Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:24, реферат
Критика классической субъект-объектной познавательной установки (вплоть до попытки выбросить ее за борт философии как ненужный «метафизический хлам») обусловлена в XX в. целым рядом вполне объективных причин.
1. Критика как субъект объектной дихотомии и ее ограниченность
2. Объект познания
3. Субъект познания
4. Литература
В основе концепции теории познания без субъекта Поппера лежит так называемая «теория третьего мира».
Опираясь на философский принцип плюрализма, К. Поппер постулирует существование трех типов реальности, или трех миров: первым миром является физический мир, или мир физических состояний; второй мир есть мир состояний сознания, или психический мир; третьим миром является мир научного знания, мир «объективных содержаний мышления». Главный интерес и для К. Поппера, и для того, кто знакомится с его философскими взглядами, представляет понятие третьего мира. Обитателями этого мира, по К. Попперу, являются теоретические системы, проблемы и проблемные ситуации, критические аргументы, содержание журналов, книг и библиотек. К. Поппер не скрывает родства своей теории третьего мира с платоновской теорией форм или идей и гегелевской теорией объективного духа. Вместе с тем попперовская теория отличается от них в трактовке происхождения третьего мира и его функций в познании. У Платона и Гегеля объективный дух предшествует природе и человеческому сознанию, у К. Поппера он возникает как результат взаимодействия физического мира и мира сознания. Кроме того, у Платона и Гегеля объективный дух существует вне времени, у Поппера постулируется его рост и развитие. Представляет интерес понимание К. Поппером генезиса трех миров, и в особенности генезиса третьего мира. По вопросу о природе и происхождении первого и второго мира он занимает реалистическую позицию и считает, что физический мир существовал всегда, а мир сознания возник как естественный продукт эволюции первого мира. Третий мир возникает как результат взаимодействия первого и второго миров. Он возникает как побочный продукт человеческой деятельности, связанной с решением проблем биологического выживания в первом мире. Предпосылкой для его возникновения является возникновение языка и развитие его высших функций: дескриптивной и аргументативной. Закрепление знания в экзосоматическом (т. е. таком, который подобно инструменту развивается вне тела) языке превращает его в «субъективный дух», способный существовать независимо от физического мира и мира сознания. Таким образом, К. Поп-пер выдвинул идею независимости, или автономии, «третьего мира» .
На основе теории автономного существования третьего мира К. Поппер строит концепцию объективности знания в своих поздних работах и, опираясь на нее, пытается окончательно свести счеты с психологизмом как в методологии, так и в гносеологии. Он различает два смысла термина «познание»: «(1) познание, или мышление, в субъективном смысле, состоящее из состояний духа, или осознанности, или диспозиций к поведению и реакциям, и (2) познание, или мышление, в объективном смысле, состоящее из проблем, теорий и доказательств как таковых. Познание в этом объективном смысле в целом не зависит от чьего-то заявления о знании; оно также не зависит от чьей-либо уверенности или предрасположенности к согласию с ним. Знание в объективном, смысле есть знание без знающего: это есть знание без знающего субъекта» . Очевидно, что познание в объективном смысле принадлежит к третьему миру и его независимость от субъекта определяется автономией третьего мира по отношению ко второму миру состояний сознания. Поппер считает, что вся традиционная гносеология понимает познание именно в субъективном смысле, тогда как прогресс в эпистемологии и в методологии возможен, только если понимать познание в объективном смысле, как существующее независимо от субъекта. Более того, мы можем больше узнать и о психической деятельности, если будем изучать ее по структуре ее продукта - знанию, существующему в третьем мире. Тем самым К. Поппер как бы постулирует примат логики над психологией в решении методологических проблем науки.
Таким образом, начав с отождествления объективности знания с его интерсубъективной проверяемостью в духе позитивистской традиции, К.Поппер кончает отождествлением объективности знания с его полной независимостью от знающего субъекта. В известной мере попперовское решение вопроса об объективности знания предполагает существование дилеммы: или знание зависимо от субъекта, и тогда оно не может считаться объективным, или оно объективно, но тогда следует отказаться от субъекта в познании. Объективность и зависимость от субъекта, согласно К. Попперу, оказываются двумя несовместимыми характеристиками научного познания.
Диалектический материализм также считает позитивистскую теорию познания субъективистской, но отвергает и попперовский тезис о несовместимости признания объективности научного знания с признанием роли субъекта в познании. Сущность расхождения диалектического материализма и попперианства по этому вопросу коренится в различном понимании свойства объективности научного знания, природы и роли субъекта в познании.
