Объективный идеализм Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 17:06, доклад

Описание работы

Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос.

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Объективный идеализм Платона

Мир по Платону и не телесный космос, лишенный индивидуальности, и не отдельные  материальные вещи, наполняющие Вселенную. Прекрасный, материальный космос, собравший  множество единичностей в одно нераздельное целое, живет и дышит, весь наполнен бесконечными физическими силами, но зато он управляется законами, находящимися вне его, за его пределами. Это самые общие закономерности, по которым живет и развивается весь космос. Они составляют особый надкосмический мир и называются у Платона миром идей. Увидеть их можно не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие Вселенной, первичны. Они определяют жизнь материального мира.

     Мир идей находится вне времени, он не живет, а пребывает, покоится в вечности. И самая высшая идея идей - это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.

     Платон  разработал способ понимания идеального мира через интуицию. Он пишет, что  все родились с врожденным пониманием идеального мира, но забывают это знание. Платон вводит понятие «анамнезис» - воспоминание идеального мира, который люди знали до рождения. Анамнезис указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.

     Платон  неоднократно высказывал свое отношение к математике и она всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с любыми природными свойствами не станет блаженным», в своем идеальном государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления». Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства.

     Именно  вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии. Значительно в большей  мере, чем в гносеологии, влияние  математики обнаруживается в онтологии  Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству.

     Учение  Платона об идеях - «идеализм, так как реально существует, согласно Платону, не чувственный предмет, а лишь его умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время это учение - объективный идеализм, так как, по Платону, «идея» существует сама по себе, независимо от обнимаемых ею многочисленных одноименных чувственных предметов, существует как общее для всех этих предметов». Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

     Основной  принцип Платона - деление мира на реальный и нереальный мир (идейный  и земной). Чувственные вещи - тени реальных идей. Мир идей объединяется в единое целое идеей общего блага и длится вечно. 
Высшая идея Платона - идея блага. Причина того, что Платон стал идеалистом - математизация естествознания, влияние идей пифагорейцев. Первый шаг то материализма к идеализму был сделан Пифагором, затем софистами, Сократом; античный идеализм был обоснован Платоном. Платон - родоначальник классического объективного идеализма. Для него идея как бы является вынутой из головы, придан ей онтологический характер и эта идея - начало всего сущего (объективный идеализм).

     У Платона есть и личностный идеал, когда он говорит о Боге как  устроителе космоса. Есть и безличностный  идеал, говоря о загробном существовании  идей и высшей идее. До Платона была только возможность философского идеализма. Платон первый в истории философии противопоставил два лагеря философов. Он прямо связывает идеализм с теизмом, а материализм с атеизмом.

     Само  понятие идея - внешний вид, образ, наружность. 
Платон для обозначения множества элементов и духовных понятий применяет термин «эйдос» - соотнесение всех идей и понятий. Эйдос (идея) Платона - фактически объектированное понятие, но только вынутое из человеческого сознания и помещённое в вымышленный идеальный мир.  
Эйдос - не просто отражение вещей, само понятие - суть прекрасного. Платон идеи противопоставляет чувственному миру. Она является источником истинности и соразмерности. Идея блага - «солнце» в идеальном мире.

     Идея  по Платону – не просто мысль, но сущность любой вещи: совокупность ее свойств, функций и назначения. Существует мир вещей (материальный мир, в котором мы живем) и мир идей (нематериальный).

     Признаки  любой идеи: невещественна; любая вещь имеет срок существования, а идея не разрушается вместе с вещью; каждая идея выступает в виде общего закона для класса одноименных вещей; идея воплощает целостность вещи и ее бесконечный предел;идея, в отличии от вещи обладает совершенством.

     Идеальное в философии – это не материальное.

     Идеи  существуют объективно, вне зависимости  от человека. Место пребывания идей – это далекие, наднебесные места. Таким образом, идея - это умозрительная, бестелесная сущность, которую можно постичь только разумом. Мир идей существует изолированно от мира вещей и существует вечно. Это и есть объективный идеализм. Истинное бытие это мир идей, а не мир вещей.

     Свойства  идеи:

  1. идея - это смысл вещи. Познать идею вещи означает познать, чем одна вещь отличается от другой. Зная идею стола и идею стула, понятен смысл их существования, их предназначение и только потому отличие один от другого;
  2. идея вещи есть цельность всех отдельных частей и проявлений вещи. Неважно, из какого материала сделан реальный стол - из дерева, камня или металла. Неважно, какую форму имеет конкретный стол - круглый он, квадратный или прямоугольный. Идея стола включает в себя все проявления стола как такового и определяет общую природу всех столов вообще. Каменные, деревянные, металлические, круглые, квадратные, прямоугольные, высокие и низкие столы являются столами потому, что воплощают в себе единую для них всех идею. И именно эта идея делает все эти столы столами;
  3. идея вещи является законом возникновения единичных проявлений вещей. Вещь не может возникнуть, если нет ее идеи - идея стола предшествует созданию конкретного стола, является причиной, законом его появления;
  4. идея вещи сама по себе невещественна. Стол может быть изготовлен из любого материала. Но это совсем не значит, что сама идея обладает какими-то вещественными характеристиками. Наоборот, благодаря тому, что идея вещи является умозрительным объектом, то есть постигаема только разумом, люди и могут создавать стол какой угодно формы из какого угодно материала. Сама по себе идея - сверхчувственна, доступна только разуму, мысли;
  5. идея вещи, несмотря на свою невещественность, обладает собственным существованием. Идея как таковая не рождается, не умирает, не переходит ни во что другое. Идеи живут в своем мире. Поэтому отсутствие стола в том или ином месте не означает, что вообще нет идеи стола.

