Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:56, реферат
В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и
деятельности; в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник
его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже
для наших дней.
одновременно
и их причины и образцы, по
которым эти вещи были созданы,
цели, к которым
стремятся существа
понятия об общей основе вещей каждого класса, или разряда. Только идеи,
по Платону,
составляют истинное бытие.
Однако, по мнению
Платона, для объяснения
воспринимаемых
вещей недостаточно
видов, или
идей. Ведь чувственные вещи
истинного существования.
Их качества должны быть
только бытием, но и каким-то небытием. Это небытие Платон отождествляет
с материей. Благодаря
существованию материи
чувственных вещей.
Материя, которую Платон
принимает в свое лоно идею и превращает единство и целостность каждого
постигаемого
умом вида во множество
от друга в пространстве. При этом для Платона идеи первее материи;
понятием небытия уже предполагается – как его условие – бытие; небытие
тоже есть бытие,
только бытие иное по
По воззрению,
изложенному в «Федре»,
область» - «…занимает бесцветная, бесформенная, неосязаемая сущность,
подлинно существующая,
зримая лишь кормчему души
– разуму…».
Только несовершенство нашего способа мышления, как думает Платон,
внушает нам
представление, будто идеи
– наподобие
того, как чувственные вещи
друг от друга и находящимися в пространстве. Такой взгляд на
пространственную локализацию идей – иллюзия, а источник иллюзии –
материя, под которой Платон понимает едва вероятный, постигаемый
каким-то «незаконным» рассуждением род пространства, или причину
обособления,
отдаления друг от друга
Взирая на этот род пространства, мы впадаем в иллюзию: мы «точно грезим
и полагаем, будто
все существующее должно
каком-нибудь месте и занимать какое-нибудь пространство, а то, что не
находится ни
на земле, ни на небе, то будто
не существует».
Но это взгляд, по мнению Платона, ошибочен. Именно вследствие этого
ошибочного взгляда мы «и по пробуждении не можем определенно выражать
правду, отличая
все эти и сродные им
действительно
существующей природы».
Таким образом, только в несобственном, и притом в чрезвычайно неточном,
смысле к идеям Платона могут быть прилагаемы определения пространства,
времени и числа.
В строгом значении
запредельны, не выразимы ни в каких образах чувственного опыта, ни в
каких категориях
числа, пространства и времени.
Учение это очевидно идеализм, так как в нем истинной сущностью
чувственных вещей объявляются причины, лишенные чувственных свойств,
неподвластные чувственным условиям, постигаемые только умом, - словом,
идеальные. Вместе с тем это не субъективный, а объективный идеализм.
Идеи Платона прежде всего бытие, а не понятия нашего ума, и существуют
они сами по
себе, независимо от субъекта, от
его сознания и познания.
Глава 3. Теория
познания Платона
Учение Платона
многосторонне, сложно и
различных точек зрения и их оттенков. Среди них объективный идеализм –
воззрение преобладающее, но не единственное. В идеалистическую основу
системы взглядов
Платона вторгается дуализм,
разделял человеческое существо на тело и душу, имеющих разную природу.
Тело - темница души, оно смертно и неразумно, душа человеческая есть
бессмертная сущность
небесного происхождения,
оболочку. Этот ярко идеалистический и даже мистический взгляд на природу
души Платон запечатлел в двух диалогах – в «Федре» и в «Федоне». В
первом из них в форме мифа рисуется потусторонне происхождение души, ее
«крылатая» природа, борьба разумного начала души и управляемых этим
началом чувств с низменными началами, вселение падших душ в телесную
форму, падение их на Землю, обреченность их на искупительные
перевоплощения. В «Федоне» излагаются доводы, посредством которых Сократ
пытается доказать
бессмертную природу души.
С мифом о
природе души у Платона
под бременем
тела на Земле, вдали от
истинное знание.
Это – воспоминание о
созерцала до вселения на Землю и до своего заключения в тело и обладает
им независимо от всяких актов восприятия. Этот мотив характерен для
теории познания Платона, по которой всякое знание, выражающееся в
понятиях, есть воспоминание.