Определение объективности знания как его независимости от субъекта познания представляет собой лишь негативную часть лопперовской концепции объективности. Позитивное определение объективности знания К.Поппер дает с помощью своей «теории трех миров». В рамках этой теории объективность знания трактуются как его принадлежность к третьему миру, существующему автономно и независимо от второго мира: «мира состояния сознания», к которому принадлежит субъект познания, а также от первого мира, «мира физических состояний», с которым каким-то образом связан объект познания. Поэтому в попперовской концепции объективность знания означает в равной степени как его независимость от субъекта, так и его независимость от объекта познания. Субстанциальная основа знания коренится в нем самом. Оно объективно в том же самом смысле, в каком объективен дух в системах объективного идеализма. Такой вывод с необходимостью вытекает из трактовки К. Поппером взаимоотношения между миром знания, с одной стороны, и вторым и первым мирами - с другой. Как уже было сказано, мир объективного знания, по К. Попперу, возникает как результат взаимодействия мира состояний сознания и мира физических состояний. Но функции последнего в становлении знания оказываются у К. Поппера очень сходными с функциями «вещи в себе» в теории познания И. Канта. Внешний мир в концепции К. Поппера, как и «вещь в себе» в философии И. Канта, только инициирует деятельность нашего сознания, в результате чего как побочный продукт возникает мир знания, но в содержание нашего знания внешний мир в «объективном смысле» не входит. Если бы первый мир входил в содержание знания, существующего в третьем мире, то последний следовало бы считать гносеологически зависимым от первого. Но как раз это Поппер и отрицает, отстаивая тезис об автономии существования третьего мира. Все это позволяет в философском плане охарактеризовать попперовскую концепцию объективности знания как сочетание кантианства с платонизмом и гегелевской концепцией объективного духа.
Между тем объективность научного знания - в его зависимости от внешнего мира, который в нем отражается .
Принципиальное различие
в трактовке объективности
Разговор о природе субъекта познания и диалектике индивидуального и социального в нем подводит нас к решению вопроса о причинах исключения К. Поппером субъекта из теории познания. К. Поппер квалифицирует любую попытку обращения к субъекту познания в решении вопроса о природе научного знания как психологизм и субъективизм. Но психологизм и субъективизм в истолковании роли субъекта в познании на самом деле был характерен только для одного направления в философии, а именно для феноменализма позитивистского толка, начало которому положили Дж.Берклии и Д..Юм. Для этого философского направления, отрицающего существование объективной реальности, единственной альтернативой в истолковании природы знания является отождествление знания с миром внутренних психических состояний субъекта. Поэтому К. Поппер прав, называя всех представителей этого течения «философами веры». Но, критикуя психологизм, К. Поппер сам попадается в его сети, признавая вместе с его сторонниками единственно возможным истолкованием субъекта познания психологистское его истолкование. Понятие гносеологического субъекта остается за рамками его концепции. Об этом свидетельствует трактовка К. Поппером природы второго мира, к которому принадлежит сам субъект познания, мира субъективных состояний сознания, т. е. мира психического. Неспособность преодолеть психологистское истолкование субъекта познания и приводит К. Поппера к объективно-идеалистической трактовке объективности знания и к исключению субъекта из теории познания.
3 ПОНЯТИЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОГО СУБЪЕКТА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
Уже в философии немецкого
классического идеализма
Диалектический материализм связывает познавательную деятельность субъекта с материально-практической деятельностью человека по преобразованию окружающего мира. Именно в ходе этой деятельности формируется субъект и вычленяется объект познания. Теоретическое освоение мира субъектом всегда выступает лишь стороной практической деятельности человека, лежащей в основе любого вида познавательной деятельности. Субъектом познания человек выступает не просто как индивид, наделенный определенными психическими способностями, а как общественный человек, как личность, усвоившая и вобравшая в себя достижения материальной и духовной культуры, накопленные обществом к определенному моменту своего развития.
Настаивая на социальной природе
субъекта познания, диалектический материализм
не обезличивает процесс познания и
не исключает из него индивидуального
субъекта. Между гносеологическим,
общественным субъектом и субъектом
индивидуальным в ходе познания существует
сложная диалектическая взаимосвязь.
Гносеологический субъект в отличие
от Трансцендентального Субъекта Канта
обладает реальным существованием только
через познавательную деятельность
отдельных индивидов. В свою очередь,
отдельный индивид начинает выполнять
функции гносеологического
Разработка диалектическим
материализмом понятия