Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Современная философия рассматривает человеческое общество как
совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и
элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно
связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и
существует как единый целостный организм, как единая система. От других
природных систем, в том числе физических и биологических, общество
отличается своей особой сложностью.

Работа содержит 1 файл

Современная философия рассматривает человеческое общество как.docx

— 88.84 Кб (Скачать)

Тенденцией развития современного общества является:

• превращение его  во все более однородное, сглаживание  противоречий, разницы между стратами;

• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп".

5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

• государство и государственные  органы;

• политические партии;

• общественные организации;

• профсоюзы;

• иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства  являются:

• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная —  охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

• внешнеполитическая;

• интеграционная.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

• духовная деятельность;

• духовные ценности;

• духовные потребности  людей;

• духовное потребление;

• индивидуальное сознание;

• общественное сознание.

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и  потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного  сознания являются:

• обыденное и теоретическое  сознание;

• общественная идеология  и психология;

• формы общественного  сознания.

Обыденное сознание —  непосредственное восприятие обществом  и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности  и интересы людей и общества в  целом.

Общественная идеология  — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Формами общественного  сознания являются:

• политическое;

• правовое;

• моральное;

• научное;

• религиозное.

 

Социальное  бытие общества

В предыдущих главах человеческое общество предстало перед нами не как механическая сумма индивидов, а как социальная система, в фундаменте которой лежит  способ производства материальных благ. В рамках этой системы формируются  и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы в разных сферах общественного производства и т.д.

Можно было бы начать изучение социальной структуры общества с классов, поскольку  именно они являются наиболее важным элементом социальной структуры  во всех послепервобытных обществах. Объясняется эта их роль тем, что классы непосредственно определяются способом производства и также непосредственно связаны с ним. Классовое деление общества накладывает свой отпечаток на развитие всех других социальных групп и общностей.

В связи с этим социальная структура  классового общества в литературе зачастую определяется как социально-классовая, что не совсем верно, ибо в какой-то степени затушевывает важность и  существенность других компонентов( подсистем) социальной структуры общества: этнической, демографической, поселенческой, профессионально-образовательной.

Вполне понятно, что "набор" этих компонентов будет различным  в зависимости от того, о какой  ступени развития общества идет речь. В первобытном обществе, например, отсутствовала не только классовая, но и поселенческая структура, ибо  ее появление связано с выделением города как центра ремесла и торговли, его отделением от деревни, равно как отсутствовала и структура профессионально-образовательная. Учитывая эту разновременность, мы предлагаем читателю исторический принцип подключения подсистем к анализу социальной структуры общества, то есть рассмотрение их в том порядке, в котором они действительно возникали в реальном историческом процессе.

Если иметь в виду развитую ступень  общественного развития, то социальную структуру общества схематично можно  представить следующим образом.

Расположение человека в центральной  точке схемы хотя и очень условно, но отражает крайне существенный момент: индивид "вписан" в каждую из общностей, характеризующих компоненты социальной структуры. Он одновременно осуществляет свою жизнедеятельность и как  член семьи, и как представитель  класса и профессии, и как горожанин  либо селянин, и как индивид, относящийся  к определенной этнической общности.

Итак, в порядке рабочего определения  можно сказать, что социальная структура  общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

I. Этническая  структура общества

Все структуры составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них - этническая и демографическая - по своим корням связаны с биологической природой человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляют это биологическое в общественной жизни. Три другие - поселенческая, классовая, профессионально-образовательная - социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны, и сложились в результате трех великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

Коль скоро избран исторический подход к последовательности рассмотрения каждой из пяти структур, то вполне естественно, что начаться он должен со структур биосоциальных, а еще конкретней - с анализа этнической структуры общества, поскольку именно этнические образования (род, племя) представляли собой первоначальные социальные общности, а демографическая структура, в силу этого, была ничем иным, как демографической структурой этноса.

Доклассовое общество выработало свои, обусловленные в конечном счете технологическими и экономическими причинами, формы общности людей - род и племя.

Род представлял собой объединение  кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим  местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был  основной ячейкой первой в истории  общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

Более высокой исторической формой общности людей в пределах той  же первобытно-общинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровно-родственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровно-родственных связей от этнических общностей.

В основу следующей, более высокой  формы общности - народности, легли  уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В. И. Ленин критиковал в свое время Н. К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей - уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы). Процесс этот был очень длительным: "сосуществование" племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

К анализу этой общности в ее взаимосвязях с нациями, крупномасштабным членением  исторического процесса и т.д. мы будем еще возвращаться. Сейчас же отметим только следующее: необходимость  соблюдения принципа историзма при  исследовании природы и сущностных черт народностей.

Во-первых, народности претерпевают в  ходе своего развития самую настоящую  метаморфозу, в связи с чем было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно-исторически.

Во-вторых, народности принадлежит  определенное историческое место между  родоплеменными общностями и нациями  под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей. В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может "похвастаться" такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.

Формирование следующей, еще более  высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается  с развитием капитализма. При  этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму  экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой  материальных и духовных предпосылок  для образования наций. И все  же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого рода феодальные перегородки и установившего прочные экономические связи между различными районами той или иной страны.

Итак, нация характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравнительно большие  группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного  времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации. В  то же время и проживание на одной  территории само по себе не консолидирует  людей в единую нацию. Восточно-славянские племена, а затем народности занимали территорию европейской части нашей страны издавна, тем не менее формирование здесь русской и украинской наций произошло лишь в последние века в связи с развитием капитализма, а формирование белорусской нации смогло завершиться только в послеоктябрьский период.

Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и  общность языка. Национальный язык - это  общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Только такая языковая общность обеспечивает совместную экономическую, политическую, духовную жизнь миллионов и десятков миллионов людей. Но этот, как и  любой другой, признак нации нельзя абсолютизировать и рассматривать  изолированно. Нередко случается, что  один и тот же язык выступает в  качестве национального языка нескольких наций (английский язык у англичан, североамериканцев, австралийцев, новозеландцев; немецкий - в ФРГ и в Австрии; испанский - у испанцев, мексиканцев, кубинцев). Общность языка должна обязательно  рассматриваться в неразрывной  связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих  по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним.

Таким третьим основным признаком  нации является общность экономической  жизни, заключающаяся отнюдь не в  том, что вся нация производит один и тот же продукт. Мы уже говорили, что общность экономической жизни  возникает на основе хозяйственной  специализации различных районов  страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс  специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной  зависимости друг от друга и был  одновременно процессом экономической  консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической  жизни формируется четвертый  признак нации - общие черты психического склада, закрепленные в менталитете  данного народа. Психический склад  нации не является чем-то врожденным, он является отражением в сознании нации особенностей ее экономического и политического развития, взаимоотношений  с другими народами, конкретных географических условий.

Информация о работе Социальная философия