Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа
Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.
Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.
Представление об обществе как едином организме явилось результатом
длительного развития философской мысли. Представление о системности в
природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей
концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности
общественной жизни наиболее активно разрабатывали такие крупнейшие
мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.
Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.
Общество – группа
людей, создавшаяся благодаря
разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы
не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности.
Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности
интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется
под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от
включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую
между индивидом и государством.
После
попыток объяснения сути
(Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал,
в особенности 1 18 века
политико-философской
решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество
стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки –
социологии.
В
самом широком понимании
выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.
Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов.
Обмен деятельностью
между людьми есть сущность общественного
взаимодействия между ними. От того,
как устроен механизм обмена деятельностью,
зависит и оценка общества как
справедливого или
Со времени распада
первобытной общности важнейшим
условием прогрессивного развития общества
становится общественное разделение труда.
Большинство населения
Общественное разделение труда стало постоянным и неизменным свойством общества как целостного, функционирующего социального организма. На протяжении многих столетий философская мысль тщетно искала пути преодоления сословно-классового разделения общества, превращения труда в сфере материального производства в разновидность творческой деятельности.
В любом современном обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они взаимосвязаны друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.
В основе социальной структуры
общества лежат общественное разделение
труда и отношение
К основным элементам
социальной структуры общества относятся:
классы; люди города и деревни; представители
физического и умственного
Почти все эти социальные
группы и национальные общности неоднородны
по составу и, в свою очередь, делятся
на отдельные слои и группы с их
собственными экономическими, социальными,
политическими и другими
Идеи социальной стратификации
были развиты П. Сорокиным. Страта (слой,
пласт) - это группа людей, отличающихся
по своему положению в социальной
иерархии. Основа и сущность социальной
стратификации - в неравномерном
распределении прав и привилегий,
меры ответственности и
М. Вебер ввел экономический критерий принадлежности к определенной страте - класс (уровень доходов), политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальной в узком смысле (статус и престиж).
Статус - это положение в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением и т.д.
Престиж - это оценка
определенного статуса в
Общество как развивающаяся система.
В социальных науках обычно проводится строгое разграничение между биологической эволюцией и историей человеческого общества. С микроскопической точки зрения мы можем, конечно, наблюдать отдельных индивидов с их потребностями, ценностями, убеждения и т.д. Но с макроскопической точки зрения развитие государств, наций, культур представляет собой нечто большее, чем сумма их составных частей. Как учит нас философия, монокаузальность (однопричинность), несистемность мышления и т.д. в политике и истории есть нелогичный и опасный путь линейного мышления (примером может служить «однолинейное» марксистское учение о классовой борьбе).
В рамках теории сложных
систем поведение человеческой популяции
объясняется эволюцией
При рассмотрении общества
как развивающейся системы
Для разъяснения основных идей социальной философии относительно изучения общества как саморазвивающейся системы необходимо рассмотреть ключевые понятия, которыми оперирует современная социальная философия. Вынесенное в заголовок вопроса понятие «система» особых разночтений в современной науке не вызывает. Понятие же «развитие» постоянно становилось и становится объектом дискуссий и особенную сложность приобретает в применении к социальным явлениям. Обсуждается при этом не только содержание, но и направленность социального развития. С точки зрения современной философии общества социальный прогресс представляет собой последовательную смену состояний социальных систем, имеющую многовекторный характер; социальный прогресс можно рассматривать как деятельность людей, в результате которой достигаются определенные общественно-значимые цели. Идея развития может рассматриваться как своеобразный камень преткновения множества социально-философских учений и дискуссий. Несколько упрощая, в социальной философии можно выделить два направления, по-разному понимающие проблему социального прогресса и развития общества – эволюционное (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и дрё) и революционное (марксизм – ленинизм)[5].
Социальные процессы
в зависимости от сферы проявления
могут быть экономическими, политическими,
идеологическими и пр. Характер,
интенсивность различных
Общество может
Среди источников социальных конфликтов следует назвать, во-первых, социальное неравенство людей. Вопреки мнению марксизма (каждому по потребностям») удовлетворить потребности и интересы индивидов всех социальных слоёв практически невозможно. Следовательно, конфликты (противоречия) будут существовать всегда в явной либо латентной форме. Во – вторых, для изучения социальных конфликтов необходимо ввести аксиологическую составляющую. У различных социальных групп имеется свои ценностные ориентации, приоритеты одних ценностных образований над другими. (Никому, например, сегодня не придёт в голову оспаривать несовпадение ценностей работников высокоинтеллектуального труда и работников труда неквалифицированного.) В – третьих, при анализе конфликтов, их глубинных причин следует учитывать неравномерное экономико-социальное и политическое развитие стран, регионов планеты. Добавим сюда национальные особенности, религиозные и историко-культурные различия и т.д. (пример – чеченская проблема в России). Наконец, в-четвёртых, сами властные отношения, отношения господства – подчинения, ролевые установки управляющих и управляемых неизбежно приводят к социальным конфликтам.
Отталкиваясь от такого
концептуального перечня