     Платоновская  логика в анализе свойств идеи вещи приводит к выводу о самостоятельности  существования идеи, о том, что идея вещи и сама вещь существуют раздельно, каждая сама по себе. Но где в этом случае существуют идеи вещей? Есть некий мир, в котором и существуют идеи, мир независимый от человека. Платон, придя к данной мысли, назвал этот мир Гиперуранией. По его мнению, мир идей, «мир эйдосов» находится вне физического пространства. Гиперурания - это место, которое на самом деле не есть место, ибо не обладает никакими физическими характеристиками. Этот мир прекрасен, благороден и вечен, ведь только в нем живут абсолютно истинные, прекрасные, благородные и вечные идеи вещей. Он не материален, но именно мир идей является истинным бытием, ибо он и только он - причина и закон рождения мира реального. Реальный мир также вторичен, как вторична любая вещь реального мира.

     Из  этого положения Платона и  вытекает давно установившееся мнение о том, что идеальных вещей, т.е. вещей полностью соответствующих  своей идее, не существует и не может  существовать. В самом деле, невозможно нарисовать идеальный круг.

     В силу всего этого, Платон называл реальный мир «кажущимся бытием», подчеркивая его отличие от «истинного бытия» - мира идей. Реальный, вещный мир изменчив и конечен, несовершенен и некрасив. И все беды реального мира - от его материальности. 

Взаимосвязь идеи и души

Определение причин рождения реального мира, поставило  перед Платоном вопрос: почему изначально независимо друг от друга существующие мир идей и «хора-материя» пришли в движение и сотворили мироздание? Логика платоновского анализа потребовала  найти первоисточник этого движения. Поэтому, наряду с двумя первоначалами - мир идей и «хора-материя» - Платон выделял третье первоначало, назвав его «демиургом».

     Бог-демиург  не просто перводвигатель, своей энергией он порождает некое явление, обозначенное Платоном как «Душа мира». Душа мира окружает весь физический мир и уже сама, распространяя заложенную в нее божественную энергию, одушевляет все живое, является источником движения в реальном мире. Мировая Душа содержит в себе полное и абсолютное знание о мире.

     В представлении Платона, человек - продукт  божественного творения, состоящий, как и весь мир, из души и тела. Тело - это материальная оболочка души, это материал, совокупляясь с которым, душа и рождает собственно мыслящего  и чувствующего человека. Душа и тело, соединяясь, порождают новый феномен - живого человека.

     Души  людей, согласно Платону тесно соприкасаются  с миром идей.

     Они – бестелесны, бессмертны, они не возникают одновременно с телом, но существуют вечно. Тело подчиняется  им. Состоят они из трех иерархически упорядоченных частей: разум; воля и благородные желания; влечение и чувственность.

     Изначально  существуя в мире идей, некоторые  души не могут обуздать свои нечистые влечения и потому отправляются в  материальный мир. За счет этого человек  способен постигать идеи. Он не в состоянии их производить, но под влиянием органов чувств и своих впечатлений, способен припомнить, то, что его душа видела в мире идей. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

     Идея  метемпсихоза определяет то, как Платон объясняет познавательные возможности  человека. По его мнению, процесс  познания - это процесс припоминания. Душа, вселяясь каждый раз в новое  тело, как бы забывает то знание, которым она обладала, будучи частью Мировой Души. Иначе говоря, материальное тело, своего рода, «портит» душу, мешает ей самореализоваться. По ходу жизни в конкретном теле, душа, хотя и частично, не полностью, но восстанавливает свои качества, благодаря чему человек и получает знания о мире.

     Цель  человека, по мысли Платона, состоит  в постижении божественного, а значит в максимальной реализации способностей своей души, в максимальном наполнении самого себя знанием о мире. Только таким образом человек может приблизиться к своему идеальному образу. 

     .Значение теории «объективного идеализма»

Учение  Платона об идеях позволило позднейшим исследователям охарактеризовать его  философию как объективный идеализм, ибо Платон признает существование  идеального независимо от сознания человека, более того, само человеческое сознание - продукт некого всеобщего, всемирного сознания. Позднее, уже отталкиваясь от платоновской философии, было создано учение субъективного идеализма, которое все явление мира, видит лишь как производные от человеческого сознания и человеческой воли.

     Платон, творчески использовал идеи практически  всех предшествующих античных философов, но, в первую очередь, орфиков, пифагорейцев и Сократа, создал учение, которое  не только не устарело с веками, но до сих пор является источником философского творчества для представителей самых различных философских школ и направлений. Огромное влияние, пусть и опосредованное, учение Платона оказало на формирование главных составляющих христианской философии и христианского образа мысли вообще.

     Как правило, объективный идеализм лежит  в основе многих религиозных учений (Иудаизм, Христианство, Буддизм), философии античных философов (Пифагор, Платон).

     Выводы  из теории «объективного идеализма»:

  1. Платон онтологизирует идеи, т. е. придаёт им физический статус;
  2. реальный, чувственный мир у Платона - бледная копия мира идей;
  3. Платон разработал классический вариант объективного идеализма, в котором сделал попытку увязки всего в одно целое;
  4. по Платону мир - всеобъемлющий космос, целостный и оформленный;
  5. структурируя космос, Платон применяет идею тройственности (идея, идея блага и душа космоса) к обществу (душа человека разумная, яростная и чувственная).

Информация о работе Объективный идеализм Платона