Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.

Работа содержит 1 файл

Современная философия рассматривает человеческое общество как.docx

— 88.84 Кб (Скачать)

Современная философия рассматривает  человеческое общество как

совокупность множества различных  частей и элементов. Причем эти части  и

элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно

связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и

существует как единый целостный  организм, как единая система. От других

природных систем, в том числе  физических и биологических, общество

отличается своей особой сложностью.

Представление об обществе как едином организме явилось  результатом

длительного развития философской мысли. Представление  о системности в

природе и в обществе возникло еще в античной философии в виде обшей

концепции об упорядоченности, целостности бытия. Проблему системности

общественной жизни  наиболее активно разрабатывали  такие крупнейшие

мыслители XIX—XX вв., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М.

Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и

разумно организованной совместной деятельности, причём члены  такой группы

не объединены столь  глубоким принципом, как в случае подлинной общности.

Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности

интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется

под воздействием его  включённости в общество, чем в  зависимости от

включённости в  общность. Часто под обществом  подразумевают сферу, лежащую

между индивидом  и государством.

      После  попыток объяснения сути понятия  «общество» в древности

(Аристотель) и в  средние века (Августин и Фома  Аквинский) вопрос этот стал,

в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее

решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество

стало предметом  рассмотрения и центральным пунктом  новой науки –

социологии.

      В  самом широком понимании общество изучаемое социальной философией,

выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире.

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной  структурой, действием в нем многих неоднородных факторов.

Обмен деятельностью  между людьми есть сущность общественного  взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как  справедливого или несправедливого, и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.

Со времени распада  первобытной общности важнейшим  условием прогрессивного развития общества становится общественное разделение труда. Большинство населения вынуждено  было заниматься малопроизводительным и нетворческим, чисто физическим трудом. В то же время незначительная часть населения -- правящие, привилегированные слои общества -- освобождалась от этого бремени. Эти слои имели свободное время и возможность для занятий творческой деятельностью в сфере управления государством, в науке, искусстве, но чаще всего вели праздный образ жизни, лишенный возвышенных целей.

Общественное разделение труда стало постоянным и неизменным свойством общества как целостного, функционирующего социального организма. На протяжении многих столетий философская  мысль тщетно искала пути преодоления  сословно-классового разделения общества, превращения труда в сфере  материального производства в разновидность  творческой деятельности.

В любом современном  обществе функционируют социальные группы и слои населения, а также  национальные общности. Они взаимосвязаны  друг с другом. Между ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и  отношения образуют социальную структуру  общества.

В основе социальной структуры  общества лежат общественное разделение труда и отношение собственности  на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда  появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей  города и деревни, умственного и  физического труда. Отношения собственности  экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

К основным элементам  социальной структуры общества относятся: классы; люди города и деревни; представители  физического и умственного труда; сословия (т. е. социальные группы, место  в обществе которых определяется не только их положением в системе  социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и  правовыми актами); социально-демографические  группы - молодежь, женщины, мужчины, старшее  поколение людей; национальные общности - нации, этнические группы и др.

Почти все эти социальные группы и национальные общности неоднородны  по составу и, в свою очередь, делятся  на отдельные слои и группы с их собственными экономическими, социальными, политическими и другими интересами. На это обращает внимание распространенная в западной социологии теория стратификации, делящая общество на различные слои («страты») по самым разным основаниям: уровень доходов, профессия, вид  деятельности, политические взгляды, ценностные ориентации и т. д.

Идеи социальной стратификации  были развиты П. Сорокиным. Страта (слой, пласт) - это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Основа и сущность социальной стратификации - в неравномерном  распределении прав и привилегий, меры ответственности и обязанностей, власти и влияния.

М. Вебер ввел экономический  критерий принадлежности к определенной страте - класс (уровень доходов), политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальной в узком смысле (статус и престиж).

Статус - это положение  в обществе в соответствии с возрастом, профессией, происхождением и т.д.

