
истинного знания, но лишь побудителем,
способствующим тому, что разум обращается
к познанию истины: «…на пределах ведения
идея блага едва созерцается; но, будучи
предметом созерцания, дает право умозаключать,
что она во всем есть причина всего правого
и прекрасного, в видимом родившая свет
и его господина, а в мыслимом сама госпожа,
дающая истину и ум… ». Такой подход вполне
естественно порождает два важных вопроса:
как соотносятся эти два противоположных
мира и как человек — существо конечное,
преходящее, и, следовательно, однозначно
принадлежащее к чувственному миру, может
познавать недоступный для него по самой
своей природе мир идей. Платон выходит
из положения, предположив, что:
1) предметный
мир есть мир теней, отражение
подлинного, идеального;
2) душа человека
вечна и бессмертна.
Платон пишет
так: «Всякая душа бессмертна. Ведь
вечно движущееся бессмертно. А у того,
что сообщает движение другому и приводится
в движение другим, движение прерывается,
а значит, прерывается и жизнь»[2]. Платон
здесь создает миф о душе, которая представляется
в образе колесницы с всадником и двумя
лошадьми, белой и черной. Возница символизирует
разумное начало в человеке, а кони: белый
— благородные, высшие качества души;
черный — страсти, желания и инстинктивное
начало. Эта колесница (душа) парит в небе,
пока не натолкнется на что-нибудь твердое
- она вселяется туда и получает земное
тело. Душа, по Платону, подобна идее - то
есть неделима. Платон условно разделяет
человеческую душу на две части: выcшую
- paзyмную, c пoмoщью кoтopoй чeлoвeк coзepцaeт
вeчный миp идeй и кoтopaя cтpeмитcя к блaгy,
и низшую - чyвcтвeнную. Пocлe cмepти
тeлa дyшa oтдeляeтcя oт тела, чтoбы зaтeм - в
зaвиcимocти oт тoгo, нacкoлькo дoбpoдeтeльнyю
и пpaвeднyю жизнь oнa вeлa в зeмнoм миpe, - внoвь
вceлитьcя в кaкoe-тo дpyгoe тeлo (чeлoвeкa или
живoтнoгo). И тoлькo caмыe coвepшeнныe дyши,
пo Плaтoнy, coвceм ocтaвляют зeмнoй нecoвepшeнный
миp и ocтaютcя в цapcтвe идeй. Teлo, тaким
oбpaзoм, paccмaтpивaeтcя кaк тeмницa дyши, из кoтopoй
пocлeдняя дoлжнa ocвoбoдитьcя, a для этoгo
oчиcтитьcя, пoдчинив cвoи чyвcтвeнныe влeчeния
выcшeмy cтpeмлeнию к блaгy. A этo дocтигaeтcя
пyтeм пoзнaния идeй, кoтopыe coзepцaeт paзyмнaя
дyшa.
Согласно учению
Платона, материальный мир находится
между миром идей, понимаемых, как
реальное бытие (мир подлинный, который
порождает мир вещей), и небытием
(материей как таковой). Между
областью идей и областью вещей у Платона
посредствует еще «душа мира», или мировая
душа. Чувственный мир не непосредственное,
но все же порождение мира «идей» и мира
«материи». Кроме мира вещей и мира «идей»
существует еще мир небытия. Это «материя».
Но она не вещественная основа или субстанция
вещей. «Материя» Платона – беспредельное
начало и условие пространственного обособления
множества вещей, существующих в чувственном
мире. В образах мифа Платон характеризует
«материю» как всеобщую «кормилицу», как
«восприемницу» всякого рождения и возникновения.
«Материя» совершенно неопределенна и
бесформенна. Чувственный мир – то есть
все окружающие нас предметы – это нечто
«среднее» между обеими сферами. Между
миром идей, как подлинным, реальным бытием,
и небытием (т.е. материей как таковой,
материей в себе) существует, по Платону,
кажущееся бытие, производное бытие (т.
е. мир действительно реальных, чувственно
воспринимаемых явлении и пещей), которое
отделяет истинное бытие от небытия. Действительные,
реальные вещи представляют собой соединение
априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной,
бесформенной "принимающей" материей
(небытием).
