Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.
На каждой ступени общественно-
Отношения между классами (а следовательно, и противоречия между ними) представляют собой целостную систему, внутри которой можно выделить:
Отношения между классами по поводу собственности на средства производства и вся следующая отсюда цепочка отношений в непосредственном производстве, распределении, обмене и потреблении (экономические отношения).
Отношения между классами по поводу государственной власти и государственного управления (политические отношения).
Отношения между классами по поводу правопорядка (правовые отношения).
Отношения между классами в связи с реализацией нравственных норм (нравственные отношения).
Отношения между классами по поводу создания и потребления идеологических, художественных и иных духовных ценностей (духовные отношения в узком смысле слова).
При анализе социальной структуры общества очень важно учитывать не только межклассовые, но и внутриклассовые различия. Выделение слоев, составных частей, отрядов внутри того или иного класса позволяет лучше понять условия их общественного бытия и интересы, прогнозировать их социальное и политическое поведение. А противоречия эти в реальной социальной действительности, как показывает исторический опыт, оказываются весьма существенными (противоречия между финансовым капиталом и промышленниками, между малым бизнесом и корпорациями, между занятыми в производстве рабочими и резервной армией труда).
В последние годы мы сталкиваемся с очередной попыткой отлучить от достижений мировой обществоведческой мысли классовый подход к анализу социальных явлений, подход, рожденный, как уже отмечалось, до марксизма прогрессивными буржуазными учеными. Классовый подход (не к подбору кадров, не к распределению благ и т.п., а к анализу исторических ситуаций и феноменов) не есть простая выдумка "великой сортировочной машины" - человеческой головы, старающейся все разложить "по полочкам": он адекватно отражает историческое прошлое и настоящее. Тем более нельзя рассматривать классовый подход в качестве простой выдумки марксистов. Как отмечалось в литературе, марксистская концепция классовой борьбы, социальных революций и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры [1].
1 См. Степин В. С. Философская
антропология и философия
Действительно, разве не была история в течение тысячелетий историей классов и классовой борьбы? Разве перестало быть классовым сегодняшнее западное общество, несмотря на явные тенденции к социализации? Возьмем для примера Великобританию, довольно типичную страну Запада. По данным на самый конец 80-х годов, "верхушка" общества, составлявшая 1% населения, владела 21% объема всех личных состояний, в то время как 80% населения распоряжались лишь третью национального богатства [2].
2 Giddens, Anthony. Sociology. Cambridge. 1989. P. 217.
Сам объективный процесс движения
современного западного общества в
направлении большей социальной
справедливости и нарастания демократических
тенденций выступает в
И, наконец, можно ли, отбросив классовый
подход, понять нашу советскую, а теперь
уже и постсоветскую
Общественное сознание и его структура
Если категория «общественное бытие» фиксирует объективные, не зависящие от воли и желания отдельного человека общие отношения, общие связи и институты, включая и материальное производство, то категория «общественное сознание» необходима для того, чтобы понять как отражается общественное бытие в мыслях и чувствах субъекта общественной жизни, причем в самых различных их аспектах и формах. Здесь слово «отражение» требует пояснения. Во-первых, «отражаться» не значит «быть прямой причиной», т.е. не следует искать в стихотворении, музыкальном произведении, добром поступке какого-либо человека, вере в бога, создании новой научной теории прямых экономических причин или других материальных факторов. Во-вторых, «отражаться» не значит «как в зеркале», т.е. бесконечное множество духовных явлений далеко от общественного бытия, отражают его опосредованно. Но, тем не менее, факт связи общественного бытия и общественного сознания отрицать довольно трудно: каждая историческая эпоха, особенности общественной жизни каждого народа порождают свои представления, теории, взгляды, системы нравственных норм и т.п. Следовательно, зависимость общественного сознания от общественного бытия можно считать важнейшим социологическим законом.
Однако общественное сознание может оказывать на общественное бытие обратное влияние, обладать определенной самостоятельностью. Оно может:
1) активно
способствовать развитию
2) опережать общественное бытие;
3) тормозить общественное бытие.
Носителем общественного сознания, безусловно, выступает субъект общественной деятельности. Таковым может быть не только отдельный индивид, личность, но и социальная группа, класс, общество в целом. В отличие от индивидуального сознания в общественном сознании откристаллизовывается сама сущность общественной жизни, самое характерное, то, что есть (или может быть) в каждом человеке. Поэтому общественное сознание имеет надличностный характер, его нельзя представить в виде простой суммы индивидуальных сознаний. В отличие от индивидуального, общественное сознание изначально неэкзистенциально, т.е. оно не обязательно переживается отдельным индивидом на уровне эмоций, чувств, воображения и т.п. Оно всегда выражено в знаниях, теориях, нормах, идеологиях, общественных отношениях в целом. Отдельный субъект может приобщиться к ним, а может и не приобщиться – не воспринять эти теории и нормы. Кроме того, общественное сознание беднее индивидуального, так как оно абстрагируется от всего многообразия специфических, индивидуальных, неповторимых черт, присущих каждой отдельной личности. Однако неверно понимать это качество как проявление полной независимости от индивидуального, по отношению к которому оно выступает как нечто внешнее, почти трансцендентное. Индивидуальное сознание социально по своему происхождению (т.е. не передается по наследству, а формируется только в обществе и под влиянием общества), и отчасти по своему содержанию (т.е. включает в себя не только индивидуальные, неповторимые мысли и чувства, но и социально значимые, усвоенные знания, нормы и ценности).