Престиж - это оценка определенного статуса в социальной иерархии, принятая и закрепленная в общественном мнении.Сорокин выделил три стратификационные структуры: экономическую. политическую, профессиональную.Социальные различия между представителями различных страт объективны. Однако стратификация может быть действенным средством регуляции общественных отношений только в случае осознания социального неравенства, признания его неизбежности в целом и одновременно - стремление каждого повысить свое положение в социальной иерархии. По мнению Сорокина, социальная стратификация - это постоянная характеристика любого организованного общества. "Общество без расслоения, с реальным равенством их членов - миф, так никогда и не ставшей реальностью за всю историю человечества.

 

Общество как  развивающаяся система.  

В социальных науках обычно проводится строгое разграничение  между биологической эволюцией  и историей человеческого общества. С микроскопической точки зрения мы можем, конечно, наблюдать отдельных  индивидов с их потребностями, ценностями, убеждения и т.д. Но с макроскопической точки зрения развитие государств, наций, культур представляет собой  нечто большее, чем сумма их составных  частей. Как учит нас философия, монокаузальность (однопричинность), несистемность мышления и т.д. в политике и истории есть нелогичный и опасный путь линейного мышления (примером может служить «однолинейное» марксистское учение о классовой борьбе).

В рамках теории сложных  систем поведение человеческой популяции  объясняется эволюцией микроскопических параметров, обусловленной малейшими  взаимодействиями между различными группами людей (и индивидами в том  числе). Линейное мышление и линейные управленческие действия могут привести в обществе к глобальному хаосу, несмотря на то, что в данной конкретной ситуации действия продиктованы наилучшими намерениями. Преодоление нелинейности социального мышления приводит к  увеличению вариантов будущего развития. Кроме того, возрастание нелинейности мышления способствует объединению  отдельных структур в более сложные, а значит и возможности построения более совершенных формообразований (например, создание европейского сообщества продиктовано ходом исторического  прогресса в 20 веке).

При рассмотрении общества как развивающейся системы важно  определить основополагающие принципы исследования этого явления. Во-первых, по отношению к природе общество выступает как подсистема (отсюда – влияние природных процессов на социальные и наоборот). Во-вторых, общество является саморазвивающихся системой (это объясняет  относительную сложность (а может быть невозможность) создания универсальных социальных теорий). В-третьих, как всякую систему общество можно разделить на определенное количество объективных элементов и проанализировать характерные связи между ними (это, вероятно, и является причиной существования множества подходов и исследованию общества). В-четвертых, развитие общества имеет многовекторный, инвариантный характер (отсюда трудности и определенные приделы социального прогнозирования). В-пятых, постоянно возрастает масштабность (глобальность) всех аспектов общественного развития, степень непредсказуемости его результатов (как следствие - необходимость придания социальным теориям качества «опережения», «прорыва» из порочного круга наличного опыта).

Для разъяснения основных идей социальной философии относительно изучения общества как саморазвивающейся  системы необходимо рассмотреть  ключевые понятия, которыми оперирует  современная социальная философия.  Вынесенное в заголовок вопроса понятие «система» особых разночтений в современной науке не вызывает. Понятие же «развитие» постоянно становилось и становится объектом дискуссий и особенную сложность приобретает в применении к социальным явлениям.  Обсуждается при этом не только содержание, но и направленность социального развития. С точки зрения современной философии общества социальный прогресс представляет собой последовательную смену состояний социальных систем, имеющую многовекторный  характер; социальный прогресс можно рассматривать как  деятельность людей, в результате которой достигаются определенные общественно-значимые цели. Идея развития может рассматриваться как своеобразный камень преткновения множества социально-философских учений и дискуссий. Несколько упрощая, в социальной философии можно выделить два направления, по-разному понимающие проблему социального прогресса и развития общества – эволюционное (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер и дрё) и революционное (марксизм – ленинизм)[5].

