Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:24, реферат
Критика классической субъект-объектной познавательной установки (вплоть до попытки выбросить ее за борт философии как ненужный «метафизический хлам») обусловлена в XX в. целым рядом вполне объективных причин.
1. Критика как субъект объектной дихотомии и ее ограниченность
2. Объект познания
3. Субъект познания
4. Литература
Диалектический материализм объясняет «феномен автономии», опираясь на диалектику индивидуального и гносеологического субъекта. Действительно, знание, добытое отдельным индивидом и зафиксированное в языке и других формах материальной и духовной деятельности, как бы перестает ему принадлежать. Но это не означает, что оно приобретает статус объективного духа и перестает зависеть от субъекта познания вообще. Просто из достояния индивидуального субъекта оно превращается в достояние общественного, гносеологического субъекта. Оно начинает существовать в «общественной голове», в сознании гносеологического субъекта. Отчуждение знания от индивида начинается уже в момент фиксации его в экзосоматических средствах. Отдельный индивид может знать язык и уметь пользоваться логическими формами, но ни язык, ни логика не являются его внутренним достоянием, не относятся к сфере его внутренней психической жизни. Они принадлежат обществу, гносеологическому субъекту и сами подчиняются определенным внутренним закономерностям, которые в конечном счете являются отражением объективных закономерностей бытия и познания. Именно поэтому знание, зафиксированное индивидом в определенных языковых и логических формах, оказывается противостоящим его сознанию, как нечто внешнее по отношению к его личным убеждениям и верованиям, как нечто такое, что само по себе может выступать в качестве объекта познавательной деятельности. «Феномен автономии знания» по отношению к сознанию индивида объясняется в марксизме фактом существования гносеологического субъекта, несводимого к сумме индивидуальных сознаний.
С понятием субъекта коррелятивно понятие объекта в гносеологии. Очевидно, если субъект является активной стороной в познавательном процессе, то объект выступает относительно пассивной стороной, тем, на что направлена деятельность субъекта. Деятельностный подход накладывает печать и на трактовку объекта познания. В созерцательном материализме объект познания рассматривался как внешний субъекту, никак не включенный в человеческую деятельность. Он выступал как объект пассивного созерцания, а не деятельности. Активная, направленная на освоение внешнего мира деятельность субъекта является необходимым условием и предпосылкой, благодаря которой тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности. Если по конечному результату познание является отображением действительности, то по процессу познание является скорее активным воспроизведением внешнего мира субъектом, воспроизведением, направленным на отражение характерных черт объективной реальности. В этом отношении знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а результат, итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека.
Понятие объекта коррелятивно
зависимо от понятия субъекта, а
не просто противопоставлено ему. Зависимость
объекта от субъекта не следует понимать
в том смысле, что объект создается
или просто полагается субъектом, как
это считают некоторые
«Субъект» и «объект» как
парные категории выражают единство
противоположностей. Разрешение постоянно
возникающих противоречий между
субъектом и объектом происходит
посредством практического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе эволюции человеческой
деятельности происходит ее дифференциация.
Познавательная деятельность отделяется
от практической и становится самостоятельным
видом духовно-практической деятельности
человека. Познавательная деятельность
непосредственно направлена на отражение,
воспроизведение свойств
Познавательная деятельность
субъекта направлена на отражение объекта,
на воспроизведение его в
Во-вторых, это позволяет
понять любой вид знания как субъективный
образ объективного мира, раскрыть
диалектику субъективного и объективного
в процессе познания. Именно тот
факт, что знание является продуктом
деятельности субъекта, и определяет
наличие субъективного момента
в знании. Субъективное и есть то,
что свойственно субъекту, производно
от его деятельности. В этом отношении
познавательный образ, будучи продуктом
деятельности субъекта, всегда включает
в себя элемент субъективности и
не только в форме выражения знания,
но и в его мыслимом содержании.
Однако поскольку деятельность субъекта
направлена на объект и преследует
своей целью адекватное отображение
объекта, содержание знания обязательно
включает в себя и объективный
момент, который в силу практической
обусловленности
И, наконец, именно субъект-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обусловленности познавательного процесса. Поскольку именно субъект выступает активной стороной познавательного процесса, а сам он имеет социальную природу, создаваемые им познавательные структуры несут не только информацию об объекте, но и отражают состояние общественного развития, отражают потребности и цели общества. Отношение субъекта к объекту опосредуется межсубъектными отношениями. Именно в рамках этих отношений происходит объективация знания, закрепление его в материальной оболочке, превращение его в общественное достояние.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1 Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1992
2 Спиркин А. Г. Основы философии.М., 1988
3 Дышлевый П. С. В.И. Ленин и философские проблемы релятивистской физики. Киев, 1999
4 Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки.М., 1994
5 Лекторский В. А. Проблемы субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. М., 1995
6 Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 2000
7 Швырев В. С. Научное познание как деятельность. М., 2004
8 Кузьмин В. Ф. Объективное и субъективное. М., 1996
Виды познания
Виды познания
В наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной «сциентистской» общественной атмосферой, культом науки или, вернее, наукообразия, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам ученого, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того,
что основой всякого знания
является опыт в самом широком
смысле слова, то виды
Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца — будь то ученый, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключен элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности. Человек, писал И.В. Гете, «рожденный и развившийся для так называемых точных наук, с высоты своего рассудка-разума нелегко поймет, что может существовать также точная чувственная фантазия, без которой собственно немыслимо никакое искусство. Вокруг того же пункта ведут спор следователи религии чувства и религии разума; если вторые не хотят признать, что религия начинается с чувства, то первые не допускают, что она должна развиться до разумности». Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Значимость житейского знания в
качестве предшественника иных форм
знания не следует преуменьшать: здравый
смысл оказывается нередко