И наконец, общественное сознание имеет социальные функции: регулятивную, коммуникативную, воспитательную, программирующую, аксиологическую, идеологическую и др.
Рассмотрев вопрос о взаимодействии общественного сознания и общественного бытия, перейдем к выяснению структуры общественного сознания. Структурирование общественного сознания осуществляется с точки зрения гносеологического и социологического подходов.
Гносеологический аспект предполагает выяснение того, что и как отражает общественное сознание в общественном бытии. Социологический аспект позволяет выяснить роль общественного сознания в жизни людей. Оба этих аспекта следует принимать во внимание при анализе уровней и всех форм общественного сознания.
Разделение общественного сознания по уровням (горизонтальный срез) осуществляется в зависимости от глубины отражения общественного бытия. Гносеологически выделяют два уровня общественного сознания – обыденный и теоретический (табл.1).
Обыденный и теоретический уровни общественного сознания не существуют в чистом виде. Разделение их в таблице в определенном смысле условно (как и любая схема). Мы рассматривали их таким образом для того, чтобы выделить присущие им закономерности.
Вопрос о диалектике обыденного и теоретического сознания возникает также и тогда, когда мы анализируем их истоки, закономерности их возникновения.
Существует
точка зрения, что обыденное сознание
является изначальной формой общественного
сознания вообще. При таком подходе
получается, что на ранних ступенях
развития человеческого общества (первобытный
строй) сознание всецело было обыденным.
Теоретическое же сознание появляется
позже (классовое общество). Однако
тогда обыденное (общественное) сознание
отождествляется со «стадным сознанием»
первобытного человека, которое еще
нельзя считать общественным в полном
смысле слова. Такое «стадное», «животное»
сознание пока есть осознание ближайшей,
чувственно данной среды, без отрыва
от нее, без обобщения. Общественное
же сознание уже предполагает отрыв
от непосредственной чувственной данности,
обобщение, надындивидуальное
УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
Обыденное сознание
Теоретическое сознание
1. ФОРМИРУЕТСЯ
стихийно в границах повседневных житейских ситуаций как сознание реального процесса жизни, деятельности человека, его конкретных ближайших потребностей. В некотором смысле это «практическое» сознание
в целенаправленной теоретической (логической) деятельности в форме анализа, синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному, диалектики логического и исторического и т.п.
2. СУЩЕСТВУЕТ В ФОРМЕ
разрозненных,
несистематичных мозаичных
строгой системы определенных идей и положений, выстроенной с использованием соответствующих методов, принципов, законов и понятий. Выстраивание такой системы имеет определенную цель и последовательную цепь логических доказательств, как правило, многократно эмпирически перепроверенных, а также ряд гипотез и предположений. В результате система приобретает концептуальный характер
3. ДАЕТ ЗНАНИЕ:
непосредственной действительности на уровне явлений, охватывает и обобщает в основном внешние связи и отношения общественной жизни
сущности вещей, отвлекаясь (абстрагируясь) от непосредственной действительности
4.ИСТИНА ПРЕДСТАВЛЕНА
в виде «здравого смысла», интуитивных догадок, «вечных истин», стихийно рожденных самой жизнью
в виде
многократно перепроверенных
5. ЯЗЫК
повседневный, разговорный (в том числе фольклорный, жаргонный, национально особенный)
Специально (часто искусственно) созданный: понятия, цифры, графики, знаки, таблицы, схемы
6. НОСИТЕЛЯМ (СУБЪЕКТАМИ) ЯВЛЯЮТСЯ
все люди (на индивидуальном и групповом уровнях)
профессионально
подготовленные люди (на основе разделения
физического и умственного
Следовательно,
общественное сознание (в двух его
уровнях) возникает на определенном
этапе исторического развития после
«стадного» сознания первобытного человека
в результате разделения физического
и умственного труда, когда «разумный»,
«общественный» человек стал способен
обобщенно осмысливать свою жизнедеятельность,
отношения с другими людьми и
вырабатывать представления, идеи и
нормы, регулирующие и оценивающие
эти отношения. Однажды возникнув,
общественное сознание обладает уже
относительной
Анализ двух уровней общественного сознания был бы неполным, если бы мы не раскрыли социологический аспект, т.е. роль общественного сознания в жизни людей. Обыденный и теоретический уровни дополняются здесь общественной психологией и идеологией.
Общественная психология представляет собой несистемную, стихийно сложившуюся совокупность духовных образований, включающих в себя: 1) индивидуальную психологию – устойчивые психологические состояния людей (чувства, эмоции, настроения, предрассудки, влечения, переживания и т.п.), возникающие часто безотчетно, инстинктивно по поводу явлений общественной жизни (в отличие, скажем, от переживаний личного характера, настроения по поводу погоды, плохой оценки на экзамене, удачного или неудачного дня и т.п.); 2) явления (традиции, обычаи, навыки, привычки); 3) процессы (подражания, внушение и т.д.); 4) взгляды, идеи, представления (политические, правовые, религиозные, нравственные и др.), но не в виде теорий, как в идеологии, а в виде убеждений, верований, социальных позиций.