Социальные процессы в зависимости от сферы проявления могут быть экономическими, политическими, идеологическими и пр. Характер, интенсивность различных социальных процессов тоже различаются. Понимание  этих различий достигается через  такие понятия как «социальная  динамика», «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный  прогресс» и т.д. Социальная динамика (понятие введено в философское  знание О. Контом) определяется как  смена состояний общественных явлений  и форм, а так же общества в  целом. Социальные изменения – это  нарушение тождества социального  процесса с самим собой в ходе социальной динамики. (Например, на смену  т.наз. интернационализму в СССР приходят националистические тенденции в странах СНГ). Что касается понятия социальное развитие, то под ним подразумевается направленное, необратимое изменение социальных процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние. (Например, страны СНГ, меняя структуру органов управления, становятся самостоятельными государственными субъектами на международной арене). Социальный прогресс – это последовательное, всегда достаточно медленное восхождение  от более простых к более сложным формам общественной жизни. В основе социального прогресса лежит изменение структуры общества, исчезновение старых, возникновение новых потребностей и интересов. Интересно, что внедрение и развитие  новшеств для стимуляции социального прогресса в обществе чаще всего определяется формами, противостоящими многообразию, стремящимися к однолинейности, что, в целом, противоестественно, поскольку в мире живого царит многообразие, являющееся принципом биосферы.

Общество может рассматриваться  как самостоятельная система, обладающая собственными родовыми признаками. Одним  из таких признаков является постоянное присутствие в социальных процессах  конфликтных ситуаций. Социальный конфликт – это столкновение потребностей (П. Сорокин) и противоположных интересов  различных социальных групп, противостояние общественных сил на основе несовпадения поставленных ими целей. Природа  социальных конфликтов рассматривается  по-разному. М. Вебер называл социальный конфликт «борьбой за выживание» и  придавал ему универсальный характер. З. Фрейд причины конфликтов  искал в глубинах подсознания, выстраивал их психологическую составляющую.  К. Маркс в русле своей методологии квалифицировал социальный конфликт (у него это «классовые противоречия») как результат классовых антагонизмов в эксплуататорских обществах и считал, что эта коллизия может быть разрешена только революцией (революции Маркс образно называл «локомотивами истории»).

Среди источников социальных конфликтов следует назвать, во-первых, социальное неравенство людей. Вопреки  мнению марксизма (каждому по потребностям»)  удовлетворить потребности и интересы индивидов всех социальных слоёв практически невозможно. Следовательно, конфликты (противоречия) будут существовать всегда в явной либо латентной форме. Во – вторых, для изучения социальных конфликтов необходимо ввести аксиологическую составляющую. У различных социальных групп имеется свои ценностные ориентации, приоритеты одних ценностных образований над другими. (Никому, например, сегодня не придёт в голову оспаривать несовпадение ценностей работников высокоинтеллектуального труда и работников труда неквалифицированного.) В – третьих, при анализе конфликтов, их глубинных причин следует учитывать неравномерное экономико-социальное и политическое развитие стран, регионов планеты. Добавим сюда национальные особенности, религиозные и историко-культурные различия и т.д. (пример – чеченская проблема в России). Наконец, в-четвёртых, сами властные отношения, отношения господства – подчинения, ролевые установки управляющих и управляемых неизбежно приводят к социальным конфликтам.

Отталкиваясь от такого концептуального перечня социальных конфликтов, а так же от разделения их в зависимости от сфер жизни  общества и масштабности можно составить  классификацию, разумеется, упрощенную, социальных конфликтов. Согласно критерию общественной жизни, общественного  производства, можно выделить конфликты  экономические, политические, этнические, религиозные и пр. По критерию масштабности социальных конфликтов - глобальные, межгосударственные, региональные, межгрупповые и пр. По способу разрешения -  насильственные (войны, революции, восстания, «стычки») и ненасильственные (забастовки, дискуссии, переговоры, референдумы, демонстрации)[6]. Конфликты подрывают общественное согласие, но в целом они не могут и не должны дезорганизовывать социальную систему (революции  - это социальная аномалия). Социальные конфликты - вполне естественное, неизбежное взаимодействие индивидов и социальных групп, которое способствует разрушению устаревших и управлению возникающих общественных связей и отношений.

Информация о работе Социальная философия