Таким образом,
отношение идеи (бытия) и реальных
вещей (кажущегося бытия) является важной
частью философского учения Платона. Это
отношение идей и вещей, если его
интерпретировать согласно взглядам Платона
последнего периода, открывает определенную
возможность движения к иррационализму.
Учение
об идеях
Греческое слово
«идея»(eidos) означает «вид», «картина»
или «образец». Идея – то, что
видно в вещи. В греческом языке это
слово очень часто служит для обозначения
внешнего вида вещи, наружности человека
и пр. Но если всмотреться в сущность вещи,
в ее существо, в ее смысл, то он тоже будет
"виден" и глазу и, главным образом,
уму. Вот эта видимая умом (или, как говорили
греки, "умная") сущность вещи, ее
внутренне-внешний лик, и есть идея вещи.
«Идеи» Платона — не только понятия (хотя
они имеют свой понятийный аспект), а прежде
всего истинно-сущие роды бытия».
Но идея вещи
есть не только видимая умом пассивная
фигурность вещи. Она есть в то же время
и самая субстанция вещи, ее внутренне
определяющая сила. Она осуществлена в
себе и воплощена в своем собственном
теле. Без этого она не была бы бытием,
не была бы реальностью, не была бы "полезной",
не была бы античной. Кроме того, она ведь
есть только момент в целом бытии, она
не оторвана от цельного бытия, она несет
на себе его смысловую энергию, его цель.
Если идея есть такое "особенное",
которое несет на себе все "целое"
и "общее" и если она есть мощь всей
данной области бытия, имеющая свой собственный,
видимый умом лик, то, очевидно, каждая
такая идея есть не что иное, как тот или
иной бог. Ведь, вводя свои универсальные
идеи и тем самым возвращаясь к досократовскому
космологизму, Платон ничего другого и
не делал, как расчленял идеальную, субстанциально-силовую
сторону божественного и телесного космоса
на некую координированную раздельность.
Раз космос был божеством там, богами должны
быть идеи и здесь. Идеи Платона есть боги,
но боги, конечно, не наивной мифологии,
а боги, переведенные на язык абстрактной
всеобщности. Если раньше в основу бытия
полагались элементы, то эти же самые элементы,
первоосновы сущего, которым теперь возвращено
сознание, душа и ум, целевая структура,
очевидно, являются уже богами. Если раньше
были числа и формы, то теперь, в новой
интерпретации, они, очевидно, боги.
Понятие идеи является
ключевым понятием в философии Платона.
Идеи, по его словам существуют в
их собственном мире, они вечны, не
изменяются и неподвижны. "Идeя"
пpoтивoпocтaвляeтcя y Плaтoнa вceм ee
чyвcтвeнным aнaлoгaм и oтoбpaжeниям в миpe вeщeй.
Чyвcтвeнныe вeщи измeнчивы и пepexoдящи, в
ниx нeт ничeгo пpoчнoгo, ycтoйчивoгo, пocтoяннoгo.
«Всякая вещь, чтобы быть чем-то, должна
чем-нибудь отличаться от всего другого.
Сумма всех отличий данной вещи от всех
прочих вещей есть ее идея, или ее смысл».
В понятии об
идеи у Платона сочетается то, что
делает идею:
1) причиной
(aitia), или источником бытия вещей,
их свойств и их отношений;
2) образцом
(paradeigma), взирая на который демиург творит
мир вещей;
3) целью (telos), к которой как к верховному благу стремится все
существующее.
Сама же область
идей не представлялась Платону однородной,
она образовывала иерархию. Эта иерархизация
представляет определенную упорядоченную
систему объективного идеализма. Так,
по Платону, существуют идеи высшего порядка
- это идеи прекрасного, справедливого:
идея красоты и добра. Она не только превосходит
все реально существующее добро и красоту
тем, что совершенна, вечна и неизменна
(так же, как и другие идеи), но и стоит выше
других идей. Познание, или достижение,
этой идеи является вершиной действительного
познания и свидетельством полноценности
жизни. Затем идут идеи, выражающие физические
явления и процессы - идеи огня, движения,
цвета, звука. Третий ряд идей - отдельные
разряды существ (животные, человек). Далее
- идеи предметов. Но наивысшей, по Платону,
является «идея» блага. Эта идея «единого»
близка к идее о Боге. Наиболее подробно
учение Платона об идеях разработано в
главных работах второго периода - "Пир",
"Закон", "Федон" и "Федр".