Для психологического
объяснения этой доктрины
ассоциации по сходству. Познающее сознание, получая восприятия,
припоминает некоторое понятие, сходное с ними, служащее их прототипом.
Для этого необходимо,
чтобы такое первообразное
душе, еще до напомнивших о нем восприятий, хотя бы как несознаваемое.
Подобное скрытое существование возможно только в силу того, что идея
была познана душой прежде, чем для души, благодаря ее слиянию с телом,
сделались возможными восприятия, и что теперь, на основании данного
закона, по поводу
восприятий в сознании
идея.
Это учение Платон развивает в «Федоне», используя идею сходства. Когда
вещи называют «сходными», то они в действительности никогда не бывают
совершенно сходны; для того, чтобы их назвать сходными, следовало раньше
различать их
каким-либо образом, т.е.
все-таки применяется понятие сходства, то это понятие мы получаем не из
них, а должны
были принести с собой в
мир, т.е. должны были
раньше и с самого начала. Относительно же сходные вещи только
«напоминают»
нам абсолютную идею сходства.
Всякое знание, выражаемое в понятиях, есть воспоминание; как
первоначальное,
до всякого восприятия
возвращается в сознание, как только идея вызвана сходными с ней
восприятиями.
Глава 4. Телеологический
порядок
в мире идей
Платона: идея блага
Область идей представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на
вершине пирамиды, превыше истины и знания, по силе и достоинству - выше
пределов сущности – пребывает идея блага. Ум, возвышающийся в познании
до идей, едва ли может только коснуться ее. Идея блага по своей природе
выходит за
пределы одного лишь познания;
он сообщает предметам не
способность быть познаваемыми, но и способность существовать и получать
от нее сущность.
Она есть источник всякого
бытия и всякого знания.
Учение об идее блага сообщает учению Платона о бытии и о мире характер
телеологического учения, т.е. учения о целесообразной направленности
всех явлений и процессов мира. Благо является не только верховной
причиной бытия, но и целью. Идея блага, или добра, не имеет никакого
другого содержания. Если начинать исследование (как это было сделано в
«Филебе») с разбора волевой стороны человеческой жизни, то эта идея
окажется жизненной целью; но все, что при этом можно обозначить как ее
содержание, есть
лишь какое-нибудь
существующее наряду с другими благами. Понятие самого добра сводится,
таким образом, к понятию абсолютной цели, т.е. по существу, является
формальным определением.
Только в такой
общей форме можно
определяющую мир возникновения. Это – понятие мировой цели, которая
мыслится как причина всего совершающегося. Содержание «добра» здесь уже
не может быть определено, т.к. это не какая-нибудь частная цель, а
единая и всеохватывающая
совокупность всех целей.
Платон так
сильно подчеркивает это
сливается в идее добра. Таким образом, последняя становится единством,
которое приравнивается
всей «сущности» и потому
обозначено как
«причина». Мировая цель
образующих в отдельности частные идеи, и в качестве такой общей
совокупности
«сущность» есть причина
Платон обозначил добро как единое, или как единицу, из которой возникает
сначала высшая множественность идей, а затем – низшая множественность
чувственных вещей.
Заключение
В истории философии Платон признается одним из величайших мыслителей
древности. Несмотря на то, что философское наследие Платона является
предметом изучения и толкования на протяжении более двух тысячелетий,
оно до сих
пор привлекает внимание
неповторимостью
и глубиной.
Наиболее значительное
достижение Платона – это
фундаментальных
философских систем –
Идеалистическая
линия развития философии
родоначальником.
Философская система
Платона представляет собой
мире и человеке, вырастающее из проблем земного и внеземного
существования бессмертной человеческой души. В ее бессмертии находит
объяснение способность души постигать точное, прекрасное и вечное, имея
в опыте только неопределенное, несовершенное и преходящее. Из
платоновской философии вошло в культурный обиход человечества не только