Платон, чрезвычайно
любящий иллюстрировать свои рассуждения
образными сравнениями, чтобы пояснить
свою теорию идей, создает миф о
пещере. В одной пещере с самого
рождения томятся узники. Их головы не
могут поворачиваться, поэтому они постоянно
смотрят только в одну сторону - на стену
пещеры. За их спинами в вышине горит свет.
Между ним и узниками проходит верхняя
дорога, по которой идут другие люди и
несут различную утварь, статуи, всяческие
изображения живых существ, сделанные
из камня и дерева. Узники не видят всех
этих предметов, они сидят к ним спиной
и только по теням, отбрасываемым на стену
пещеры, могут составлять свое представление
о них. И если хотя бы одному узнику удалось
бы освободиться и увидеть людей, огонь
и предметы, он бы наверняка решил, что
это воображаемые объекты, т.к. всю жизнь
он привык верить, что реальные вещи - это
тени. Кроме того, свет бы ослепил его.
Таково, по Платону, и строение всего мира.
А эти узники – люди, принимающие видимые
вещи, которые на самом деле всего лишь
жалкие тени и подобия, за их сущность.
Можно предположить,
смысл этого мифа заключается
в том, что познать идеальную
реальность довольно сложно. Узники
пещеры - это мы. Тени на стене представляют
собой образы знакомых нам вещей. Свет
символизирует верховную идею Блага, поэтому
так сложно смотреть на него, хотя оно
дает жизнь и делает все остальное видимым.
Миф повествует о том, что если мы чужды
философии, то мы видим только тени, видимость
предметов.
Платон разработал
еще один способ понимания идеального
мира – через интуицию. Он пишет,
что все мы родились с врожденным
пониманием идеального мира, но забываем
это знание. Платон вводит понятие
«анамнезис»- воспоминание идеального
мира, который мы знали до рождения. Анамнезис
объясняет то, почему мы знаем некоторые
вещи, хотя никогда не сталкивались с ними
на опыте. Анамнезис указывает в качестве
основной цели познания припоминание
того, что созерцала душа в мире идей, прежде
чем спустилась на землю и воплотилась
в человеческое тело. Известен случай,
когда Платон доказывает верность
учения о припоминании на примере разговора
Сократа с юношей. Мальчик никогда до этого
не изучал математику и не имел никакого
образования. Сократ же настолько хорошо
поставил вопросы, что юноша самостоятельно
сформулировал теорему Пифагора. Из чего
Платон делает вывод, что его душа раньше,
в царстве идей, встретилась с идеальным
отношением сторон треугольника, которое
и выражено теоремой Пифагора. Научить
в этом случае — это не более чем принудить
душу к припоминанию.
Учение Платона
об идеях — идеализм, так как
реально существует, согласно Платону,
не чувственный предмет, а лишь его
умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая
чувствами сущность. В то же время это
учение — объективный идеализм, так как,
по Платону, «идея» существует сама по
себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных
одноименных чувственных предметов, существует
как общее для всех этих предметов. Платоновский
идеализм потому и называется объективным,
что он признаёт существование вполне
реального, независимого от сознания человека,
то есть объективного идеального бытия.
Идея
прекрасного
Наиболее полная
характеристика «вида», или «идеи»,
была развита Платоном при исследовании
сущности прекрасного. Платон разъясняет,
что предметом исследования является
не то, что лишь кажется прекрасным, и не
то, что лишь бывает прекрасным, а то, что
по истине есть прекрасное, т. е. прекрасное
само по себе, которое одно только и сообщает
отдельным вещам качество или свойство
красоты, сущность прекрасного, не зависящая
от случайных, временных, изменчивых и
относительных его проявлений.